К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

С помощью линейки: как Ивонн Брилл отправляла космические аппараты к Луне и Марсу

Ивонн Брилл (Фото Win McNamee / Getty Images)
Ивонн Брилл (Фото Win McNamee / Getty Images)
Канадская ученая и инженер Ивонн Брилл хотела заниматься химией, но в 1940-е в этой сфере дискриминация женщин был слишком сильной, — поэтому она выбрала ракетостроение. Благодаря ее работе на орбиту было выведено множество летательных аппаратов, некоторые достигли Луны и орбиты Марса. С разрешения издательства «Альпина нон-фикшн» публикуем отрывок из книги «52 упрямые женщины»

Рэйчел Свейби — независимый журналист, публиковалась в Wired, the Oprah Magazine, The New Yorker. «52 упрямые женщины» — книга о тех, чьи имена незаслуженно мало известны исключительно в силу гендерной принадлежности, хотя их научные открытия и исследования в области медицины, биохимии, биологии, физиологии, археологии изменили к лучшему жизнь на планете, позволили победить смертельные болезни, расширить наши знания о мире. 

В старших классах учитель физики заявил Ивонн Брилл, что женщины ни на что не годны. В Манитобском университете ей сказали, что инженерный факультет не рад женщинам. Позднее коллега предупредил, что она должна быть готова работать в два раза больше мужчин, чтобы продвигаться по службе наравне с ними. Это, правда, было до того, как ее признали одним из самых видных инженеров-ракетостроителей своего времени. Впоследствии Ивонн сопровождала каждое подобное воспоминание беззлобным смехом человека, всегда уверенного в том, что сможет удовлетворить свои высокие амбиции. Если идея завладевала Брилл, практически никто не мог заставить ее свернуть с пути.

Когда Брилл было четыре года, Амелия Эрхарт стала первой женщиной, совершившей одиночный перелет через Атлантику. Для маленькой Брилл возможность обрести свободу в полете казалась невероятной. Ничего подобного она не видела в канадской Манитобе, будучи третьим, младшим, ребенком в семье бельгийских иммигрантов, не окончивших средней школы. Все это не имело значения. Одной героини, совершившей перелет, было достаточно, чтобы показать ей, что на свете есть далекие места, куда можно стремиться, и выдающиеся дела, которые можно совершать.

 

В десять лет, проезжая на трамвае мимо Университета Манитобы, Ивонн решила, что поступит туда. И это в университет, явно не приветствующий женщин в инженерном деле? Неважно, Ивонн пошла туда учиться и в двадцать лет, лучшей на курсе, окончила его с дипломами по математике и химии. Вскоре она забронировала билет до Лос-Анджелеса в один конец. «Я не обсуждала это с родителями, — со смехом сказала Ивонн позже в интервью. — Просто пошла, собрала документы и уехала».

Если я знала, что с технической точки зрения иду верным путем, — я стояла на своем

Днем Брилл работала в компании Douglas Aircraft, участвуя в разработке первого американского спутника в качестве математика. Вечерами училась в магистратуре химического факультета в Университете Южной Калифорнии. Ивонн считалась единственной женщиной, занятой в ракетостроении в Соединенных Штатах в 1940-е гг. После нескольких лет занятий математикой, в том числе вычисления траекторий ракетных ступеней разной величины с помощью одной лишь логарифмической линейки, Брилл поняла, что теоретическая работа в Douglas Aircraft не приносит ей профессионального удовлетворения. Она хотела воочию видеть, как плоды ее труда отрываются от земли, но для этого нужно было сменить специальность. Брилл подумывала о карьере в области химии, в которой уже имела степень, но отвергла свою мысль из-за жесткой дискриминации женщин в этом сегменте науки. «Это даже не обсуждалось, — вспоминала она в интервью. — Другое дело — инженерия, это ведь индивидуальное занятие, и там не было привычки придумывать правила, мешающие идти вперед, потому что это было бы слишком хлопотно». Она переключилась на другую область деятельности.

