К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Дочь Нила: как феминистка Дориа Шафик боролась с диктаторским режимом в Египте

Дориа Шафик (Фото J. Wilds / Keystone / Hulton Archive / Getty Images)
Дориа Шафик (Фото J. Wilds / Keystone / Hulton Archive / Getty Images)
Дориа Шафик училась в Сорбонне, руководила редакцией женского глянцевого журнала, входила в ближний круг бывшей королевы Египта, штурмовала парламент, требуя избирательных прав для женщин, и провела 18 лет под домашним арестом. Вот ее история

Девушка, которая много училась

В 1924 году 16-летняя египтянка Дориа Шафик должна была выйти замуж — на этом перед своей смертью настояла ее мать. К счастью, помолвка была отменена, и вместо свадьбы Дориа сдавала экзамены. Она училась в лицее Сен-Венсан-де-Поль, где занятия шли на французском — это был престижный язык, на котором тогда говорили представители египетской элиты, печатались газеты и журналы. Спустя несколько лет Дориа выиграла национальный конкурс сочинений, посвященный памяти Касима Амина — египетского философа и общественного деятеля, выступавшего за равные права мужчин и женщин, — и ее пригласили выступить с речью в штаб-квартире Союза египетских феминисток.

Египет 1920-х–30-х ассоциируется с археологическими раскопками и детективами Агаты Кристи, но это еще и время борьбы за обретение независимости — и подъема феминистского движения. Когда в 1914 году Египет официально попал под протекторат Великобритании, по всей стране начались акции протеста и забастовки. Факелом движения стала дочь влиятельного чиновника Худа Шаарави. Ее муж стал одним из основателей партии Вафд, требовавшей независимости Египта, а сама она была президентом Центрального комитета женщин-вафдисток. После того как в 1922 году британский протекторат был отменен, многие из этих женщин продолжили борьбу — только теперь за свои права. В 1923 году Шаарави основала Союз египетских феминисток, который добивался предоставления женщинам избирательных прав, реформы законов о личном статусе и расширения доступа к образованию. 

Там-то и выступила с речью Дориа Шафик. Она рассуждала о книге Касима Амина «Освобождение женщины» и о важности женского образования.  Вероятно, именно тогда завязались ее дружеские отношения с Шаарави.

 

Худа Шаарави добилась для Дории стипендии от Министерства образования на обучение в Сорбонне, и в августе 1928 года та отправилась в Париж. Она поддерживала переписку с Шаарави и печаталась в журнале «L’Egyptienne» («Египтянка»), которым руководила близкая подруга Худы. Для своих диссертаций Дориа выбрала темы «Искусство ради искусства в Древнем Египте» и «Женщины и религиозное право в современном Египте», утверждая, что ислам допускает равенство мужчин и женщин. В 1940 году она получила докторскую степень и вернулась домой. Но Каирский университет отказался назначить ее ассистентом преподавателя на факультете искусств, посчитав «слишком современной» женщиной. Она была вынуждена согласиться на должность инспектора по французскому языку в Министерстве образования. 

Дориа была полна идей, как трансформировать египетского общество. Получив блестящее образование, она добивалась таких же возможностей для других. Дориа основала движение за искоренение невежества и неграмотности. А позже участвовала в организации курсов грамотности для взрослых женщин. Министерство образования предоставило для них школьные классы, которые можно было занимать во второй половине дня. 80% студенток этих курсов получали официальные аттестаты.

 

«Полное понимание между мужчиной и женщиной» 

Еще учась в Сорбонне, в середине 1930-х Дориа ненадолго вернулась в Египет — чтобы после бакалавриата продолжить обучение в магистратуре, ей надо было заново подать заявку на стипендию. Приехав в Каир, она узнала о конкурсе «Мисс Египет». Участвовали в нем по большей части женщины европейского или коптского происхождения, но не мусульманки. Желая бросить вызов традициям, Дориа приняла участие в конкурсе, объясняя это так: «В Париже я заявила о себе в интеллектуальной сфере, теперь мне захотелось самоутвердиться в женской». Она заняла второе место. 

