В мае 2022 года стало известно, что правительство Испании планирует ввести ежемесячные менструальные отпуска длительностью в несколько дней. По данным Испанского гинекологического и акушерского общества, треть женщин в стране сталкивается с дисменореей — сильным дискомфортом во время месячных. Это состояние может сопровождаться болями в паху, головными болями, тошнотой, высокой температурой. По разным данным, в мире дисменорея встречается у 5%–20% женщин.
Менструальная политика
Впервые о подобных отгулах заговорили на советских предприятиях в 1920-х. В 1922 году в журнале «Вестник труда» вышла статья, автор которой, некто Ц. Пик, описывал (или описывала) физические изменения, происходящие с женщинами в начале месячных, и приводил доводы в пользу отдыха в это время. К тому времени такая мера уже была принята в некоторых отраслях — например, декрет, выпущенный в январе 1922 года, давал работницам швейной промышленности двухдневный отгул в начале менструации (но не раньше, чем через 21 день после предыдущего) при предъявлении справки от врача. Позже такую же практику ввели для представительниц артистических профессий — гимнасток, танцовщиц, акробаток. В январе 1926 года отдел охраны труда Наркомтруда постановил, что любые работающие женщины могут получать отгул во время менструации, если боль подтвердит врач, — однако пропущенные дни засчитывались как обычный больничный.
Спустя 100 лет все больше компаний вводят у себя подобную практику. Американский разработчик приложений Chani ввел менструальные отгулы без ограничений по дням. «Наличие матки невероятно болезненно, и все же с раннего возраста нас учат преодолевать эту боль и продолжать работать», — прокомментировала это решение генеральный директор Соня Пасси. В индийской компании Zomato (развивает международный агрегатор ресторанов) женщина может взять до 10 дополнительных отгулов в год. «Почему 10? У большинства женщин около 14 менструальных циклов в году. С поправкой на то, что месячные могут выпасть на выходные дни, теперь вы можете воспользоваться 10 дополнительными отгулами по сравнению с мужчинами», — говорится в сообщении, адресованном сотрудницам. Менструальные отгулы также ввел польский разработчик игр GOG — по инициативе менеджера по культуре и коммуникациям Габриэллы Семенкович. «Это способствует инклюзивности. Так мы признаем, что на рабочем месте существуют биологические различия и что эти симптомы реальны», — комментирует она.
Одной из первых в 2016 году менструальные отгулы ввела британская Coexist. «На протяжении многих лет я руковожу многими сотрудницами и вижу, как некоторые женщины на работе сгибаются пополам из-за менструальной боли. Несмотря на это, они чувствуют, что не могут вернуться домой, потому что не считают себя больными, — объясняла директор Бекс Бакстер. — …Мы хотели ввести политику, которая позволит женщинам уделять время естественному циклу своего тела, не называя это болезнью». Позже, в 2021 году, она вспоминала, что нововведение сделало атмосферу в коллективе более здоровой и дружелюбной.
Но были и те, кто принял его не сразу. «Была огромная негативная реакция, — говорила Бакстер. — Один комментарий, который врезался мне в память: «Вы отбрасываете феминизм на 100 лет назад». Противники инициативы считали, что менструальные отгулы выставляют женщин слабыми и создают стигму, которая помешает их карьере. Американский опрос 2019 года об отношении к менструальным отгулам показал, что людей, которые не поддерживают или сомневаются в инициативе, в основном беспокоят три вещи: несправедливость по отношению к мужчинам, влияние на экономические показатели компании и угроза гендерному равенству.
Особые потребности с точки зрения феминизма
Исторически в менструации видели одно из подтверждений того, что женщины менее, чем мужчины, способны к образованию и карьере. В 1875 году американский санитарный врач Эйзел Эймс опубликовал книгу «Пол и промышленность», в которой описывал влияние условий труда на женское здоровье, в том числе репродуктивное. Многие его предположения строились на убеждении, что из-за месячных женщины — более слабые работники. Эта исследовательская традиция сохранялась на протяжении почти всего XX века — только в его последние десятилетия стали появляться работы, оспаривающие это предубеждение.
Реакцией женского движения в XIX–XX веках была так называемая «гендерная нейтральность» — предположение, что женщины ни в чем не уступают мужчинам и не нуждаются в послаблениях. Активистки первой и второй волн придерживались феминизма равенства (equality feminism), с точки зрения которого особенности женского организма, в том числе месячные, не создают потребность в специальных условиях труда.
В 1980-х в противовес феминизму равенства стал формироваться феминизм различий (difference feminism). Сторонницы этого направления критиковали гендерную нейтральность за то, что она игнорирует специфические нужды женщин и воспроизводит андроцентричную модель, в которой учитываются только потребности мужчин (как «людей по умолчанию») — в том числе физиологические. Феминистки этого направления считают, что различия между мужчинами и женщинами необходимо замечать, но делать это так, чтобы они не стали основой для угнетения. С точки зрения феминизма различий менструальные отгулы — это как раз учет специфических женских проблем и потребностей.
Как менструация влияет на работу женщин
Один из самых распространенных стереотипов о месячных — что во время них женщины становятся особенно эмоциональными, слабыми и нестабильными. Однако большинство исследований, которые пытаются оценить влияние циклических гормональных колебаний на работу мозга, либо не репрезентативны, либо вызывают вопросы в части интерпретации результатов. Грамотно проведенные исследования показывают, что значительного влияния месячных на когнитивные способности нет.
