К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

«Мы максимально открыты»: как выпускники юрфака МГУ создали благотворительный фонд

Глава фонда «Лига выпускников» Алена Жигулина (Фото DR)
Глава фонда «Лига выпускников» Алена Жигулина (Фото DR)
Созданная в 2021 году «Лига выпускников» помогает студентам, выпускникам и преподавателям юридического факультета. Глава фонда Алена Жигулина рассказала Forbes Woman, за какой помощью в фонд обращаются чаще всего и как обстоят дела с юридическим образованием и оттоком специалистов в России

— Как появился фонд «Лига выпускников» и как он устроен? 

— Идея создания фонда пришла выпускникам юридического факультета МГУ 2011 года на одной из встреч в сентябре прошлого года. Мне кажется, сыграл роль тот факт, что, когда карьера за 10 лет более-менее построена и гонка за карьерный рост становится менее интенсивной, появляется время на добрые дела. Начинаешь задумываться о чем-то высоком. В этот момент и пришла мысль сделать что-то глобальное, чтобы помогать людям и формировать юридическое сообщество. Было решено открыть для этого фонд. 

Пока мы работаем только с родным юрфаком МГУ, но если появится запрос от других вузов и инвесторы, то мы, конечно, готовы расширить поле деятельности. 

 
Фото DR

— На каком этапе вы возглавили проект?

— Я присутствовала при обсуждении идеи проекта. Меня пригласили его возглавить еще на том этапе, когда мы думали, как это организационно оформить. Это моя смежная работа, то есть для меня это в какой-то мере тоже благотворительный проект. Основная моя работа — в сфере банковского нормативного регулирования. 

 

У нас в фонде сформировалась прекрасная команда активистов, где каждый выполняет свою работу от всей души и получает внутреннее удовлетворение от того, что делает хорошее дело. 

— Как финансируется деятельность фонда?

— У нас есть два источника финансирования. Первый и основной — это пожертвования. У юридического факультета есть неравнодушные выпускники, которые уже заняли какое-то место в обществе, могут себе позволить помогать — и хотят это делать. 

 

Юридический факультет МГУ — это такое идейное сообщество. Когда встречаешь выпускника факультета, вам всегда есть о чем поговорить. Когда сталкиваешься с ним в профессиональной сфере, понимаешь, что это человек знающий, человек, который имеет прекрасную базу. Мы создали такой масштабный проект еще и с целью объединить людей, объединить сообщество. Представляете, на недавнюю нашу встречу пришел выпускник 1963 года. Выпускники хотят больше общаться, больше взаимодействовать. В последние годы, во время пандемии, люди поняли, что живое общение очень важно. 

Второй источник финансирования — это гранты. Речь идет о грантах, которые предоставляются крупными компаниями, заинтересованными в благотворительности. Как раз сейчас мы участвуем в получении одного такого гранта и уже прошли заочные этапы. 

— Какие виды помощи вы оказываете и кто ее основные адресаты?

— У нас есть различные программы финансовой помощи. Например, есть медицинские программы, когда собираются деньги на лечение для выпускников, учащихся, преподавателей, их детей. Иногда помощь заключается не в финансировании лечения, а в его организации — например, когда нужна помощь в поиске места. Такие запросы приходят чаще всего.

Другое важное направление — помощь в области науки. Это помощь с тем, чтобы напечатать в типографии книги, какие-то сборники для преподавателей. Плюс мы оказываем материальную и организационную помощь факультету — например, в проведении конференций, конкурсов. Мы планируем давать денежную премию студентам, занявшим призовые места в научных конкурсах по праву. Это дает стимул талантам проявить себя. Порой студенты придумывают более нестандартные решения, чем люди, которые уже работают на практике. Возможно, в силу отсутствия некой рабочей профдеформации.

 
Юридическое образование, на мой взгляд, — базовое: оно лишним не будет никогда, даже если ты не станешь работать по профессии

Также мы помогаем студентам, которые хотят принять участие в международных конкурсах, — оплачиваем организационные расходы, дорогу, проживание. 

— Как вы находите студентов и преподавателей, которым нужна помощь? Они сами к вам обращаются?

— У нас активно развиваются соцсети, Telegram-канал. К тому же информация распространяется через факультет, через преподавателей. Студенты и преподаватели знают про нас, потому что, когда требуется помощь, не так много организаций, которые готовы помочь. Мы же максимально открыты. 

Фото DR

— В середине 2000-х был настоящий бум юридического образования. Все хотели идти на юрфак, это было очень популярно. Сохраняется ли сейчас повышенный интерес или мода уже спала?

