«Эмманюэль, не трогай телефон!»: как хозяйка фермы стала знаменитой благодаря страуcу
Герой нового TikTok-тренда — страус по имени Эмманюэль. Видео с его участием набирают миллионы просмотров (у самого популярного 8,7 млн). Ролики выкладываются в аккаунте фермы Knuckle Bump Farms, на который сейчас подписано 1,7 млн человек, поставивших совокупно 33 млн лайков.
Knuckle Bump Farms — небольшая рекреационная ферма в Южной Флориде, которой управляет 29-летняя Тейлор Блейк. Она выросла в религиозной семье — родители даже не разрешали ей читать и смотреть «Гарри Поттера» (вместо него были «Хроники Нарнии»). Некоторое время Тейлор жила в Лос-Анджелесе, потом вернулась на ферму, которая принадлежит ее бабушке и дедушке. В 2021 году приняла участие во втором сезоне реалити-шоу Reality House (это веб-шоу, участники которого живут в одном доме и участвуют в различных челленджах; призовой фонд второго сезона составлял $50 000), но выбыла после того, как допустила объективирующие высказывания в адрес другой участницы.
Сейчас Блейк живет на ферме вместе со своей девушкой и ухаживает за животными: коровами, козами, оленями и другими. Страусы Эллен и Эмманюэль, по ее словам, появились на ферме в 2015 году.
Созданием контента для соцсетей Блейк занимается с 2013 года. Видео с животными она начала публиковать в 2018-м, объясняя это так: «Мир темный, а животные приносят всем радость. Они забавные, они смешные».
До того, как страус по имени Эмманюэль заполнил соцсети, Блейк писала не только о животных. Например, в своем аккаунте в Twitter она выступала против запрета абортов: «Как человек, который верит в Бога, я физически не могу представить себе, что мою веру используют в качестве оружия, чтобы заставить кого-то вынашивать ребенка, о котором этот человек не способен заботиться».
В начале лета Блейк попробовала снять образовательный ролик об обитателях фермы, но Эмманюэль постоянно появлялся в кадре, пытаясь клюнуть телефон. Сначала Блейк решила, что ролик не удался, но, пересмотрев его через месяц, все-таки выложила. Видео, на котором она уговаривает страуса отойти от камеры, мгновенно стало вирусным. Фаза «Эмманюэль, не делай этого» стала мемом, а сама Тейлор Блейк приняла участие в съемках шоу Джимми Фэллона.
Домашние животные занимают отдельную нишу в парасоциальных отношениях. Это явление, при котором у медиапотребителей формируется близкая привязанность к знаменитостям, было описано антропологом Дональдом Ортоном и социологом Ричардом Волом еще в 1956 году. С развитием интернета и социальных сетей такими знаменитостями все чаще становятся животные.
Несмотря на стереотип о том, что интернетом правят котики, по данным издания Wired, собаки чаще фигурируют в поисковых запросах и собирают лайки. Однако у кошки больше шансов стать известным персонажем. Можно вспомнить Grumpy Cat, которая прославилась в 2012 году из-за нетипичной внешности, вызванной нарушениями строения скелета. В 2013-м она снялась в рекламе кошачьего корма Friskies. Оценки стоимости личного бренда Grumpy Cat варьировались от $1 млн до €100 млн. В 2018 году хозяйка кошки подала иск о нарушении авторских прав к владельцам американской кофейной компании Grenade, по которому получила $710 000. В 2019 году кошка умерла.
Другой пример популярности кошек — кот Степан из Харькова. У него 1,1 млн подписчиков в TikTok и 1,3 млн подписчиков в Instagram (принадлежит компании Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена). Первое видео с ним, выложенное его хозяйкой Анной в 2020 году, набрало несколько миллионов просмотров. В ноябре 2021-го на него обратила внимание певица Бритни Спирс — ее пост с фото Степана набрал 1,3 млн лайков. Вскоре после этого Степан появился в рекламе сумки Valentino. После начала «специальной военной операции»* хозяева и кот вынуждены были эвакуироваться и сейчас находятся во Франции.
В том, какие животные становятся популярными в интернете, есть страновые особенности, например, в Уганде вирусятся видео с курами, пишет Wired. Кроме того, виральности способствуют физические особенности животного (как у той же Grumpy Cat): например, в 2020 году популярность пришла к щенку бигля, у которого на лбу есть нарост, похожий на рог единорога. Приют, в котором он жил, получил тысячи долларов пожертвований и сотни заявок от желающих забрать щенка, пишет издание Business Insider (щенка в итоге оставила себе сотрудница приюта, выложившая его фото).
Тейлор Блейк тоже планирует воспользоваться обрушившейся на Эмманюэля популярностью — она хочет продавать мерч с его изображением и сделать это одним из источников дохода фермы. У нее уже есть опыт производства и продажи мерча в пользу некоммерческой организации SFQP, которая помогает темнокожим представителям ЛГБТ в Южной Флориде. Кроме того, Блейк не исключает, что страус даже может стать героем собственного телешоу. «У Knuckle Bump Farms, Эмманюэля и других животных большое будущее, и я вижу, что это зайдет очень, очень далеко», — говорит она.
* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 53 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.