Титул Камиллы: как самая ненавидимая женщина Великобритании стала королевой-консортом
Имя Камиллы — урожденной Шанд, с 1973 по 2005 год известной под фамилией Камилла Паркер-Боулз, — было знакомо миру задолго до 2022-го: долгие годы она воспринималась как персонаж второго плана в истории Чарльза и Дианы, причем персонаж отрицательный. Даже сегодня, спустя 30 лет после самого громкого скандала с участием королевской семьи, некоторые британцы негодуют: «Так что же это, теперь она будет нашей королевой?» Между тем вряд ли Камилла была главной виновницей семейного конфликта Виндзоров, и уж тем более она не была причастна к гибели Дианы. С куда большим основанием в этом можно обвинить нравы Букингемского дворца.
Разлучница поневоле
Чарльз встретился с Камиллой на семь лет раньше, чем с Дианой, и они быстро стали неразлучны. Об их отношениях были осведомлены во дворце — и не одобряли их. Британский политик и публицист Джайлс Брэндрет рассказывал, что особенно этот роман не нравился крестной матери принца Патрисии, второй графине Маунтбеттен Бирманской, которая считала, что брак между ними решительно невозможен.
Не только потому, что Камилла не вышла происхождением. Титула у нее действительно не было, но происхождение какое-никакое имелось: ее мать родилась в семье Роланда Кьюбитта, третьего барона Эшкома, и ее род имел отношения с семьей Виндзоров и ранее. «Моя прабабушка была любовницей вашего прапрадеда», — как-то заметила она Чарльзу в начале знакомства.
А не одобряли Камиллу скорее за то, что у нее были отношения с другими мужчинами до Чарльза. И более того, у нее и тогда уже был жених — офицер Эндрю Паркер-Боулз, за которого она в конце концов и вышла замуж в 1973 году. И хотя официально про это никто никогда не говорил, многие хроникеры королевской жизни полагают, что жениться на ней Чарльзу просто-напросто не разрешили.
Что было дальше — знают все. В 1981 году Чарльз женился на Диане. Но старая любовь к Камилле не заржавела и все равно взяла свое, сделав несчастными всех троих. Точнее, был и четвертый пострадавший — супруг Камиллы, с которым она потом благополучно расстались, но он в этой истории предпочитал хранить молчание.
Последовали скандал, развод и напряженные отношения всех участников любовного треугольника с дворцом, который не одобрял ни скандалов, ни разводов, ни любовных треугольников. Достоянием общественности эту историю сделала Диана, сказав, в частности, на телевидении в 1995 году: «Нас всегда было трое в этом браке, а это, знаете, многовато».
Публика сразу же расставила героев по местам: Диана в ее глазах стала несчастной жертвой, Чарльз — незадачливым ходоком по женскому вопросу, а Камилла получила репутацию хищницы и разлучницы. Ее даже сравнивали с Бесси Уоллис Симпсон, которая в 1936 году, будучи дважды разведенной эмансипированной особой, увела из семьи Виндзоров короля Эдуарда VIII, дядю королевы Елизаветы II. Тот, кстати, был решительнее своего внучатого племянника и ради возлюбленной отрекся от престола, едва успев его занять.
А уж когда в 1997 году всенародно любимая Диана погибла в автокатастрофе, Камилла и вовсе стала самой ненавидимой в королевстве женщиной. Ее едва ли не обвиняли напрямую в том, что трагедия произошла по вине ее и Чарльза. Паре пришлось на несколько лет скрыть свои отношения от публики и даже повременить со свадьбой. О помолвке Чарльза и Камиллы было объявлено только в 2005 году.
Рассказывают, что Камилла очень старалась завоевать расположение британской публики и королевы Елизаветы, ведя себя максимально деликатно с Виндзорами и не претендуя на то, что она когда-либо сможет затмить славу Дианы. Например, по королевской традиции женатые пары обычно носят один и тот же титул, и после свадьбы Камилле достался титул принцессы Уэльской — тот самый, который носила Диана. Но Камилла никогда его не использовала, предпочитая менее известный титул герцогини Корнуольской.