 

— Помимо юридического, я бы также отметила экономический факультет, куда также все стремились и поступали. Обширность юридического образования — это и плюс, и минус. Юридическое образование, на мой взгляд, — базовое, оно лишним не будет никогда, даже если ты не станешь работать по профессии. Многие выпускники юридического факультета нашли себя в других направлениях. У кого-то есть собственный бизнес, кто-то ушел в кинематограф и другие творческие профессии.

Юридическое образование в России в целом находится на хорошем уровне, но есть и свои недостатки. Одним из них я бы назвала тот факт, что в большинстве вузов есть юридический факультет — даже в негуманитарных. А когда факультетов много, качество образования может снижаться. Но при этом полагаю, что получение юридического образования минусом не будет однозначно.

Конкурс на юридические факультеты в вузах, где очень высокий проходной балл, не уменьшается, а, наоборот, увеличивается. Чтобы принимать больше студентов, вузы наращивают количество платных мест. Учиться на платной основе, безусловно, довольно дорого, но спрос на юридическое образование в России от этого не снижается.

— А как обстоят дела с юридическим образованием в регионах? Реально ли там получить качественное образование или пока за ним все еще приходится ехать в города-миллионники?

 

— Одним из немногочисленных плюсов пандемии я бы назвала развитие дистанционного образования. Оно не умаляет ценность образования академического, однако сейчас так мощно развиты интернет-платформы, что можно слушать мэтров права из любой точки России и становиться профессионалом. На таких лекциях затрагиваются не только теоретические, но и практические вопросы. Многие платформы позволяют организовать общение с лектором в прямом эфире. В целом я бы не назвала образование в регионах плохим, но если его не хватает и хочется еще больше расти, то сейчас для этого предоставлено множество возможностей. 

— Некоторые факультеты МГУ столкнулись за последние пару десятилетий с сокращением бюджетов и бесплатных дополнительных опций для студентов. Как в этом плане обстоят дела у юрфака? 

— На юридическом факультете остались бесплатные программы, в том числе программы по обмену в зарубежных вузах с выплатой стипендии. У меня ездили на такие программы множество знакомых, однокурсников — в различные страны. Понятно, что без таких программ далеко не все студенты могут позволить себе поехать за границу. Прекрасно, что такие факультативные возможности даются. 

Если ты переезжаешь в другую страну, нужно переучиваться, получать дополнительные знания, сдавать экзамены на допуск к практикованию права. Поэтому юристы переезжают не так часто

— Когда абитуриенты приходят на юрфак, в каких сферах они чаще всего себя видят дальше? Они стремятся попасть на госслужбу, в частный сектор или, может быть, сейчас растет интерес к правозащитной деятельности?

 

— Когда студенты поступают, мне кажется, у большинства еще нет понимания, чем они хотят заниматься. Обычно понимание начинает приходить курсе на втором-третьем, когда подбираются специальные дисциплины: гражданское, корпоративное, уголовное, конституционное право. 

Раньше студенты активно шли на уголовное право, чтобы продолжить работу в правоохранительных органах. Сейчас бóльшая часть студентов идет в цивилистику — это гражданское право, предпринимательское и корпоративное право, сфера банкротства, конкурентное и банковское право. Я сама обучалась на кафедре предпринимательского права в магистратуре и могу сказать, что там дают прекрасные знания. Также студенты идут на госслужбу. В общем, есть три варианта, которые, как правило, выбирают: уголовная, гражданско-правовая и государственно-правовая направленность. 

— Есть в области права проблема оттока специалистов за границу?  

— Отток есть, но не такой, как у программистов, конечно. Я бы даже не назвала это оттоком. Это релокация. В Москве находилось много иностранных юридических фирм, некоторые приняли решение закрыть офисы. Чтобы помочь сотрудникам, они предложили варианты переезда. Основные направления — Дубай и Лондон. Многие юристы согласились на это, чтобы продолжить работать в фирме. 

 

Не стала бы называть юридическое образование в России универсальным, потому что в каждой стране своя правовая система. Если ты переезжаешь в другую страну, нужно переучиваться, получать дополнительные знания, сдавать экзамены на допуск к практикованию права. Поэтому юристы переезжают не так часто. 

— С какими сложностями вы сейчас сталкиваетесь в работе фонда? Как экономическая ситуация влияет на количество пожертвований и финансирование? 

— Экономическая ситуация, к сожалению, влияет. Самая, наверное, основная сложность — это найти неравнодушных людей, которые готовы помогать, потому что запросы на помощь постоянно поступают. Кризис существенно сокращает пул жертвователей, поскольку многие потенциальные инвесторы, кто даже и хотел бы помочь, сейчас сосредоточены в первую очередь на решении своих рабочих задач. 

С другой стороны, для таких проектов, как наш, даже небольшая поддержка — это уже какое-то доброе дело, которое может согреть душу в непростые времена.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+