К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Аэронавты, пилоты, воздушные каскадеры: 6 женщин, которые первыми поднялись в небо

Раймонда де Ларош (Фото Getty Images)
Раймонда де Ларош (Фото Getty Images)
Первая женщина поднялась в небо всего через год после того, как был испытан изобретенный братьями Монгольфье воздушный шар. Несмотря на предрассудки, женщины становились аэронавтами, лицензированными пилотами, воздушными каскадерами, они открывали летные школы и создавали авиастроительные компании
Жанна Женевьева Гарнерен: прыгала с парашютом
Getty Images

Жанна Женевьева Гарнерен: прыгала с парашютом

22 октября 1797 года 22-летняя Жанна наблюдала, как в небо над Парижем поднимался воздушный шар с аэронавтом Андре-Жаком Гарнереном. А через год совершила свой первый подъем — уже будучи мадам Гарнерен.

Она не была первой женщиной, поднявшейся на воздушном шаре, до нее как минимум были оперная певица Мари-Элизабет Тибль и некая «гражданка Анри». Зато она была первой, прыгнувшей с парашютом. Супруги Гарнерен организовывали демонстрационные полеты и в 1802 году прибыли со своим шоу в Англию, где Жанна прыгнула с высоты  2438 м.

В 1823 году возрасте 48 лет Жанна-Женевьева овдовела. Она отошла от воздухоплавания и открыла ресторан, а ее партнершей по бизнесу стала бывшая участница наполеоновских войн, кавалеристка драгунского полка Мари-Тереза Фигёр.

Софи Бланшар: консультировала Наполеона по вопросам аэронавтики

Софи Бланшар: консультировала Наполеона по вопросам аэронавтики

Упомянутый выше Андре-Жак Гарнерен официально числился аэронавтом на государственной службе, и, когда он умер, его место заняла Софи Бланшар. В конце 1790-х или в начале 1800-х годов она вышла замуж за воздухоплавателя Жан-Пьера Бланшара. Тот бросил первую жену с четырьмя детьми, чтобы путешествовать по миру с показательными полетами, но дела его шли не очень успешно. В 1804 году, чтобы привлечь побольше зрителей и заработать побольше денег, он решил отправить в небо женщину — свою вторую жену Софи. Она боялась ездить в каретах и хваталась за сердце от громких звуков, но, поднявшись в воздух, поняла, что оказалась в своей стихии.

Супруги вместе устраивали показательные полеты по всей Европе следующие пять лет, пока у Жан-Пьера не случился сердечный приступ в небе над Гаагой. Овдовев, Софи продолжала летать, чтобы содержать себя и выплачивать долги мужа. В 1810 году она совершила полет в честь бракосочетания Наполеона и Марии-Луизы Пармской, а позже стала фавориткой императора и занималась разработкой воздушного вторжения в Англию (но признавала его невозможным).

Выплатив долги мужа, Софи продолжала летать. Она замерзала в ночном небе, тонула, приземлившись в болото, и запускала фейерверки с шара, наполненного водородом. 6 июля 1819 года она разбилась при аварийной посадке на одной из улиц Парижа.

Вильгемина Райхард: заработала полетами на покупку завода
Skybird pro Luftfahrt e.V

Вильгемина Райхард: заработала полетами на покупку завода

«С высочайшего разрешения фрау Райхард совершит свое первое воздушное путешествие 16 апреля. Поскольку фрау Райхард — первая немецкая женщина, осмеливающаяся в одиночку подняться на воздушном шаре, эта затея наверняка будет очень интересной», — писали берлинские газеты в апреле 1811 года. Фрау Вильгемина Райхард увлеклась воздухоплаванием вслед за мужем-ученым. После первого совместного полета она уже была готова подняться в воздух в одиночку.

Во время третьего полета Вильгемина была беременна, и на высоте нескольких тысяч метров потеряла сознание. Она потерпела крушение, чудом спаслась сама и позже родила здорового ребенка. Но от полетов на какое-то время отказалась. Впрочем, через несколько лет ее муж захотел приобрести химический завод и, чтобы заработать денег, Вильгемина снова поднялась в воздух.