Однако главную работу сделало время. Прошли годы, страсти вокруг гибели Дианы поутихли. Менялись и порядки в королевской семье: в 2011 году старший сын Чарльза Уильям женился на девушке мало того что не из высшего общества, так еще и встречавшейся до него с тремя мужчинами. Королева, поджав верхнюю губу, этот брак одобрила.
В 2013 году была проведена реформа системы престолонаследия: девочки королевской семьи впервые за тысячу лет получили право наследования в общей очереди. До 2013 года они становились наследницами, только если у монарха вообще не было сыновей.
Потом был брак принца Гарри и скандалы вокруг Меган Маркл, само пребывание которой внутри королевской семьи было бы немыслимо 30 лет назад. Суровые викторианские нравы монархии пусть и медленно, но сдавали позиции, уступая место современности.
И только Камилла и Чарльз, казалось, продолжали отбывать повинность за нарушение вековых устоев: на них дворцовая либерализация словно бы не распространялась. Публика время от времени ворчала и припоминала им Диану. И вовсю судачила о том, что хорошо бы, когда придет время, непутевый и разведенный Чарльз сразу отказался от престола в пользу сына Уильяма.
Титул, который ничего не дает
По устоявшейся в королевской семье традиции титул консорта с XVII века присваивался супругам монархов. Фактически этот титул не дает его обладателю ничего. Он был введен с прямо противоположной целью — обозначить, на что его обладатель права не имеет. А именно — на престолонаследование.
При этом для мужчин и для женщин он называется по-разному. Дама, вышедшая замуж за наследника престола, традиционно имела шансы стать королевой-консортом. В быту ее могли называть просто королевой, но все знали, что королева она не по рождению, а до тех пор, пока она супруга правящего короля.
Предыдущей королевой-консортом была мать Елизаветы II. Но не всю жизнь, а всего лишь 15 лет — с 1936 по 1952 год, со дня коронации ее супруга короля Георга VI до дня его кончины. После этого она прожила еще почти 50 лет и все эти годы носила неофициальный титул Королевы-Матери.
А вот титула короля-консорта в британской монархии не существует: королем можно стать только по рождению. Избранник наследницы престола может стать лишь принцем-консортом. Этот титул носили Альберт, супруг королевы Виктории, и Филипп, супруг Елизаветы II.
В 2005 году, накануне свадьбы Чарльза и Камиллы, представители Кларенс-хаус (вестминстерской резиденции членов британской королевской семьи) разъяснили, что последняя не сможет получить титул королевы-консорта, когда ее муж взойдет на престол, потому что англиканская церковь не признает развода и второго брака. Для нее даже заготовили титул «принцесса-консорт», которого до сих пор не существовало. Елизавета II не присутствовала на свадьбе, потому что это была гражданская церемония, а не венчание в церкви.
Чарльз и Камилла все это смиренно терпели — и их терпение было вознаграждено. Случилось это совсем недавно: в начале 2022 года королева Елизавета II все-таки благословила Камиллу. В своем послании по случаю 70-летия пребывания на троне она заявила: «Когда придет время, мой сын Чарльз станет королем, я знаю, что вы окажете ему и его жене Камилле такую же поддержку, как и мне. И я искренне желаю, чтобы, когда это время придет, Камиллу называли бы королевой-консортом, поскольку она продолжает свою верную службу». Могла ли Елизавета II так вольно ставить свои личные симпатии выше церковных правил? Да, могла: монарх еще со времен Генриха VIII является главой англиканской церкви. Очень удобно в решении семейных проблем.
Сделано это было, вероятно, для того чтобы облегчить восшествие на престол Чарльза, избавив его от хитросплетений дворцовых правил хотя бы в этом вопросе.
Но можно догадаться, что для Камиллы, которой в июле исполнилось 75, это значило гораздо больше: что ее наконец-то полностью приняли в семью человека, которого она любила всю жизнь.