 

Сначала Брилл работала инженером-химиком в Южной Калифорнии, затем перебралась на Восточное побережье, где занялась циклами турбореактивного двигателя и расчетами эффективности химических производств. В то время электрические двигательные установки были, что называется, «котом в мешке» — новинкой, в сто раз более мощной, чем имевшиеся химические двигатели, но многому еще предстояло научиться. 

Брилл задумалась о специфическом, критически значимом моменте, наступающем, как только спутник выведен на орбиту. Когда спутники на орбите, их часто приходится немного корректировать. Это как в гольфе, когда спортсмен специальными ударами закатывает мяч в лунку. Химическая двигательная установка того времени была слишком сложной, а электрические системы требовали слишком много энергии.

За несколько лет до этого Брилл изучала немецкие ракеты и увлеклась потенциальными возможностями их химических двигателей. Поэтому она «стала стремиться к эффективности и попыталась выяснить, на какие области Периодической таблицы следует обратить внимание, чтобы получить более эффективные виды топлива». Слишком загруженная работой, чтобы посвятить хотя бы какую-то часть рабочего времени увлекшему ее проекту, Брилл трудилась по выходным и поздно вечером, пристроившись у кухонного стола с карандашами, блокнотами и логарифмической линейкой. Наконец, уверенная, что наткнулась на нечто стоящее после изучения аммиака, водорода и азота при разных условиях, Брилл пригласила грамотного специалиста проверить ее выкладки. «Я никогда не боялась рискнуть работой ради продвижения идей, принятие которых считала необходимым, поскольку это были крепкие технические идеи, даже если кому-то они могли показаться слишком необычными. Если я знала, что с технической точки зрения иду верным путем, — я стояла на своем». Изобретением Ивонн стал более эффективно использующий химическое топливо ракетный двигатель малой тяги, помогавший спутникам нести бóльшую полезную нагрузку и дольше оставаться на орбите.

 

Ее электротермический двигатель на гидразине еще использовался для вывода спутников к моменту смерти Ивонн в 2013 г. Это был, пожалуй, самый известный вклад Брилл в ракетостроение, но никоим образом не единственный. На протяжении своей карьеры, проходившей в Соединенных Штатах и Великобритании, Брилл работала над ракетами Nova, которые привели Америку на Луну, первым метеорологическим спутником, первым спутником верхних слоев атмосферы, марсоходом Mars Observer и двигателем для шаттла. За свою работу она удостоилась различных наград, в том числе медали Resnik Challenger Общества женщин-инженеров (Society of Women Engineers, SWE), премии Wyld Propulsion Американского института аэронавтики и астронавтики (American Institute of Aeronautics and Astronautics, AIAA) и Национальной медали за достижения в области технологий и инноваций. Ивон Брилл «является подлинным воплощением всего лучшего в американском ракетостроении и инженерных разработках, в ней дух первопроходца сочетается с ясным видением верного будущего целой области инженерных систем, а также с неординарным мышлением и гениальностью, необходимыми, чтобы воплотить это видение в жизнь», — сказал президент AIAA Майк Гриффин в 2013 г.

Вместе с SWE Брилл несколько десятилетий посвятила тому, чтобы поощрять женщин заниматься математикой и точными науками, а естественно-научные организации — оценивать женщин-инженеров по достоинству. В свою очередь, Общество обеспечило ей возможность общаться с женщинами, избравшими для себя эту стезю.

Брилл любила вспоминать, как во время ее работы в Американской радиотехнической корпорации (RCA) туда приехал выступить иностранец. Во время презентации гость спросил, сколько инженеров-двигателистов работают в компании. Брилл оказалась единственной. Потрясенный лектор сообщил, что в его компании их семьдесят пять, на что руководитель программы RCA заметил: «Мы верим в качество, а не в количество».

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+