Дворянки из Неаполя Изабелла де Карацци и Диамбра де Поттинелла были подругами до тех пор, пока на их пути не встал мужчина. Он встречался тайком с обеими дамами, но однажды неосторожно взглянул на Изабеллу — Диамбра это заметила и после недолгих споров о том, кого же их избранник все-таки любит больше, решила вызвать свою уже бывшую подругу на дуэль. Спустя шесть дней они сошлись в поле недалеко от Неаполя. Посмотреть на битву за сердце мужчины собрался чуть ли не весь город. Среди свидетелей был в том числе наместник короля. Сначала в ход пошли копья, потом булавы, в итоге победу одержала Диамбра. Но достался ли ей виновник разборки, история умалчивает. Описанные события произошли в мае 1552 года и вошли в историю как первая известная женская дуэль.
«Дуэли чести» были популярны в основном среди аристократов в XVI–XIX веках и запрещены законом. Зародились такие поединки в Италии, но быстро обрели популярность в соседней Франции, а потом распространились в другие европейские страны и добрались до Мексики и Америки. Не только мужчины прибегали к оружию, стремясь доказать свою правоту, среди женщин дуэли тоже случались, хотя и гораздо реже. Дамы сражались на рапирах, саблях, булавах. Порой даже стрелялись. В отличие от регламентированных мужских дуэлей, у женских не было строгих правил, потому что их возможность попросту не рассматривалась — патриархальное общество не могло представить бьющихся на шпагах аристократок. Однако женские дуэли все же происходили.
Причины были разными, не всегда женщины дрались из-за мужчины сердца. Однажды причиной размолвки стала колкость. В 1792 году в Англии миссис Эльфинстоун обвинила леди Альмерию Брэддок в том, что та скрывала свой истинный возраст. «Вы были очень красивой женщиной, да и сейчас у вас привлекательное лицо, несмотря на возраст. 40 лет назад мужчины, должно быть, с вас глаз не сводили», — сказала Эльфинстоун и была вызвана на дуэль. Брэддок клялась, что ей всего 30 лет. Встретившись в Гайд-парке, женщины решили стреляться, но опыт с пистолетами закончился простреленной шляпой одной из них. Тогда они взяли в руки мечи, и обидчица была ранена — Брэддок одержала победу, поранив Эльфинстоун руку. По одной из версий, эта дуэль — вымысел автора статьи о ней в издании Carlton House Magazine, а реальной женщины с именем Альмерия Брэддок не существовало.
В 1886 году женщина отстояла на дуэли не только свою честь, но и честь коллег. Таковым был поединок между двумя врачами: француженкой мадам Мари-Роуз Асти де Вальсер и американкой мисс Шелби. Они поспорили о том, в какой из стран женщины-врачи лучше, американка Шелби сгоряча назвала француженку де Вальсер идиоткой. Не выдержав такого оскорбления, де Вальсер объявила о дуэли — сама она отлично фехтовала и даже учила этому других. Снисходительно предоставив оппонентке 15 дней для того, чтобы та научилась владеть шпагой, де Вальсер все равно победила, уколов Шелби в плечо. Американке пришлось признать французских докторов лучшими.
Примерно в тот же исторический период в Австрии две женщины решили сразиться из-за расхождений в вопросах дизайна. «Дело было настолько серьезным, что решить его можно было только кровью» — такую оценку поединку двух знатных австрийских дам в 1892 году дал автор заметки в газете Pall Mall Gazette. 56-летняя венская княгиня Паулина фон Меттерних и 32-летняя графиня Анастасия Кильмансегг сразились на рапирах, потому что не сошлись в том, какие цветы использовать для оформления Венской международной музыкальной и театральной выставки — княгиня была почетным президентом выставки, а графиня возглавляла Женский комитет предстоящего мероприятия. Их бой прозвали первой эмансипированной дуэлью — даже секундантами были женщины. Но был еще один нюанс, благодаря которому эта дуэль привлекла к себе особое внимание. Присутствовавшая на дуэли польская баронесса Любинская, врач, посоветовала дуэлянткам оголить верхнюю часть тела, чтобы избежать заражения в случае соприкосновения раны с одеждой. Закончился поединок тем, что княгиня поранила графине нос, а та в свою очередь уколола руку княгини. Также существует версия, согласно которой дамы не сражались топлес, а множество открыток и изображений поединка в таком виде — лишь продукт сексуализации обнаженной женской груди.
Женские дуэли и культура
Первую известную женскую дуэль, происходившую, предположительно, в 1552 году, запечатлел художник, хоть и почти сто лет спустя: в 1636 году Хосе де Рибера написал картину «Женская дуэль», которая сейчас хранится в музее Прадо.
Зрелищность женских дуэлей вдохновила французского художника Эмиля Антуана Байяра: в 1884 году он изобразил поединок женщин с оголенной грудью — его картины «Дуэль чести» и «Примирение» в 2015 году ушли с молотка за $35 000.
