Одна вокруг света: Парагвай, древняя земля Хатун Чаку и цивилизация у каждой заправки
Бывшая сотрудница московского агентства элитной недвижимости после нескольких тренировочных автопутешествий решилась на кругосветку в автомобиле и в компании с собакой. За ее передвижениями в режиме реального времени можно следить в блоге Вокругсвета. В предыдущей серии путешественницы переживали из-за возможных проблем на границе с Парагваем, но в итоге успешно ее пересекли.
Примерно за 100 км до границы с Парагваем началась сухая жаркая равнина. И дальше, пока мы ехали по стране с запада на восток, в течение трех дней наблюдали однообразный ландшафт. Это земля Гран-Чако (или Великий Чако): тропический регион с мозаикой саванн, лесов и полупустынь, растянувшийся на сотни километров и занимающий огромную часть страны. Коренные жители называют эту территорию Хатун Чаку, что в переводе с языка индейцев означает «охотничья земля».
Еще из-за жаркого сухого климата и всегда запыленного воздуха местные называют этот регион «зеленым адом». Здесь мало кто живет. Если бы не было съездов на проселочные дороги-ответвления и больших ворот фермерских хозяйств, которые встречались по пути и привлекали внимание, то я бы решила, что в парагвайском Гран-Чако совсем нет ни людей, ни животных. Но жизнь, конечно, есть. Надо просто присмотреться: вот коровы притаились за высокой изгородью, сливаясь с серо-песочными пейзажами, вот через дорогу прошмыгнул какой-то грызун (пришлось притормозить, чтобы он не попал под колеса), вот чакские пекари (похожие на свиней) сбились под кустами, демонстрируя свою ершистую щетину. А если остановиться на обочине, то можно услышать птиц, которые прячутся в кронах деревьев.
А деревья в Гран-Чако — просто загляденье. Это сейба — красивое, внушительное и колючее растение, которое привлекло мое внимание еще в Боливии своей необычной формой ствола, похожей на огромную бутыль. Ствол покрыт большими колючими шипами, они придают сейбе устрашающий вид. Но это только видимость: в суровых условиях приходится притворяться суровым деревом. Я застала сейбу в период цветения: раскидистая крона была украшена пыльно-кремовыми цветами. В пустыне она казалась чудом. Сейб было две — деревья часто растут парами и выглядят издалека как пара, застывшая в танце.
Чем ближе я подъезжала к восточным регионам Парагвая, тем чаще встречались населенные пункты, растительность становилась выше, гуще и зеленее. Сухие ландшафты сменялись пальмовыми саваннами и заболоченными участками. По ночам на землю опускались густые туманы. В сумерках нельзя было разглядеть дорогу, поэтому ехать по ней становилось опасно. На два дня зарядил мелкий неприятный дождь, и я ждала, когда же он закончится, чтобы можно было просушить на солнце вещи, отмыть Грету (любительницу бегать по лужам) и привести в порядок машину.
Парагвай — небольшая страна, но мы передвигались по ней очень медленно. За неделю я проехала не более 600 км: мало даже для моего неспешного темпа. Этот период в моем путешествии можно охарактеризовать так: короткий переход — длинная стоянка. Много времени уходило на решение бытовых вопросов. Дело в том, что Грету пришлось перевести на натуральную еду из-за ее болезни, давшей знать о себе еще в Перу. Сухой корм ей пока противопоказан. Это неудобно в дороге, но здоровье любимой и верной попутчицы важнее. Каждый день приходится готовить свежую собачью кашу. Еще одна проблема: подошел к концу запас газовых баллонов, и я пользуюсь дровяной печкой. Готовить на ней получается гораздо медленнее, но зато топливо всегда под рукой, ведь тут много сухих веток. В рационе Греты вареная курица с рисом, заодно и мне перепадает свежий бульон.
Надо сказать, что Парагвай стал для меня страной релакса. Достопримечательностей здесь нет, а вольному кочевнику — рай. Все потому, что где бы ни остановился, везде тебе кемпинг. И не просто кемпинг, а со всеми удобствами. Например, почти на любой АЗС я смело могу разбить лагерь. Тут тебе и вода, и электричество, и даже горячий душ. Все это бесплатно и совершенно безопасно, потому что рядом круглосуточная охрана.
Или, например, я увидела у дороги водопроводный кран, остановилась, чтобы пополнить запасы воды. Оказалось, что рядом школа. У ворот меня встретил директор, распорядился поставить мою машину под навес, показал, где есть электричество и интернет. Получилось как в старом анекдоте: «Дайте воды попить, а то я так проголодалась, что даже переночевать негде!»
Признаться, меня это сильно выручает. Могу себе позволить остановки по два-три дня на одном месте. Сейчас я и сама отдохнула, и Грету почти вылечила. Ведь на стоянке с доступной инфраструктурой легче организовать правильный режим питания. Так что у нас в Парагвае санаторно-курортные условия. И нет никакой необходимости спешить. Конечная цель моего пути в этой части Южной Америки — Патагония и Огненная земля, а там сейчас настоящая зима со снегом, мы к такому холоду не готовы. Надо дождаться весны.
Парагвайская дорога PY09, по которой мы пересекаем страну с запада на восток, постепенно модернизируется: вместо старой узкополосной будет широкая скоростная. На некоторых участках уже можно разогнаться, не боясь разбитого асфальта или гравия. Но пока на ней работает строительная техника, которая расширяет дорогу и кладет новый асфальт. Скоро здесь будет скоростная трасса до самой столицы — Асунсьона, куда я и держу путь.