Она совершила полтора десятка показательных полетов, причем сопровождала их научно-популярными лекциями об аэронавтике и демонстрацией опытов. О каждом своем подъеме рассылала подробные письма — по сути, пресс-релизы — «в местные газеты». В 1820 году Вильгемина Райхард совершила свой последний полет. После смерти мужа в 1844 году она управляла химическим заводом, приобретенным на деньги, заработанные воздухоплаванием.

Раймонда де Ларош: первой получила лицензию пилота
Hulton Archive

Раймонда де Ларош: первой получила лицензию пилота

Раймонда с детства любила кататься на велосипеде, потом освоила мотоцикл. Она была актрисой, в богемных кругах встречалась с авиаторами и сама увлеклась авиацией. В 1910 году Раймонда стала первой женщиной, получившей лицензию пилота.

Следующие четыре года она успешно выступала на авиашоу и соревнованиях, несмотря на несколько аварий, в том числе автомобильную, в которой едва не погибла. С началом Первой мировой войны коммерческие полеты прекратились, а в военные летчики женщин не брали, так что Раймонде пришлось стать шофером.

Позже де Ларош вернулась к полетам, установила рекорды высоты и дальности полета. Она собиралась стать летчиком-испытателем, но в июле 1919-го года при заходе на посадку новый экспериментальный самолет вошел в пике. Первый пилот и Раймонда, в том полете бывшая вторым пилотом, погибли.

Хильда Хьюлетт: открыла авиашколу
Hewlett and Blondeau Limited

Хильда Хьюлетт: открыла авиашколу

Хильда Хьюлетт была увлеченной автомобилисткой и в авиацию пришла из любви к скорости. В 1900-е она училась летать во Франции, а в 1910-м в партнерстве с французом Гюставом Блондо открыла летную школу в Англии.

Хильда была успешным спортивным пилотом, выиграла множество соревнований, научила управлять самолетом своего сына. А потом пошла дальше и вместе с Блондо основала компанию по производству самолетов Hewlett and Blondeau Limited, которой управляла сама. К августу 1914 года в компании работало более 700 человек, она производила самолеты 10 моделей. Во время Первой мировой войны Hewlett and Blondeau поставила на фронт более 800 военных самолетов.

После войны компания занялась производством сельскохозяйственной техники, но в 1920 году закрылась. Хильда уехала в Новую Зеландию. Как она сама говорила, подальше от «толп, условностей и цивилизации». Ей хотелось жить в тиши, быть ближе к природе и заниматься рыбалкой. Правда, даже там она вскоре стала президентом аэроклуба.

Кэтрин Стинсон: превратила полеты в бизнес
Stinson Aircraft

Кэтрин Стинсон: превратила полеты в бизнес

Кэтрин хотела стать пианисткой, но, вдохновленная полетами братьев Райт, продала пианино, чтобы выучиться на пилота. В газетах и на афишах ее называли «Летающей школьницей» (на самом деле лицензию пилота Стинсон получила в 21 год), она одной из первых начала исполнять фигуры высшего пилотажа, а во время своих шоу сбрасывала с самолета суфражистские листовки.

Вместе с матерью (отец ушел из семьи) Кэтрин основала семейную компанию Stinson Aviation Company, которая производила, продавала и сдавала в аренду самолеты, а позже открыла летную школу и частный аэродром. Школа была закрыта в 1917 году, поскольку все самолеты были переданы армии. Кэтрин какое-то время работала в авиапочте, а затем уехала в Европу, где пыталась создать авиаотряд Красного Креста.

В карьере Кэтрин почти не было аварий, но в Европе она заболела туберкулезом, получила инвалидность и до самой смерти в 1977 году уже не летала. Зато ее братья основали авиастроительную компанию Stinson Aircraft Company, которая просуществовала до 1948 года (после чего была продана Piper Aircraft). Этого не случилось бы, если бы Кэтрин не увлекла авиацией всю семью.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+