Репродуктивный психоз: сериал «Женщина в состоянии развода» о материнстве и обсессии
Поначалу главная героиня нового российского ситкома выглядит примером успеха. 32-летняя Вера умна, независима, целеустремленна. Владеет важной профессией стоматолога и упорно взбирается по карьерной лестнице. В свободное от работы время занимается йогой с подругами и изучает французский язык. Ее жизнь кажется гармоничной и наполненной, но только на первый взгляд. Год назад она приняла непростое решение развестись с мужем, который постоянно ей изменял. Разочаровавшись в любви, поняла, что быть самодостаточной и одинокой лучше, чем замужней и обманутой. Но неожиданный диагноз внезапно расшатывает эту установку: оказывается, у Веры ранний климакс. Гинеколог говорит, что если она хочет стать матерью, то делать это нужно как можно скорее. Желательно прямо сейчас.
Диагноз делит жизнь главной героини на «до» и «после» — некогда четкий внутренний компас полностью растерял свои ориентиры, а рациональное мышление героини буквально отключилось. Не разобравшись в собственных чувствах по поводу неожиданной перспективы остаться бездетной, Вера начинает искать пару в дейтинговых приложениях, ходит на тренинги по завоеванию мужчин и бесконечно терзает более опытных подруг, которые уже состоялись как матери.
Создатели «Женщины в состоянии развода» — Анастасия Кузнецова («Чики»), Ольга Сафронова и Дмитрий Гайтян — уверяют, что сняли реалистичную комедию о современных тридцатилетних россиянках, исследующую все плюсы и минусы материнства. На самом же деле своевременность и актуальность — это то, чего сериалу явно не хватает. Безудержное стремление главной героини завести ребенка ничем не подкрепляется и выходит, как показано в одном из эпизодов, из типичных стереотипных тезисов о долге перед обществом и стакане воды в старости.
Вера ни разу не размышляет о том, что же материнство значит конкретно для нее. Вместо этого она то и дело попадает под влияние глубокого репродуктивного психоза, в который, по мнению авторов сериала, погружено российское общество. И если мать открыто заявляет героине о том, что «женщина без ребенка не человек», то друзья и коллеги идут окольными путями, манипулятивно навязывая ей стереотипную картину счастливых и гармоничных отношений.
Больше всего пугает тот факт, что Вера практически не умеет думать самостоятельно, а ее ближайшее окружение слишком токсично, чтобы предложить хотя бы одну здравую идею — например, пойти на сеанс к психотерапевту. Вместо этого она ударяется в бессмысленные романтические приключения, цель которых не обрести партнера для жизни, со схожими целями и ценностями, а забеременеть. По всей видимости, создавая гротескный мир «Женщины в состоянии развода», где реализованность женщины упирается в наличие ребенка, авторы сериала забыли о том, что главным фундаментом материнства все еще является счастливая семья, которую просто невозможно построить, если самоцелью отношений была не любовь, а стремление выполнить долг перед обществом.