К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

«А теперь без ребенка»: как кормящие матери сталкиваются с сексуализацией в соцсетях

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Молодые матери, открыто кормящие детей грудью, часто сталкиваются с негативом. Но пока одни требуют, чтобы женщины «прикрылись», другие просят «показать побольше». Разбираемся, как обычная материнская практика превращается в фетиш и какую роль в этом играют социальные сети

6 июня пользователь Instagram (принадлежит компании Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена) @curetheincels написал 35-летней матери Кэми Мэннинг, предложив заплатить $25 за фото или $50 за видео того, как она кормит своего ребенка. На странице аккаунта утверждалось, что это часть кампании по нормализации грудного вскармливания. В рамках кампании мужчинам, которые в Instagram, Snap или мессенджере Kik просят у женщин «горячие фото», отправляют фото или видео кормления грудью, ведь «тело женщины для ее детей, а не для продажи!». После этого женщины получают оплату на виртуальный кошелек Cash App или Venmo. Владелец учетной записи, в биографии которой было указано только ABS Inc, не ответил на запрос о комментариях.

Примерно в то же время Микаэла де ла Мико, мать из Калифорнии, получила в Instagram сообщение с просьбой опубликовать в личном аккаунте фотографии, на которых она кормит грудью своего ребенка — якобы для того, чтобы поделиться советами о грудном вскармливании. Но Forbes обнаружил, что ни в одном из постов закрытого аккаунта @breast_feeding_tips таких советов нет. Большинство пользователей, которые следят за аккаунтом и комментируют его содержание, в том числе изображение обнаженной женщины, кормящей детей грудью в душе, по всей видимости, мужчины. Один из них, @breastmilk.sucker, называет себя на своей странице «папиком», предлагающим подарки через PayPal. И Мэннинг, и де ла Мико предложения отклонили.

Женщины уже давно используют интернет для создания сообществ и поиска поддержки в преодолении сложностей материнства. Но многие из тех, кто делится опытом грудного вскармливания на популярных платформах, подвергаются сексуализации, преследованиям и в некоторых случаях эксплуатации.

 

Представитель TikTok так ответил на запрос Forbes: «Мы работаем над созданием безопасной среды для авторов и удаляем оскорбительные и непристойные сообщения и учетные записи, а также предоставляем пользователям инструменты, чтобы они могли блокировать учетные записи, жаловаться на них и контролировать, кто может взаимодействовать с их контентом». Instagram пока не ответил на просьбу дать комментарии.

Комментарии

Баланс между свободой самовыражения и безопасностью пользователей — непростая задача, которую даже самым авторитетным и влиятельным социальным сетям еще только предстоит решить. И хотя контент с кормлением грудью технически разрешен на нескольких основных платформах, несоответствия между их политиками и правоприменением не позволяют им бороться с нарушениями правил — оскорбительными высказываниями и сексуальными домогательствами, а также попытками использовать чужие фото, чтобы переиначить их смысл, распространять и получать от них прибыль без согласия создателей.

 

В значительной степени ответственность за контент лежит на его создателях, в том числе матерях. Им же и придется иметь дело с возможными последствиями. Федеральный закон США, известный как раздел 230 Закона о приличии в коммуникациях (Communications Decency Act), защищает интернет-компании от юридической ответственности за контент, который пользователи размещают на своих платформах. Таким образом юрлица не несут ответственности за оскорбительные комментарии пользователей под материалами о грудном вскармливании, а также за их распространение на других сайтах. Эти фотографии и видео могут оказаться в самых темных и неприглядных уголках интернета.

«У некоторых из [этих видео] сотни репостов, поэтому я знаю, что их где-то распространяют, — говорит Мэннинг (во время интервью она кормит ребенка грудью). — Я только не знаю, где именно».

Видео кормления грудью, которые пользователь TikTok Лискарелиз (@liscarelizc) опубликовала за последние несколько месяцев, вызвали в сети шквал оскорблений, который ужаснул новоиспеченную маму. Многие из тех, кто нападает на нее и других кормящих матерей, утверждают, что грудному вскармливанию не место в приложении, которым пользуются дети и где постят танцевальные челленджи. Но помимо этого, рассказывает Лискарелиз, она регулярно сталкивается с потоком «очень неуместных» комментариев от мужчин.

 

«Подвинься, теперь моя очередь», — прокомментировал один мужчина недавнее видео, на котором Лискарелиз кормит грудью своего младенца.

