«Работаю над тем, чтобы принять форму груши»: за что мир полюбил Селесту Барбер
Если поверхностно взглянуть на Селесту Барбер, то можно сказать, что она просто блогер, чья популярность благодаря вирусному контенту вышла за пределы Instagram (принадлежит компании Meta, признанной экстремистской в России). Сейчас у нее 9,2 млн подписчиков, контракт с Netflix, она издала несколько книг и отправилась в турне по США и Западной Европе. Но для своей аудитории Барбер не просто комик — она лицо феминизма.
«Перед тем как дать очередное интервью, мне всякий раз приходится рассказывать, чем я занимаюсь. «Она звезда Instagram» — так меня обычно представляют гримерам. Да кому до этого есть дело? Если тебе нужно объяснять людям, что ты знаменитость, значит, на самом деле ты ею не являешься», — пишет Селеста Барбер в автобиографической книге «Вызов принят». В интервью она часто говорит, что не считает себя блогером, хотя и добилась значительного успеха в соцсетях. Барбер — комедийная актриса, которой соцсети помогли привлечь интересные проекты и предложения. Впрочем, именно благодаря соцсетям она попала на обложку португальского Vogue (в образе Ирины Шейк), целовалась с самим Томом Фордом (пародируя рекламу помад Tom Ford, в которой страстно целуются модели). А известный американский телеведущий Джимми Киммел пригласил Барбер в свое вечернее шоу.
Синдром дефицита внимания и дислексия
«Когда мне было восемь, учительница из католической школы сказала, что раз у меня не получается в течение пяти минут, не моргая, смотреть на солнце, значит, я не люблю Иисуса», — вспоминает Барбер в своей книге.
Дива антигламура родилась в 1983 году в самой обычной семье на Золотом Побережье Австралии. В детстве врачи определили у Селесты синдром дефицита внимания и предложили назначить лекарства. Первой реакцией матери было «нет», она боялась, что медикаменты изменят ребенка. На прием таблеток миссис Барбер согласилась только тогда, когда полностью убедилась, что они помогут ребенку почувствовать себя лучше, а не сделают дочь более удобной. Понимание того, что родители любят и ценят ее такой, какая есть, стало для Селесты одной из ключевых опор в период взросления.
Безмятежность и принятие закончились для Селесты за стенами родительского дома. Она начала ходить в католическую школу, где стала аутсайдером еще и из-за дислексии (специфического расстройства, для которого характерны трудности с распознаванием слов при чтении и письме). Чересчур подвижного и невнимательного ребенка учителя пытались приструнить, демонстративно не пуская на уроки и публично критикуя.
В подростковом возрасте Селеста стала «девочкой для битья» у школьных красавиц. В своей книге она описывает, как стайка популярных девиц сделала ее изгоем, запретив другим детям общаться с нею. Под натиском общественного давления от Селесты отвернулись даже те девочки, которых она считала подругами. Этот бойкот длился целый год.
Описывая этот опыт проживания детской трагедии, Барбер честно признается, что до сих пор сочувствует маленькой себе и что этот опыт повлиял на нее. Но она не преподносит травму как «главную трагедию своей жизни». Напротив — Барбер делится конструктивным решением, которое может пригодиться каждому.
Барбер вспоминает, что в тот день рыдала от обиды и непонимания, задаваясь вопросом: «Что я такого сделала?» Но вместо того чтобы унижаться, заискивать перед обидчиками или, напротив, разрабатывать планы мести, она сосредоточилась на цели. Она мечтала стать комедийной актрисой и поэтому начала игнорировать обидчиков. Не делать вид, будто они ей неинтересны, а действительно игнорировать. «Никому не советую становиться объектом травли специально, чтобы закалить характер. Мой совет — если тебя травят или обижают, займись делом. Соберись и направь все силы на то, что тебе нравится. Любишь гандбол — ступай в тихий уголок, найди мячик и бей его о стенку, пока не прозвенит звонок на урок. Любишь шахматы — займись… чем там занимаются шахматисты. А если твой конек орфография, значит, садись и ПИШИ, БОТАН ТЫ ТАЛАНТЛИВЫЙ! И не компостируй себе мозги этими придурками, потому что, ей-богу, они гораздо больше заинтересованы в тебе, чем ты в них».
Придерживаясь принципа «ничего в жизни не делать наполовину», Барбер полностью сосредоточилась на подготовке к поступлению в театральный институт. Когда примерно через год красавицы решили снять вето на общение, в ее жизни ничего не поменялось. Да, теперь у нее оказалось больше собеседников и стало чуть проще находиться на уроках. И все. Она уже мысленно была в другом мире. Самое интересное началось через несколько лет в Сиднее, куда Барбер переехала, чтобы стать актрисой.
Проснуться знаменитостью
Свой аккаунт в Instagram Барбер зарегистрировала в 2011 году. Изначально там публиковались самые обычные фотографии: еда, дети — как у всех. Назвать востребованной актрису тоже было нельзя: она снималась в небольших эпизодах австралийских сериалов, работала сценаристом и ведущей программы о футболе, подавала пиво и убирала со столов в барах. Больше десяти лет Барбер ждала интересных предложений и получала отказы.
