К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Сильная доля: пять женщин, которые изменили академическую музыку

София Губайдулина (Фото Kai Bienert / Deutschlandfunk)
София Губайдулина (Фото Kai Bienert / Deutschlandfunk)
Женщины обозначили свои позиции в мире музыки задолго до эпохи поп-культуры — и не только в качестве исполнителей произведений, но и в роли их создателей. В этой подборке вспоминаем композиторов, которые нарушили гендерное однообразие в сфере классической музыки
Луиза Фарранк: женщина-профессор Парижской консерватории
wikipedia.org

Луиза Фарранк: женщина-профессор Парижской консерватории

Луиза родилась в Париже в 1804 году в семье архитектора в четвертом поколении и провела детство в творческой среде скульпторов, художников и музыкантов. Увлекшись игрой на фортепиано в раннем возрасте, она в 15 лет поступила в Парижскую консерваторию. Позже именно там Луиза заняла должность профессора и стала единственной женщиной в XIX веке, получившей это место.

В 1830-х Фарранк приобрела большую известность в качестве пианистки, а за время работы в консерватории стала известным по всей Европе преподавателем. Несмотря на это, доход Луизы был сравнительно меньше, чем у мужчин на аналогичной должности, и на протяжении всей жизни Фарранк активно боролась за равенство, непрерывно продолжала писать оркестровые симфонии и увертюры, дважды удостоившись премии Академии художеств.

«Она действительно знала, как хорошо писать для фортепиано, так, чтобы музыка ложилась органично, но в то же время бросала вызов», — отмечает Джоанна Полк, профессор Манхэттенской школы музыки.

Луиза выступала и вместе со своей дочерью Викториной, которая закончила консерваторию по фортепиано. Но в 1859 году Викторина умерла от туберкулеза, после этого Фарранк продолжительное время не давала концертов и перестала писать музыку. Луиза также является автором внушительного труда «Сокровищница пианистов». Первые восемь томов были выпущены вместе с ее мужем, флейтистом Аристидом Фарранком, а остальные пятнадцать Луиза закончила в последние годы жизни сама.

Клара Шуман: успешный композитор эпохи романтизма
wikipedia.org

Клара Шуман: успешный композитор эпохи романтизма

«Ничто не может превзойти радость от создания музыки, хотя бы потому, что благодаря ему человек временно находится в забвении и живет в мире звука», — как-то сказала Шуман.

Родители Клары развелись, когда ей было пять лет. Вместе с братьями она осталась с отцом Фридрихом Виком, немецким музыкальным педагогом, авторитарным и строгим человеком. Все ее детство было расписано буквально по часам, она не посещала школу и обучалась игре на фортепиано дома. В 1830 году, всего в 11 лет, Клара дебютировала в Париже, а уже к 18 годам стала одним из ведущих виртуозов Европы.

В 1840 году Клара вышла замуж за Роберта Шумана, известного композитора и одного из учеников ее отца. У них родилось восемь детей, но, несмотря на это, Клара преподавала в Лейпцигской консерватории, продолжала давать концерты и сочинять музыку — семейный бюджет состоял в основном из ее доходов. Из-за проблем с рукой Роберт больше не мог выступать публично, поэтому долю известности его произведениям добавила сама Клара, исполняя его произведения.

Шуман считается одной из самых выдающихся пианисток эпохи романтизма, первой исполнительницей Брамса и важной главой в истории и становлении музыки в целом.

Эми Бич: стояла у истоков американской академической музыки
wikipedia.org

Эми Бич: стояла у истоков американской академической музыки

Эми родилась в 1867 году в обеспеченной семье в штате Нью-Гемпшир на северо-востоке США. С детства была сильно увлечена музыкой, ее также считали вундеркиндом — в годовалом возрасте она могла спеть около 40 песен, в три научилась читать, а в пять уже сочиняла вальсы.

Бич успешно дебютировала на публике в 16 лет, но в 1885 году вышла замуж за хирурга из Бостона и по его просьбе прекратила преподавать фортепиано, а число выступлений сократила до двух в год — в обществе того времени было не принято, чтобы женщина занималась творческой деятельностью. Именно в этот период Эми в основном сочиняла, а не исполняла музыку.

В 1910 году, после смерти мужа, Бич снова занялась своей карьерой — ее работы были высоко оценены в Европе, особенно в Германии, где исполняли ее Гэльскую симфонию, вдохновленную ирландскими и шотландскими мелодиями. Эми стала единственной женщиной в «Бостонской шестерке» — группе композиторов, которые оказали сильное влияние на становление американской академической музыки. За всю карьеру Бич сочинила около 300 произведений, ее имя стало широко известным в 1990-х. Она смело и целеустремленно занималась музыкой в то время, когда в этой сфере доминировали мужчины.

Галина Уствольская: непризнанная звезда XX века
ustvolskaya.org

Галина Уствольская: непризнанная звезда XX века

«Всех, кто действительно любит мою музыку, я прошу воздержаться от ее теоретического анализа», — говорила Уствольская. За радикальность голландский критик Эльмер Шенбергер прозвал ее «дамой с молотком».

Галина родилась в 1919 году в Петрограде, закончила музыкальную школу и училище имени Римского-Корсакова. В 1939 году поступила в консерваторию и стала единственной ученицей Шостаковича по классу композиции. Момент выпуска из консерватории совпал с периодом жесткой цензуры ее произведений, некоторые из них были публично исполнены только спустя десятилетия. Это сильно сказалось на известности Уствольской на родине, однако широкое признание она получила в Европе, особенно после исполнения ее музыки на Голландском фестивале в 1989 году.

Галина часто отказывалась от посещения фестивалей и концертов, вела довольно закрытый и отшельнический образ жизни, избегала людей. Последнюю работу Уствольская завершила в 1990 году, задолго до своей смерти. «Мои сочинения не религиозны, но, несомненно, духовны, потому что в них я отдала себя всю: мою душу, мое сердце», — сказала Галина в одном из редких интервью.

София Губайдулина: авангардный композитор и автор музыки кино
DR

София Губайдулина: авангардный композитор и автор музыки кино

Cофия Губайдулина родилась в Чистополе Татарской АССР в 1931 году, вскоре вместе с семьей переехала в Казань, в возрасте пяти лет поступила в музыкальную школу им. Чайковского. Позже училась в Казанской консерватории, а в 1954 году уехала в Москву, чтобы продолжить занятия и закончить аспирантуру по классу композиции.

Она написала более ста авангардных произведений, но массовому слушателю стала известна благодаря своим сочинениям для кино. Например, ее музыка звучит в мультфильме «Маугли» Романа Давыдова, «Чучеле» Ролана Быкова, а мистический De Profundis можно услышать в триллере Йоргоса Лантимоса «Убийство священного оленя».

В 1979 году музыка Губайдулиной подверглась жесткой критике со стороны партийных советских композиторов — София попала в черный список и продолжительное время не могла выступать на радио и телевидении. С 1992 года Губайдулина живет в Германии, под Гамбургом, но часто посещает Россию и родную Казань.

«В Древней Греции все арфисты были мужчинами, а теперь это «женский» инструмент? Времена меняются, и слова Брамса о том, что «скорее мужчина родит ребенка, чем женщина напишет хорошую музыку», звучат уже несерьезно», — сказала в одном из интервью София.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+