К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Налоги, дипломатия, сыр: чем занималась Лиз Трасс, прежде чем стала премьер-министром

Лиз Трасс во время финальных выборов руководства тори на арене «Уэмбли» 31 августа 2022 года в Лондоне (Фото Dan Kitwood / Getty Images)
Лиз Трасс во время финальных выборов руководства тори на арене «Уэмбли» 31 августа 2022 года в Лондоне (Фото Dan Kitwood / Getty Images)
Новым премьер-министром Великобритании станет Лиз Трасс, которая сейчас занимает пост министра иностранных дел, а до этого — множество других министерских постов, иногда одновременно. Корреспондент Forbes Woman Илья Гончаров рассказывает о карьерном пути и взглядах новой главы британского правительства

Новым лидером Консервативной партии Великобритании 5 сентября стала Лиз Трасс — теперь именно она займет пост премьер-министра. Трасс — консерватор правого крыла, сторонница свободного рынка и либертарианских взглядов. Несмотря на обвинения в трансфобии, она занимала должность министра по равенству. По вопросу «спецоперации»* России на Украине придерживается едва ли не более бескомпромиссной позиции, чем Борис Джонсон: даже в непростом 2022 году, когда полстраны не знает, хватит ли им зимой денег оплачивать счета, выступает против раздачи государственных «подачек» населению и за продолжение поддержки Киева. 

Сторонники называют ее «новой Маргарет Тэтчер» — и она сама многое делает для того, чтобы поддерживать это сходство: то сфотографируется с танком (похожее фото с Тэтчер было сделано в 1986 году во время ее визита в ФРГ), то наденет синюю блузку. 

Критики считают Трасс карьеристкой и конъюнктурщицей, колеблющейся вместе с лидером партии и легко меняющей убеждения, и дразнят за сказанные невпопад слова.

 

Кто такая Лиз

Мэри Элизабет Трасс родилась в Оксфорде в 1975 году в семье профессора математики и медсестры. В семье ее с детства звали средним именем, так что сейчас Мэри известна именно как Лиз. 

Семья несколько раз переезжала: когда Лиз было четыре года, Трассы переехали в Глазго, а затем в Лидс, где девочка пошла учиться в школу Раундэй.

 

Родители Лиз были общественными активистами — участвовали в маршах Движения за ядерное разоружение и выступали против решения Маргарет Тэтчер разместить американские ядерные ракеты на территории Великобритании. Дочь они брали с собой. «Самое главное, чему я тогда научилась, — это быть слышимой посреди толпы», — иронизировала Лиз много лет спустя.

По окончании школы она поступила в Оксфордский университет, где изучала философию, политику и экономику. После университета работала бухгалтером в компаниях Shell и Cable & Wireless, а в 2000 году вышла замуж за коллегу — бухгалтера Хью О'Лири. Пара воспитывает двух дочерей-подростков.

Лиз Трасс с юных лет реализовывала свои политические амбиции: еще в университете она активно участвовала в студенческой политике, выступая за либерал-демократов. Позднее она перешла к консерваторам и, уже будучи замужем, дважды неудачно баллотировалась на пост депутата парламента: в 2001 году от Хемворта и в 2005 году от Калдер-Валли (оба — в Западном Йоркшире).

 

Местом начала ее политической карьеры стал муниципальный совет Гринвича, членом которого она стала в 2006 году. С 2008-го она также работала в правоцентристском аналитическом центре «Реформа». 

Работа в парламенте и правительстве

Депутатом парламента она стала лишь в 2010 году: тогдашний лидер Консервативной партии Дэвид Кэмерон включил ее в список приоритетных кандидатов, что обеспечило ей место в Вестминстере от Юго-Западного Норфолка. Местные тори попытались этому воспрепятствовать, припомнив ей роман с другим политиком, консерватором Марком Филдом, но эта попытка им не удалась.

За 12 лет в большой политике Лиз Трасс построила головокружительную карьеру, побывав министром всего на свете. Для Британии неудивительно, когда один политик в течение своей жизни успевает побывать главой нескольких министерств (например, внутренних дел, образования и казначейства), но Лиз Трасс по числу министерских кресел, в которых ей довелось сиживать, превзошла многих тяжеловесов. 