Но в 2015 году актриса решила поделиться своей пародией на фото женщины, застывшей в странной и сложной позе йоги на фоне лестничной клетки, которое в тот момент было вирусным в интернете. Делать пародии на селебрити и пафосных дамочек было давним хобби Селесты и ее сестры Оливии. Они часто слали друг другу подобные фотографии и соревновались, у кого получилось смешнее. Фото понравилось «горстке подписчиков», и Барбер сделала еще несколько пародий. Подписчики начали прибывать — за неделю подписалось 2000 человек.
Затем в сети «завирусилась» фотосессия Ким Кардашьян «в белье и грязи», концепцию которой придумал Канье Уэст. Барбер сделала свой вариант, который получился настолько смешным, что о неизвестной до этого актрисе узнал канал ABC Online. У нее взяли интервью, число подписчиков после выхода материала увеличилось еще на 5000 — Барбер шутила, что именно в этот момент почувствовала себя звездой («Пять тысяч подписчиков! Да я теперь не просто пародирую Ким «Кимбо» Кардашьян, я САМА ЕЮ СТАЛА!»).
Однако Барбер так и осталась бы микроинфлюэнсером, не реши издание Daily Mail «увести» интервью у ABC Online. Они опубликовали материал без указания первоисточника, переделали на свой лад, но бонусом разместили ссылку на страницу Селесты. За сутки на нее подписалось 50 000 человек, и перед Барбер открылся «дивный новый мир: мир, где люди были готовы платить за сущую нелепость». Сейчас ее аудитория превышает 9 млн подписчиков, комментарии к ее постам оставляют знаменитости, а рекламодатели стоят в очереди с предложениями.
За семь лет пародии не изменились — актриса все так же высмеивает идеализированные образы, заполнившие Instagram. Барбер является заметной фигурой среди феминисток, всецело разделяющей идеи сестринства, борьбы за равные права и возможности. Правда, ее нередко критикуют за недостаточно твердую позицию, но подписчицы защищают актрису, называя лицом прагматичного, а не радикального феминизма.
#Сексимуж и четверо детей
«Люди средненькой внешности никогда не бродят по улицам в растерянности. Мы очень заняты. Нам срочно нужно бежать туда, где можно будет доказать, чего мы стоим. Потому что за одно только смазливое личико нам ни хрена не достается», —пишет Селеста Барбер.
Со своим мужем по имени Апи Селеста познакомилась в 21 год, когда работала в пабе «Болт». С ее стороны это была любовь с первого взгляда — старше на десять лет, красивый, спортивный и сексуальный мужчина, охоту на которого объявили все присутствующие тогда в баре дамы. Селеста и Апи до сих пор вместе. Супруг часто украшает собой инстаграм Барбер. Подписчикам он известен как #сексимуж (@hothusband_) и человек, с которым Селеста растит четверых детей: двух дочерей Апи от первого брака и двоих совместных сыновей.
Они через многое прошли. В 25 лет Барбер перенесла внезапную экстренную операцию на открытом сердце, и только благодаря Апи у нее нет характерного шрама. В последнее мгновение муж вспомнил о случайном разговоре и страхе Селесты получить огромный шрам, который будет виден на всех видео и фото, поэтому настоял, чтобы хирурги сделали надрез-ракушку под грудью. До сих пор Барбер отмечает это с большой благодарностью.
Апи отыгрывает роль второстепенного персонажа — красавчика, которым приятно похвастаться на пляже. Ему посвящено огромное количество контента в соцсетях и эпизодов в книгах Селесты, где она с нежностью рассказывает их совместные истории.
Лицо бодипозитива
«В интервью меня часто спрашивают, как я собираюсь приводить себя в форму к лету. А я всегда отвечаю: «В какую именно форму? Сейчас я работаю над тем, чтобы принять форму переспелой груши, и результаты меня вполне устраивают», — из книги «Вызов принят».
Работы Барбер не искусство, не интеллектуальный юмор. Это просто смешные скетчи, где представительница среднего класса, насмотревшись на dolce vita в соцсетях, пытается втиснуть себя в эту реальность. При этом контент Барбер «не решает женские проблемы» и почти «не поднимает актуальные вопросы» — она просто смешит людей и позволяет иначе взглянуть на внеинстаграмную реальность.
Реальность среднего класса в интерпретации Барбер не депрессивна — она милая, уютная и нормальная. То, что многие пытались прикрыть или, наоборот, героизировать, Барбер делает обычным, и в этой обычности появляется пространство для смеха и принятия себя. Например, целлюлит, обвисшие ягодицы или отсутствие подбородка (за что, кстати, Селесту дразнили в школе) не становятся манифестом. «Да, — говорит Селеста, — моя грудь ближе к пупку, чем к подбородку, но что теперь? Я не готова тратить жизнь, чтобы выглядеть иначе. И жить в постоянном стыде за себя не буду. Просто есть и есть».
Барбер не боится показаться некрасивой — в конце концов, зритель смеется не над ней, а над собой и над собственным желанием «быть как звезда». Таким же обычным человеком с обычным домом, обычными детьми и обычными складками на животе, чья область доступных для фото локаций ограничена кухней или задним двором с заросшей травой. В соцсетях подписчики актрисы подхватили ее призыв «вызов принят»: по тэгу #celestechallengeaccepted в Instagram можно найти 17 800 пародий, которые сделали пользователи сети в стиле Барбер.