К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

«Женщина, на паровоз!»: как Зинаида Троицкая добивалась права работать машинистом


В Советском Союзе, формально провозгласившем курс на расширение прав женщин, долгое время сохранялись гендерные ограничения на работу в метро или на железной дороге. Однако с 1940-х по 1980-е, чуть меньше полувека, женщины руководили составами и целыми депо. Все это — благодаря Зинаиде Троицкой
Советский плакат, изображающий Зинаиду Троицкую на паровозе ФД20 Ленинской железной дороги (1939 год)

Москва-Сортировочная

Когда Зинаиду Троицкую спрашивали, как стать на нее похожей, она обычно отвечала: «Нужно просто родиться на железной дороге». И почти не преувеличивала. Она родилась 8 марта 1913 года, в Международный женский день, в «железнодорожной» семье. Папа — слесарь по ремонту поездов (после революции перешел на должность перронного контролера), мама — табельщица (она вела расписание работы машинистов). Депо — Москва-Сортировочная. 

Дни напролет девочка проводила на работе у отца, помогала ему, смотрела на огромные черные машины. Песочницы у Зины тоже были железнодорожными — так называются емкости с песком, которые устанавливаются на паровозах и посыпают песком колеса, чтобы улучшить сцепление с рельсами. 

В годы Гражданской войны Зина с матерью ездила за отцом, служившим в армии. Саратов, Царицын, Калач, Ростов-на-Дону — и всюду по железным дорогам. Зина мечтала о путешествиях и приключениях. И родителям заявила, что жизненный путь выбрала твердо — будет капитаном дальнего плавания. Отец рассудил, что для начала неплохо бы овладеть «маленькой» профессией, и предложил пойти на слесаря по ремонту паровозов — по его стопам. В 15 лет, после окончания «девятилетки», Зинаида поступила в школу фабрично-заводского ученичества при депо станции Москва-Пассажирская. 

 

Учиться нравилось. Зинаида зубрила названия частей локомотива и даже повесила в комнате разрезную модель паровоза. На выпускной экзамен, куда нужно было принести собственноручно изготовленный инструмент, Зинаида решилась делать сложный французский ключ (так называют разводной гаечный ключ, у которого расстояние между плоскостями регулируется вращением гайки). Все отговаривали — слишком сложно, не успеешь! — но она не боялась трудностей и заработала высший балл. 

Москва-Пассажирская

Получив «корочку» слесаря, Зинаида тут же пошла на курсы помощников машиниста. Мечта из детской фантазии превратилась во вполне конкретную цель. Правда, на железную дорогу были «нужны машинисты, а не девчонки», и когда Зинаиду с одногруппниками отправили на работу, ее определили только слесарем. Основание — постановление Наркомтруда: работа на паровозе для женщин считалась «особо вредной». У Зинаиды насчет этих ограничений имелось совсем другое мнение: «Пусть те, кто не может, не работают, а ко мне это не относится». 

 

О том, что Зинаида Троицкая хочет управлять паровозом, в депо Москва-Пассажирская знали все. Она подходила со своей просьбой к начальнику депо, к мастерам, к машинистам, обращалась в комсомольскую организацию. Там ей выбили еще один экзамен на профпригодность, и Зинаида получила, наконец, долгожданное распределение на паровоз — помощником машиниста. Правда, машинист, с которым Зинаиду послали на первую смену, отказался брать ее с собой. Но потом один из самых опытных и уважаемых сотрудников депо, Андрей Ермолаев, сам пришел к начальству и попросил назначить именно Зинаиду к нему в помощники — увидев, что, хотя опыта у нее нет, теорию она знает безупречно и по-настоящему хочет работать. Ездили они по маршруту Москва-Рязань.

Зинаида четыре года проработала помощником машиниста. Большинство тех, кто учился вместе с ней, давно уже дослужились до машинистов и самостоятельно управляли паровозами. Но только не Троицкая. Она подавала одно прошение за другим. Выполнила норму «наезженных» километров, получила рекомендации. Но на ее заявления о переводе даже не отвечали. Пока 8 марта, в день рождения, Зинаида Троицкая не получила вызов в управление Московской железной дороги на сдачу экзамена на должность машиниста. Ермолаев настоял, чтобы его помощницу, наконец, допустили. Домой Зинаида возвращалась уже в новом звании. 