Ее первое назначение в правительстве состоялось в 2012 году — тогда она заняла должность министра образования. В 2014-м — должность министра охраны окружающей среды. Публике, далекой от политики, Трасс запомнилась на этом посту главным образом выступлением на партийной конференции, где она с отчаянием сообщила однопартийцам, что Британия импортирует две трети съедаемых на острове яблок, девять из десяти груш и две трети сыра. «That. Is. A. Dis. Grace», — резюмировала она с расстановкой и скорбным выражением лица («Это. По. Зор»). «Сырное» выступление недавно вновь разошлось по интернету и породило новую порцию мемов (после него Трасс часто спрашивали, какой британский сыр она предпочитает — оказалось, что она действительно неплохо разбирается в отечественном продукте, а кроме того, в сортах картофеля).

Что же касается ее истинного отношения к экологической повестке, то за два года своей карьеры она успела устроить кампанию по защите британских пчел и сократить субсидии на использование солнечных батарей: земля, по ее мнению, должна использоваться для производства пищи, а не энергии. А издание Grazia UK обращает внимание на такой факт: в парламенте Трасс меры борьбы с потеплением чаще не поддерживала.

 

В ходе крупнейшей идеологической битвы десятилетия — между сторонниками и противниками Брекзита — Лиз Трасс сначала была за Европейской союз, но, когда слишком многие ее однопартийцы (в том числе Борис Джонсон) начали выступать за выход, она тоже поменяла позицию и стала говорить, что Британия нуждается в переменах.

Лиз Трасс на Даунинг-стрит в Лондоне, 19 июля 2022 года (Фото Henry Nicholls·Reuters)

При премьер-министре Терезе Мэй в 2016–2017 годах Трасс недолгое время работала министром юстиции, став первой в истории страны женщиной на этой должности. Пребывание на этом посту ознаменовалось инцидентом, связанным с Брекзитом. В конце 2016 года Высокий суд Англии и Уэльса постановил, что правительство Великобритании не может принять решение о выходе из ЕС лишь на основании результатов референдума, а должно заручиться согласием парламента. В ответ на это газета The Daily Mail назвала судей, принявших постановление, «врагами народа». Профессиональное сообщество страшно возмутилось этой выходкой и потребовало от Трасс и Мэй немедленно и решительно отчитать зарвавшихся писак. Но Трасс прокомментировала случившееся настолько запоздало и осторожно (вероятно, опасаясь испортить отношения с большинством, проголосовавшим за Брекзит), что еще больше разозлила юристов. Этот случай проявления малодушия припоминают ей и по сей день.

Будучи министром юстиции, Трасс попыталась реформировать британскую тюремную систему. Значительных улучшений эта попытка не принесла, но Управление тюрем и пробации Ее Величества (как официально называется британский аналог ФСИН) получило дополнительные деньги и смогло пригласить на работу в тюрьмы больше офицеров, хотя бы частично решив проблему хронической нехватки персонала.

Также при Мэй Трасс успела побыть секретарем казначейства (так в Британии называется министр финансов). Возглавивший в 2019 году Консервативную партию и правительство Борис Джонсон назначил ее министром международной торговли, а с сентября 2021 года — министром иностранных дел. В этом качестве она в феврале 2022 года ездила в Россию встречаться с Сергеем Лавровым.

 

Во время «патигейта» — кризиса британской власти, вызванного ложью Бориса Джонсона о вечеринках во время пандемии, — Лиз Трасс оставалась преданной сторонницей премьера до самого конца. Кстати, сама она любит караоке — ее видели поющей на вечеринках после партийных конференций. Ее любимая песня — I Wanna Dance With Somebody в исполнении Уитни Хьюстон.

Взгляды Трасс

С самого начала работы в парламенте Лиз Трасс заявила о себе как сторонница свободного рынка: еще в 2012 году вышла книга «Британия освобожденная», написанная ею в соавторстве с еще несколькими вновь избранными парламентариями. В книге рассказывалось о том, как Британии следует снизить государственное присутствие в экономике, чтобы обеспечить экономическое процветание. 

