Как сериал «Мисс Марвел» раскрывает силу женщины через ее культурное наследие
В июне на платформе Disney+ стартовал мини-сериал «Мисс Марвел» — первый марвеловский проект о супергероине пакистанского происхождения. Для большинства зрителей, хорошо знакомых с такими персонажами, как Тор, Капитан Америка или Черная вдова, имя Мисс Марвел (не путать с Капитаном Марвел) определенно не на слуху: героиня дебютировала на страницах комиксов лишь в 2013 году. И все же неудивительно, что из всего многообразия еще не задействованных в киноиндустрии персонажей Marvel Comics именно Мисс Марвел в итоге получила собственное стриминговое шоу. Disney продолжает делать ставку на инклюзивность, и решение рассказать историю целого народа устами женщины кажется очень логичным.
Главная героиня «Мисс Марвел» — 16-летняя Камала Хан — мало чем отличается от обычного тинейджера. Как и все подростки, она много сидит в интернете, обожает супергероику и мечтает когда-нибудь встретиться со своим кумиром — Кэрол Денверс, более известной как Капитан Марвел. Родители Камалы Юсуф и Муниба много лет назад переехали в Америку из Пакистана. И несмотря на то, что сама главная героиня родилась и выросла в Нью-Джерси, ее воспитание проходило в рамках национальных традиций — пусть и не так строго, как во многих других мусульманских семьях. Запреты со стороны консервативно настроенных родственников часто становились причиной ссор.
Однажды Ханы получают посылку от бабушки, и в куче абсолютно ненужных старых вещей Камала находит старинный браслет с загадочной надписью. Украшение идеально подходит к супергеройскому образу, в котором она собирается на ближайший AvengerCon — фестиваль фанатов Мстителей, команды супергероев из вселенной Marvel. Оказавшись на мероприятии, Камала понимает, что браслет каким-то образом активировал в ней дремлющую силу, которая, конечно же, привлекает слишком много постороннего внимания.
В отличие от большинства супергеройских блокбастеров «Мисс Марвел» — в большей степени история взросления пакистанской девочки в американском обществе, нежели героическая эпопея о спасении мира, и в этом плане сериал скорее выигрывает. Камала открыто и не без иронии рассказывает о трудностях ассимиляции в школе, где она — вечная и вынужденная чужачка — делится забавными историями о собственной семье и пакистанской диаспоре.
Сценарий к «Мисс Марвел» писала Биша К. Али, сценаристка «Полового воспитания» и «Локи», которая сама является этнической пакистанкой, выросшей в Великобритании. Вероятно, именно по этой причине сериальная Мисс Марвел, в отличие от версии из комиксов, имеет достаточно сильную связь с корнями и в буквальном смысле черпает силы из собственного наследия — необычные способности достались героине от прабабушки Аиши, принадлежавшей древнему роду джиннов, которая волею судьбы оказалась на Земле и влюбилась в обычного человека. Чем больше Камала узнает о прошлом семьи Хан, тем больше раскрывает масштаб своих способностей, тем самым иллюстрируя идею авторов о развитии персонажа через коллективный женский опыт, передающийся из поколения в поколение.
Особое место в сюжете шоу занимает тема раздела Британской Индии на Пакистан и Индийский союз в 1940-х годах прошлого века. Раздел стал причиной многочисленных вооруженных столкновений, в которых погибли около 1 млн человек, а также привел к массовой миграции населения. В результате оказались разрушены жизни миллионов людей. Конечно, ждать от сериала глубокого погружения в контекст не стоит: в конце концов Disney делает исключительно развлекательный контент, рассчитанный в основном на подростковую аудиторию. И все же связь сценария с реально происходившими событиями делает историю становления Камалы более аутентичной и человечной.