«Тебе стоит показать сразу обе», — убеждал ее другой.

«Не забудь поделиться», — добавили некоторые.

Были и те, кто писал, что скачали это видео — его в сумме посмотрели более 7 млн раз и 50 000 раз поделились или сохранили в избранное.

Репосты

Трудно отследить путь видео после того, как оно покидает платформу, на которой было создано. Один только TikTok предоставляет более полудюжины направлений, куда его можно отправить, — включая Facebook, WhatsApp (обе платформы принадлежат компании Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена), Twitter и Telegram. А всего двумя касаниями можно скачать видео (впрочем, TikTok напоминает, что создатели контента могут отключить для своих видео эту опцию). 

 

Forbes обнаружил несколько видеороликов о грудном вскармливании из TikTok на Reddit и в Twitter, где они были выложены вместе с порнографией. Twitter разрешает размещать на своей платформе порнографию, и простой поиск по слову «breastfeeding» («грудное вскармливание») выдает немало порнографического контента. Хотя такие интимные изображения разрешено выкладывать в Twitter только с согласия человека, изображенного на них, компании трудно отследить, было ли предоставлено такое разрешение. Twitter отказался давать комментарии Forbes, а Reddit на запрос о комментарии не ответил.

Такие видео легко загрузить на сторонние сайты, на которых есть целые форумы, посвященные распространению и просмотру TikTok-видео о женской груди — или того хуже. Кара Скелтон, доцент Университета Тоусона, которая изучала тему грудного вскармливания в социальных сетях, говорит, что в процессе исследования, проведенного с Университетом Джона Хопкинса в 2018 году, она встречала случаи, когда материалы о грудном вскармливании, вырванные из первоначального контекста, размещались для продажи на коммерческих сайтах. Скелтон считает, что женщины, желающие поддержать других в кормлении грудью, должны иметь возможность публиковать посты об этом, не подвергаясь троллингу или надругательству над их изображениями, но пока нет надежных способов уберечь их от этого.

Все пользователи социальных сетей должны принять условия соглашений с платформами. Леа Планкетт, преподавательница Гарвардской школы права и автор книги Sharenthood о том, как взрослые нарушают право на частную жизнь своих детей в интернете, говорит, что хотя эти условия сформулированы широко и часто двусмысленно, они не должны давать пользователям права совершать посягательства на других. «Женщина никоим образом не соглашается… на то, чтобы кто-то, кого она не знает и, возможно, никогда не встретит, брал [ее интимные фотографии] и помещал их в другой контекст, чтобы унижать ее, стыдить, а возможно, и подстрекать других к насилию против нее», — говорит Планкетт. Такое поведение часто противоречит правилам платформы, которые, по словам Планкетт, не должны игнорировать «нежелательное, а то и незаконное использование контента».

По словам де ла Мико, матери из Калифорнии, она знает, что ее видео путешествуют по интернету — у нее почти 170 000 подписчиков на TikTok, — но она никогда не задумывалась о том, что ее тело оказывается на скриншотах и используется в порнографических целях.

 

Платформы

Уитни Тернер, которая до прошлого года работала модератором контента в TikTok (через стороннюю компанию Teleperformance), говорит, что «это не место» для контента о грудном вскармливании. Она советует не публиковать такие материалы из соображений безопасности: по ее словам, это палка о двух концах, учитывая, сколько на платформе злоумышленников. «Люди не понимают, что для некоторых фетишем является даже сосущий грудь ребенок, — говорит Тернер Forbes. — Вы смотрите на это как нормальный человек, думая: «Я бы никогда не сексуализировал ребенка или грудь». Но у нас не было бы столько работы и не было бы главы о «нормализации педофилии» в руководстве [для модераторов], если бы такого не существовало».

«Я за расширение прав и возможностей, — добавляет она, — но зная, что в сети есть хищники… я не хочу их давать возможности им».

Twitter, основная платформа с, пожалуй, самой свободной политикой в ​​​​отношении наготы взрослых, разрешает контент с кормлением грудью. Meta и Instagram, которые до 2014 года запрещали контент о грудном вскармливании, теперь сняли запрет. По словам пресс-секретаря, контент, изображающий грудное вскармливание, также полностью разрешен на TikTok — хештег #breastfeeding набрал более 3 млрд просмотров, — но несколько женщин, опрошенных Forbes, говорят, что некоторые из их материалов были удалены. TikTok ответил, что могут быть случаи, когда контент о грудном вскармливании удаляется за нарушение правил в отношении наготы взрослых и сексуальных действий.