Те, кто упрекает ее в привычке менять убеждения, забывают, что в этом вопросе она твердо следует тэтчеровско-рейгановским заветам и до сих пор от них не отступала. Ровно та же либертарианская риторика звучала из ее уст и этим летом — во время гонки за пост партийного лидера. Именно по этому вопросу между двумя главными конкурентами — Лиз Трасс и бывшим секретарем казначейства Риши Сунаком — шла в конечном счете самая жаркая дискуссия. Сунак настаивал на том, что надо собирать больше налогов и помогать населению, Трасс — на том, что пора прекратить душить бизнес и раздавать «вертолетные» деньги. По данным опросов, в этом споре «рейганомика» взяла верх над «государством-нянькой» еще до того, как о победе Трасс было объявлено официально.

Правда, дискуссия эта была не общенациональной: решение принимал лишь 1% населения страны — члены Консервативной партии. И это как раз тот процент, которому близки и понятны заявления Трасс. Но что она будет говорить, когда придут всеобщие выборы и надо будет «продавать себя» не только единомышленникам, но и получателям пособий, жителям бедного севера Англии и вообще всем избирателям, уже сегодня изнывающим от инфляции, — об этом пока можно только догадываться. Любопытно, что широкая публика не очень знает ее в лицо. В июле 2022 года журналист британской региональной газеты Eastern Daily Press взял ее фото и отправился на рынок спрашивать у людей, узнают ли они эту женщину. Лишь 9 из 30 опрошенных узнали Трасс.

 

Относительно событий на Украине Лиз Трасс занимает едва ли не более жесткую позицию, чем ее предшественник Борис Джонсон: Киеву надо продолжать помогать изо всех сил. Однако тут надо сказать, что иметь какую-то другую позицию в этом вопросе в сегодняшней Британии — это политическое самоубийство. Ни Трасс, ни Сунак, ни еще четыре кандидата, которые выбыли из гонки за лидерство в партии на ранних этапах, даже не заикались о том, чтобы сократить помощь Украине.

Сообщения в британских СМИ о деятельности Трасс в качестве министра по делам женщин и вопросам равенства (этот пост она занимала с 2019 года в нагрузку к работе министром иностранной торговли, потом — главы МИД) повествуют о трех событиях:

  • некая представительница женского движения обвинила ее в том, что она относится к этим своим обязанностям как к побочной деятельности;
  • в самую первую неделю своего пребывания на этом посту она больше чем в два раза сократила бюджет на развитие гендерного просвещения в зарубежных странах;
  • она трансфоб и должна уйти в отставку.

В трансфобии Трасс обвинили, когда она заявила газете The Telegraph, что трансгендерные люди не могут по закону считаться людьми другого пола (отличного от того, который у них записан в документах) без медицинского освидетельствования. В том же интервью она назвала абсурдной ситуацию, когда депутат парламента от лейбористов Рози Даффилд была вынуждена оправдываться за слова о том, что только у женщин бывает шейка матки. 

Слово не воробей

Обозреватель Русской службы Би-би-си Юри Вендик отмечает одну особенность Лиз Трасс, не совсем характерную для британских политиков, которые учатся публично говорить с начальной школы: она путает слова и вообще порой плохо говорит.

 

Это не только упоминавшаяся выше история с британским сыром, но и другие случаи. Так было на встрече с Сергеем Лавровым в феврале. Глава российского МИД сказал ей, что российские войска перемещаются у границ Украины по своим делам и не собираются нападать, и в шутку поинтересовался, признает ли Лиз Трасс суверенитет России над Воронежем и Ростовом. «Великобритания никогда не признает суверенитета России над этими территориями», — сказала она, ошибочно полагая, что речь идет об украинских регионах, за что ее подняли на смех провластные медиаресурсы России.

А в июле над Трасс смеялись уже британские СМИ и соцсети: она написала в Twitter пост, в котором хотела убедить подписчиков, что готова работать премьер-министром с самого первого дня. «Thank you for putting your trust in me. I’m ready to hit the ground from day one», — написала она, пропустив слово «running» в выражении «hit the ground running», отчего у текста получился совсем иной смысл. Вместо «Спасибо за доверие. Я готова ударно работать с первого дня» у нее вышло «Спасибо за доверие. Я готова грохнуться на пол с первого дня». Ошибку она позднее исправила, но веселью ее критиков не было конца. 

Как заметила британская журналистка Элизабет Дэй из издания You об особенностях речи Трасс: «Вероятно, она шутит, но понять трудно, потому что временами кажется, что человеческий язык у Лиз Трасс не родной».

* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+