Тогда же она вышла замуж за журналиста Ахмада аль-Сави. Отношения были скорее формальными и продлились недолго, очень скоро супруги расстались. После развода Дориа вернулась в Париж, пообещав себе больше никогда не вступать в брак. Но вскоре нарушила обещание, выйдя замуж за своего кузена Нура ад-Дина Рагаи, который писал диссертацию по коммерческому праву в Парижском университете. 

Этот брак продлился 30 лет и, по воспоминаниям дочери Дории Джехане, был построен на партнерских отношениях и взаимном уважении. «Феминизм в истинном смысле этого слова — это полное понимание между мужчиной и женщиной, а не вечная борьба между двумя полами», — писала Дориа в журнале «La Femme Nouvelle» («Новая женщина»).

 

Феминистки из чайного салона

Издателем этого журнала была принцесса Шивакиар. Она происходила из богатой и знатной оттоманской семьи и была четырежды разведена, что для египетского общества того времени было вызовом (ее первым мужем был король Фуад, правивший Египтом до 1936 года). Шивакиар занималась благотворительностью — ее организация помогала молодым женщинам осваивать различные профессии, чтобы иметь возможность зарабатывать. Но при этом жила в роскошном дворце и издавала журнал на французском языке, который не могли читать простые египтянки. Дориа Шафик, бывшая его главным редактором, стала ассоциироваться с «чайным салоном» принцессы — кругом богатых дам, слабо представляющих себе жизнь за пределами своих особняков.

Вероятно, это стало одной из причин ухудшения отношений Дории с ее давней наставницей Худой Шаарави. В конце концов Шаарави исключила Дорию из Союза египетских феминисток.

В 1945 году Дориа запустила журнал «Дочь Нила» — первый в Египте глянцевый журнал для женщин на арабском языке. На его страницах мода и советы по материнству соседствовали с политической повесткой и рассуждениями о гендерном равенстве. А после смерти в 1947 году Худы Шаарави, которую она продолжала считать важнейшей фигурой женского движения, решилась основать феминистскую организацию «Союз дочерей Нила».

Худа Шаарави (Фото Public Domain)

В 1949 году она поехала в Швейцарию, чтобы зарегистрировать свое движение в Международном совете женщин (ICW). Эта поездка оказалась для нее особенно плодотворной — Дориа увидела, что есть страны, в которых женщины находятся в сходном положении. Она писала: «Никто не даст свободу женщинам, кроме самих женщин… Я решила бороться до последней капли крови, чтобы разорвать цепи, сковывающие женщин моей страны».

Борьба на два фронта

Политические взгляды Дории становились все более радикальными, а  «Союз дочерей Нила» превратился в политическое движение. Дориа писала: «Женщины должны присутствовать не только тогда, когда законы, касающиеся них, законодательно закреплены, они должны участвовать в их написании». Самым ярким моментом в истории союза был штурм египетского парламента в 1951 году. Дориа возглавила около 1500 демонстрантов, чтобы заставить парламентариев обсудить право женщин голосовать. Они четыре часа блокировали парламент, пока председатель верхней палаты не пообещал рассмотреть вопрос об избирательном праве. Это событие очень разозлило тогдашнего короля Фарука, а Дорию сделало одной из самых влиятельных женщин в арабском мире.