Несоответствия между политиками платформ, системой жалоб и тем, что их алгоритмы могут идентифицировать как неуместный контент, усугубили проблему. Де ла Мико говорит, что после того, как ее контент скрывали или удаляли из TikTok, а аккаунт замораживали, и ей приходилось подавать апелляцию, она чувствовала себя уязвимой даже не из-за комментаторов, а из-за действий самой платформы.

 

Эксперты и молодые мамы говорят Forbes, что, по их мнению, в TikTok сексуализация грудного вскармливания представляет более серьезную проблему, чем на других популярных платформах. Скелтон, исследователь из Таусона, говорит, что открытость TikTok сильнее провоцирует вуайеристов, чем закрытые группы Facebook о грудном вскармливании, которые могут служить полезными сетями взаимной поддержки.

В TikTok обмен контента не так хорошо модерируется, говорит Скелтон. Когда любой может увидеть видео — в результатах поиска или в предложениях алгоритма — и поделиться им, «вот тогда открывается дверь для всех этих людей, которые сексуализируют или стигматизируют [матерей]».

Тринити Андерсон, 23-летняя мать из Джорджии, у которой 86 000 подписчиков, говорит Forbes: «Я обнаружила, что TikTok в целом гораздо более агрессивная и злая платформа, чем Instagram». Люди в TikTok обвинили Андерсон в жестоком обращении с дочерью за то, что она кормила ее до двух лет, и желали покончить с собой. А сама платформа пару раз замораживала ее аккаунт или удаляла ее видео о грудном вскармливании.

По словам Андерсон, в Instagram она сталкивалась с сексуализацией реже, чем в TikTok. «Я буквально кормлю моего ребенка, — сказала она. — В этом нет ничего сексуального… Чем больше мы призываем других так делать (а я призываю), тем более обыденным это будет считаться, и тогда сексуализации будет меньше». 

 

TikTok заявляет, что не допускает, чтобы на платформе кого-то стыдили, травили или домогались, и удаляет оскорбительный контент или действия. Кроме того, компания предоставляет пользователям инструменты, которые позволяют фильтровать комментарии или полностью их отключать.

Пользователи

Когда журналисты Forbes попробовали ввести запрос «breastfeeding» («кормление грудью») на TikTok, на вершине списка оказались фразы «bread feeding with both out» («кормление топлес») и «best feeding baby no cover» («кормление ребенка без одежды»). Некоторые пользователи пишут «breastfeeding» с ошибками: например, «bread feeding» («кормление хлебом»), «best feeding» («лучшее кормление») и «breakfast feeding» («кормление завтраком»), чтобы не привлекать внимания к видео, которые могли бы быть заблокированы. Поиск по «breakfast feeding» выдал запрос на видео с грудью «without child» («без ребенка»), «uncovered» («без одежды») и «flashing» («показать все»). А поиск по «best feeding» выдал видео с подростками и женщинами «without shirt» («топлес»).

Мэннинг, мать троих детей из Теннесси (у двоих ее детей есть инвалидность), относительно недавно начала пользоваться TikTok. Когда пришла на платформу (сейчас у нее 21 000 подписчиков), у нее было две цели: во-первых, рассказать о том, что значит воспитывать детей с инвалидностью, и найти других родителей с подобным опытом; во-вторых, во время недавнего дефицита молочной смеси найти нуждающихся матерей, с которыми она могла бы поделиться своим молоком.

«Пока у меня не было своей страницы в TikTok, я и не думала, что у людей вообще бывают все эти мысли по поводу кормления грудью», — говорит она. Ее видео о кормлении «привлекли гораздо больше внимания, чем можно было ожидать».

 

Поток сообщений от тех, кто ее фетишизирует, и тех, кто стыдит ее за то, что она вообще решила опубликовать фото, где кормит ребенка, достиг такой интенсивности, что Мэннинг часто отключает комментарии. Ей сложно представить, что если бы она кормила ребенка грудью в общественном месте (она регулярно так делает, не подвергаясь какой-либо агрессии), к ней подошел бы мужчина и сказал: «Я следующий». «Есть большая разница между тем, что люди готовы сказать вам в лицо, и тем, что они говорят онлайн», — резюмирует Мэннинг.

Перевод Натальи Балабанцевой

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+