Тем не менее у многих женщин ухудшается самочувствие. Голландский опрос, в котором приняли участие 32 000 респонденток, показал, что 13,8% женщин хотя бы раз пропускали работу из-за месячных, 3,4% пропускают ее почти каждый месяц. В среднем женщины пропускали 8,9 рабочего дня в год. При этом только 20,1% из тех, кто брал больничный или отгул из-за болезненной менструации, сообщили работодателю или учебному заведению реальную причину. 67,7% опрошенных хотели бы иметь более гибкий график и возможность снижать нагрузку во время месячных.
Похожий опрос провел и разработчик приложения Flo. Из 1867 опрошенных 45,2% сообщили о невыходе на работу из-за месячных. В среднем женщины пропускали 5,8 рабочего дня за год. 94,6% заявили, что не получали никаких льгот и послаблений в связи с менструацией.
В развивающихся странах невыходы на работу из-за месячных встречаются чаще из-за менструальной бедности, когда у женщин затруднен доступ к туалетам и гигиеническим принадлежностям. Часто в таких странах есть культурные табу, которые не позволяют женщинам обсуждать эту проблему даже между собой. Исследование, проведенное в Кении, показало, что представление о менструирующих женщинах как о «нечистых» и слишком эмоциональных исключало их из рабочей коммуникации.
Но и в развитых странах женщины, приходящие в офис во время месячных, испытывают стресс. Они должны следить за тем, чтобы успеть вовремя сменить гигиеническое средство и чтобы об этом никто не узнал. Особенно трудно приходится тем, у кого на месте учебы или работы нет отдельного женского туалета или их мало. Одна из участниц исследования, проведенного учеными из Эдинбургского университета, говорит: «Сильное кровотечение означает, что мне нужно уходить со встреч до того, как они закончатся. Я планирую свои дни с учетом доступа к туалетам… мне приходится оставлять занятия, чтобы сменить гигиенические принадлежности». Отчасти проблема решается удаленной работой, но не во всех компаниях и не у всех сотрудников есть такая возможность.
Как менструальные отгулы отражаются на компаниях
Так как компаний, которые ввели менструальные отгулы, все еще немного, подсчитать, как это отражается на экономических показателях, пока невозможно — выборка невелика. Чери Хогер, генеральный директор британской компании, производящей менструальные чаши Saalt, считает, что молодым работникам важно, чтобы ценности на рабочем месте совпадали с их личными. Инклюзивная политика помогает удерживать талантливых сотрудников и способствует разнообразию — а оно связано с ростом показателей эффективности. Доктор Хьюн-Юнг Ли, профессор трудовых отношений и организационного поведения Лондонской школы экономики и политических наук, считает, что отсутствие в офисе один день в месяц не окажет влияния на финансовые результаты компании. Может показаться, что, когда половина сотрудников берет 10–12 дополнительных отгулов в год, это дорого для бизнеса, — но если принять во внимание положительное влияние такой политики на благополучие и производительность каждого отдельного работника, в долгосрочной перспективе она окупится.
В конце концов, отгулы можно отработать. Например, в Жироне — испанском городе, где местные власти ввели эту практику еще в 2021 году, — политика действовала так: можно взять восемь часов менструального отгула в месяц, но отработать их в течение трех следующих месяцев. Правда, для некоторых женщин восьми часов может быть недостаточно, чтобы пережить болезненные симптомы.
Зачем нужен специальный отгул, если есть обычные
Согласно статье 125 Трудового кодекса РФ, отгулы можно использовать как часть отпуска или в качестве компенсации за сверхурочную работу. При этом как минимум одна часть отпуска не должна быть меньше 14 дней, соответственно, на отгулы остается еще 14 дней. Получается, если у женщины дисменорея, то почти половину отпускных дней она может потратить на болезненную менструацию, тогда как ее коллеги смогут использовать их для отдыха. А чтобы наработать один день дополнительного отгула, необходимо отработать минимум восемь часов. Можно взять больничный, который, в отличие от отгула, не ограничен по срокам. Но для больничного листа нужно подтверждение врача, а объем выплат зависит от стажа.
Преимущество менструального отгула состоит в том, что ради него не приходится тратить дни отпуска, работать сверхурочно или жертвовать заработком. Кроме того, само наличие такого термина в обиходе снимает табу с темы, которая доставляет неудобство сотрудницам и демонстрирует внимание к их потребностям.
Как и любая инициатива, связанная с гендерным равенством и инклюзией, введение менструальных отгулов требует последовательности и деликатности. Авторы упоминавшегося выше опроса 2019 года в 2020-м выпустили еще одну работу, в которой утверждают, что без устранения гендерных стереотипов и дискриминации такие отгулы скорее будут во вред: укрепят сексистские предубеждения, усилят разрыв в зарплатах. Чтобы этого не произошло, необходимо просвещение и гибкая политика в отношении любых отпусков, отгулов и удаленной работы для всех сотрудников. А если компания не готова к столь серьезным шагам, можно начать с обустройства удобных туалетов и комнат отдыха, где в свободном доступе есть гигиенические средства и обезболивающие.