 

В том же году был аннулирован договор, заключенный еще в 1930-е, по которому британские войска контролировали Суэцкий канал и расположенные на нем города. Повсюду начались антибританские восстания. В январе 1952 года очередное столкновение привело к тому, что британские солдаты уничтожили целую деревню возле Исмаилии и расстреляли египетский полицейский участок. В ответ в Каире вспыхнули беспорядки, были разрушены 750 зданий, в которых находились офисы британских компаний, десятки человек были ранены или убиты. Дориа заявила, что освобождение страны не может состояться без поддержки половины ее жителей — женщин. В ответ на резню в Исмаилии она собрала военизированную группу женщин и организовала осаду каирского офиса банка Barclay’s, парализовав его работу. Кроме того, участницы ее группы оказывали медицинскую помощь пострадавшим в результате беспорядков, собирали пожертвования для рабочих, потерявших работу в районе канала, и сдавали кровь для раненых.

Журнал «Дочь Нила» (Фото American University in Cairo)

Когда поддерживаемая Великобританией монархия пала и Египет стал президентской республикой, Дориа предсказывала, что теперь страна станет свидетелем «начала женского возрождения». Она даже создала партию «Дочь Нила». Но в результате военного переворота к власти пришел Гамаль Абдель Насер, который ввел военное положение, а все партии распустил.

Голодовки и одиночество

Женщины остались безо всякой надежды на участие в политической жизни. В 1954 году Дориа протестовала против того, что среди членов комитета, который занимается подготовкой новой египетской конституции, нет ни одной женщины. Обращаясь к правящей партии, она писала: «Мы убеждены, что женщины, составляющие более половины египетской нации, ни в коем случае не должны подчиняться конституции, в создании которой они не играют никакой роли». Дориа объявила голодовку, к которой присоединились восемь участниц «Союза дочерей Нила», и через десять дней была госпитализирована из-за ухудшения состояния. Акция попала на страницы мировых газет, и в 1956 году новая египетская конституция признала равные права мужчин и женщин.

Дориа сочла формулировки расплывчатыми, для того чтобы голосовать, женщины должны были уметь читать и писать, это резко ограничивало их возможности участвовать в выборах. Сложнее стало и избираться: Гамаль Абдель Насер начал проводить жесткую политику подавления оппозиции.

 

Оставшись без организации и партии, Дориа объявила вторую головку. Чтобы не быть арестованной, она голодала в помещении посольства Индии. Она называла Насера диктатором и требовала вывода израильских войск с египетских территорий, занятых в ходе Суэцкого кризиса. Мировая пресса осветила ее историю волнующими заголовками — например, «Женщина из долины Нила, поднимающая знамя сопротивления против Абдель Насера». Дориа Шафик покинула посольство после обещания Абделя Насера не причинять ей вреда, но была помещена под домашний арест. Ее журнал закрыли, ей запретили публиковаться. Ее друзей преследовали — за политическую шутку могли конфисковать имущество.

Под домашним арестом Дориа провела почти 18 лет. Она оказалась в полной изоляции. Друзья, опасаясь за свою безопасность, прервали общение с ней. Мужа в середине 1960-х посадили в тюрьму по обвинению в подготовке акта саботажа, а через несколько месяцев выслали из Египта и запретили возвращаться — и он подал на развод.

Находясь в одиночестве, Дориа переводила Коран на английский и французский языки, изучала историю и писала стихи.

Мое имя начинается на букву Д
И я женщина… Дочь Нила.
Я требовала прав для женщин
Моя борьба расширилась до прав человека
И каков же был результат?
У меня больше нет друзей.
Что ж
До конца пути
Дойду одна.

 

После смерти Насера в 1970 году Дории предоставили некоторую свободу передвижения — она могла, например, забрать внучку из детского сада. А когда ее дочери уехали из страны, ей разрешили их навестить. Младшая, Джехане, вернувшись в Каир, обнаружила мать в крайне тяжелом душевном состоянии. Дориа была в глубокой депрессии, которая и стала причиной ее самоубийства в 1975 году.

Спустя 10 лет египетская феминистка Фатима Абд аль-Халак писала: «Был день, когда Дориа Шафик был единственным мужчиной в Египте», — имея в виду тот день, когда Дориа открыто вступила в конфронтацию с Насером, но не была поддержана даже ближайшими соратниками.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+