Дуэлянток топлес можно увидеть и на многочисленных винтажных почтовых открытках: фотографии позволили максимально реалистично показать женские дуэли благодаря актрисам. В конце XIX века сюжет с поединком женщин стал использоваться в кинематографе. В 35-секундном отрывке из съемки 1898 года дамы сбрасывают верхнюю одежду, оголяют кинжалы и борются до тех пор, пока одна не пронзает грудь другой и побежденная не падает замертво. Это, предположительно, постановка одного из старейших британских театров «Друри-Лейн». Короткометражный фильм о женской дуэли был снят в США в 1901 году. По сюжету женщина и молодой человек сидят за столом, в это же время с мужчиной флиртует другая дама. Исход — дуэль на мечах и смерть одной из дуэлянток.
Женские дуэли в России
«А жонки з жонкою присужать поле», — написано в Псковской судной грамоте, принятой на вече в 1397 году. «Полем» в те времена назывался судебный поединок, так что можно говорить о том, что женщины выходили на бои друг с другом уже тогда. Расцвет женских дуэлей пришелся на время правления Екатерины II, которая знала о них не понаслышке.
Когда будущей императрице было 15 лет, она чуть не сразилась на шпагах со своей кузиной Кристиной Анной Ангальт-Кётенской. Игра не закончилась трагедией, потому что обе принцессы испугались и сложили оружие. В 1787 году Екатерина, уже состоявшаяся правительница России, обнародовала манифест «О поединках», который отменил смертельное наказание за участие в дуэли, введенное Петром I, отныне разоблаченный дуэлянт лишался состояния и исключался из дворян. Несмотря на стремление императрицы призвать знатных господ решать вопросы мирно, дуэлей из-за смягчения наказания стало только больше.
Уже во времена Николая I, в июне 1829 года, в Орловской губернии произошла ожесточенная дуэль между зажиточными помещицами Ольгой Заваровой и Екатериной Полесовой, которые на протяжении нескольких лет были в разладе и наконец поссорились так, что решили провести поединок. Взяв с собой дочерей, секунданток из прислуги и сабли мужей, Заварова и Полесова отправились в березовую рощу и нанесли там друг другу смертельные ранения: от удара в голову Заварова скончалась на месте, но перед смертью успела поразить Полесову в живот.
История этим не закончилась: спустя пять лет на том же месте сошлись дочери Заваровой и Полесовой, которые присутствовали на поединке матерей, когда им было по 14 лет. Этот поединок закончился смертью дочери Полесовой.
Последние дуэли
Одна из последних известных женских дуэлей почти повторяет историю первой, прошедшей в Неаполе: причиной раздора в 1900 году снова стал мужчина. Светская дама Марта Дюран приехала на бал со своим кавалером, который начал засматриваться на некую Хуану Луну. Дюран не выдержала такого оскорбления и вызвала ее на дуэль на мечах, но получила тяжелое ранение, потеряла много крови, проиграла и была вынуждена отречься от своего кавалера. По окончании поединка Дюран и Луна поцеловали друг друга и мирно разошлись. Раненой Дюран потребовалась помощь хирурга, из-за этого полиция узнала о прошедшей дуэли, задержала Луну и поместила ее под стражу. В конце концов соперницы сошлись на том, что борьба за мужчину не стоит таких проблем, и обе отказались от него.
К началу Первой мировой войны не только женские, но и мужские дуэли прекратились практически повсеместно — их не только признали незаконными почти во всем мире, но и стали считать пережитком прошлого. Официально последняя дуэль в Европе состоялась в 1967 году — тогда французские депутаты сразились на шпагах из-за того, что один назвал другого идиотом.
Дуэль жены с мужем
В Средние века существовал еще один вариант дуэлей — судебные поединки между женой и мужем, которые назначались, если у конфликта не было свидетеля и рассудить стороны никто не мог. Случались они крайне редко. Тем не менее известен случай, когда в 1228 году в швейцарском Берне жена победила мужа. В раннем Средневековье считалось, что Бог знает, кто прав, так что победа — это не заслуга человека, а победа сверхъестественных сил. И все же участникам следовало подготовиться к дуэли. Немецкий мастер фехтования Ханс Тальхоффер в 1467 году описал правила судебных поединков в своем трактате «Руководство по фехтованию». Согласно законам тех времен, мужчина должен был спуститься по пояс в яму, чтобы сгладить разницу в силе с женщиной, и вооружиться деревянной дубинкой. При этом одну руку ему надо было связать за спиной. Женщине же предлагалось «биться» камнем, обернутым тканью. В отличие от стоявшего в узкой яме мужчины, она могла свободно передвигаться. Положительного исхода не предусматривалось — наказанием для побежденного была смерть. Если побеждала женщина, мужчину казнили. Если мужчина брал верх, женщину закапывали заживо.