Ленинская железная дорога

Троицкой дали старый, потрепанный локомотив, на котором другие отказывались ездить, — Чн 394 маневровый. Он дергался, ехал рывками, управлять им было тяжело. Обычно Чн 394 отправляли только на дальние пути, в тупики вывозить вагоны. Вместе с помощником Троицкая долго «выхаживала» паровоз — чистила, проверяла механизмы, кое-что меняла. Коллеги смеялись: «Подмолодили старушку». Но когда обновленный локомотив вышел на пути, то шел совсем по-другому — плавно и податливо, и даже свисток его звучал чище. На новую машинистку обратили внимание, стали к ней присматриваться. Когда спрашивали, как ей удалось так улучшить фактически списанный паровоз, Зинаида спокойно раскрывала секреты: «На ЧН394 паровая машина системы «компаунд». Мы с ребятами ее изучили, всю сами перебрали, смазали и опробовали. И убедились: все дело в управлении. Я попробовала помягче брать с места, и результат превзошел все ожидания». 

 

На своей следующей машине, пассажирской З 104 (по имени машинистки ее называли «Зойкой», чтобы было созвучно — Зойка и Зинаида), Троицкая сделала 22 000 км при норме в 5000 км. Во время ремонта она сама перепроверяла работы, не позволяла халтурить. 

Зинаида Троицкая у паровоза

В стране набирало популярность стахановское движение. Зинаида мечтала, чтобы и ее высокие достижения заметили. Она всегда перевыполняла планку. Даже экипировку паровоза, которую другие составы делали за два часа, ее бригада успевала выполнить за полчаса. 4 апреля 1936 года Зинаиде Троицкой в Кремле вручили орден Ленина — как стахановке и победителю социалистического соревнования. Ей только-только исполнилось 23 года.

В 1936 году она стала машинистом первого класса. Параллельно с работой окончила университет по специальности инженера-механика. Летом 1937 года Троицкая — заместитель начальника депо Сортировочная, в 1938 году — начальник Первого паровозного отделения Ленинской железной дороги.

Москва-Ташкент

«Ваш почин опровергает лживую, «вредную» теорию, будто женщины не могут быть машинистами, и практически подтверждает, что женщина при желании справится с работой на паровозе не хуже мужчины», — говорил в приветственной телеграмме нарком путей сообщения Лазарь Каганович. Когда Ольга Дейнеко рисовала плакат «Женщина, на паровоз!», машинистку на нем она изобразила похожей на Троицкую. 

На дорогах организовали курсы помощников машинистов, дежурных по станции, осмотрщиков вагонов, кассиров, проводников. Всего их прошли около 20 000 женщин. В родном депо Зинаиды на курсы пошли жены машинистов, работников дороги. Из них Троицкая решила сформировать полностью женскую бригаду. В октябре 1938 года эта самая бригада от перрона Казанского вокзала отправилась в Ташкент. 

 

По радиорупорам пассажирам сообщили, что поезд обслуживается полностью женской бригадой, а паровоз ведет машинист-орденоносец Зинаида Троицкая. Но вдруг ночью случился резкий толчок. Пассажиры возмущались и сетовали, что все-таки женщина не может управлять транспортом. Но к утру выяснилось, что Троицкая использовала экстренное торможение, потому что впереди на участке рабочие не закрепили после ремонта рельсы. Если бы не ее внимательность, случилась бы катастрофа. 

По возвращении Зинаиду встречали как героиню. Паровоз украсили лозунгом «Женщины, овладевайте техникой управления локомотивом!». Вскоре Совнарком исключил ряд железнодорожных профессий из списка запрещенных для женщин. В 1938 году Зинаида Троицкая стала первой и единственной в мире женщиной-начальником железнодорожной магистрали — Московской кольцевой железной дороги (сейчас она известна под названием МЦК). Ее звание звучало так: «генерал-директор тяги». 

Кольцевая

В 1941 году беременная Троицкая отказалась от приоритетной эвакуации и продолжала курировать работу своей магистрали, иногда даже водила составы. 

После окончания войны Зинаида Петровна перешла работать в Московский метрополитен. При ней началось строительство четвертой очереди линий — в первую очередь Кольцевой. В 1967 году она стала инициатором создания музея Московского метрополитена. В 1975 году вышла на пенсию, а в 1981 году умерла. 

 

Парадоксально, но в этот же временной промежуток, по сути, «заглохло» и дело ее жизни. В 1971 году Кодекс законов о труде снова запретил женщинам работать на железной дороге. Запрет сняли только в 2021 году.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+