Как первая леди Бетти Форд боролась с сексизмом, стигматизацией рака и алкоголизмом
«Оставьте Бетти в Белом доме»
Чаще всего первая леди оказывается в тени супруга, но у миссис и мистера Форд все было наоборот. Рейтинг 38-го президента США Джеральда Форда был ниже, чем у его жены Бетти. А когда политик решил переизбраться, его сторонники ходили со значками «Я за мужа Бетти». Другой популярный лозунг той поры — «Оставьте Бетти в Белом доме». Феминизм миссис Форд и ее борьба за ратификацию Поправки о равных правах вызывали противоречивые чувства у республиканцев, «родной» партии ее мужа, и лишили его их абсолютной поддержки. Сам Джеральд откровенно говорил, что хотел бы иметь популярность жены. «Честно говоря, считаю, что ей можно добиваться поста президента», — однажды пошутил он.
Будущая первая леди родилась в Чикаго 8 апреля 1918 года. Бетти — или, как ее назвали при рождении, Энн Элизабет — была третьим ребенком Гортензии Неар и Уильяма Стефенсона Блумера, продавца запчастей. Гортензия всегда была вдохновляющим примером для дочери. Бетти вспоминала: «Моя мать была сильной женщиной. Я хотела бы быть такой же сильной, как она».
В восемь лет Бетти всерьез увлеклась танцами и мечтала о карьере танцовщицы. Когда в 16 лет умер Уильям, она решила давать уроки, чтобы помочь матери свести концы с концами. Бетти сняла подвал в одном из домов за доллар в час и организовала собственную танцевальную школу для детей.
После окончания средней школы в 1936 году она посещала Беннингтонскую школу танцев в Вермонте, а затем продолжила обучение в Нью-Йорке и выступала в Карнеги-холле.
«Делала все, что ожидали от супруги политика»
В 1947 году друг познакомил Бетти с юристом и ветераном Второй мировой войны Джеральдом Р. Фордом-младшим, за которого она спустя год вышла замуж. Через две недели после свадьбы Форд был избран на свой первый срок в Конгресс, поэтому пара переехала в Вашингтон.
Их брак поначалу следовал традиционному сценарию: пока Джеральд делал политическую карьеру, Бетти занималась домом и воспитанием детей — у пары их родилось четверо. Также миссис Форд преподавала в воскресной школе в епископальной церкви Эммануал-он-Хилл и выполняла волонтерские обязанности вместе с другими членами Клуба жен Конгресса и Национальной федерации женщин-республиканцев. Позже Бетти говорила: «Я делала все, что ожидали от супруги политика. Я даже брала уроки риторики, чтобы научиться произносить речи».
Джеральд много работал, и Бетти чувствовала себя одиноко. Она так привыкла, что мужа нет рядом, что однажды ночью, проснувшись и увидев Форда в спальне, воскликнула: «Что ты здесь делаешь?» Бетти мечтала, что Джеральд оставит политику и они наконец смогут стать ближе друг к другу, однако этого не произошло.
Возможно, миссис Форд так бы и осталась в истории как примерная жена конгрессмена, если бы не неожиданный поворот в судьбе ее мужа — и истории США. Вице-президент Спиро Агнью был обвинен во взяточничестве и в 1973 году ушел в отставку, а его место занял Джеральд. Так миссис Форд неожиданно стала второй леди США. А 9 августа 1974 года, после Уотергейтского скандала, президент Ричард Никсон также объявил об уходе с поста, после чего Джеральд Форд занял президентское кресло, а Бетти стала первой леди и оказалась в центре внимания всей страны.
Мысль об ответственности, которую налагала новая роль, не покидала ее. «Я чувствовала себя так, как будто я сама приношу присягу», — говорила Бетти. По ее собственным словам, она внезапно и резко перестала быть «просто домохозяйкой из пригорода, которая заботилась о детях» и не была к этому готова. Миссис Форд решила: «Хорошо, я перееду в Белый дом, буду делать все, что в моих силах. И если им это не понравится, они могут выгнать меня, но они не могут заставить меня стать той, кем я не являюсь».
Бетти не собиралась снова быть просто дополнением к мужу. Она решила использовать свою публичность, чтобы попытаться изменить американское общество к лучшему.
Поправка о равных правах
Через несколько недель после назначения Форда президентом первая леди провела пресс-конференцию в Белом доме и заявила, что поддерживает принятие Поправки о равных правах. Это был смелый шаг. Идея поправки (Equal Rights Amendment, или сокращенно ERA) родилась еще 1920-е годы, а в 1970-х американские феминистки активно боролись за ее ратификацию. Им противостояли консервативно настроенные американцы, считавшие, что поправка нанесет удар по традиционному устройству общества. Если бы ERA ратифицировали, это была бы победа феминизма в США.
Позиция Бетти впечатлила участников конференции. «Она демонстрировала свободу и откровенность, которые выгодно контрастировали с молчаливой Патрицией Никсон и ее тщательно управляемыми предшественницами», — вспоминала потом одна из журналисток. Бетти начала поощрять назначение большего числа женщин на важные государственные посты, а также выступала за равенство в оплате труда и поддерживала право женщин на аборт.
«Я не считаю, что статус первой леди должен мешать мне выражать свои взгляды, — заявила Бетти на Международной конференции, посвященной году женщин, в 1975 году. — Почему работа моего мужа или ваша должна мешать нам быть собой? Быть женственной не подразумевает молчать».
Историк феминизма Сьюзен Хартманн говорила: «Бетти Форд была первой первой леди, которая действительно последовательно, публично говорила о правах женщин и женских проблемах». Чтобы обеспечить поддержку сторонникам поправки, Бетти лично звонила сенаторам, путешествовала по стране, лоббировала ратификацию ERA и участвовала в конференциях и встречах, посвященных правам женщин, на протяжении всего времени своего пребывания на посту первой леди. Также миссис Форд проводила «информационные сессии» внутри Белого дома, чтобы объяснить сотрудникам, как важно принять поправку. Однако, несмотря на все приложенные усилия, провести поправку в Конституцию не удалось.
Борьба с раком и стигматизацией онкологии
Смелая и открытая позиция Бетти по женскому вопросу вдохновляла феминисток в США. Одна из лидеров женского движения Бетти Фридан написала первой леди: «Вы производите впечатление самой лучшей раскрепощенной женщины. Ваше тонкое восприятие и сила станут прекрасным стимулом для миллионов матерей и дочерей, а также американских женщин в целом». Фридан не ошиблась: миссис Форд действительно удалось стать ролевой моделью для американок.
После переезда в Белый дом Бетти узнала, что больна: ей диагностировали рак молочной железы. Первая леди перенесла радикальную мастэктомию. В 1970-е годы о раке груди не принято было говорить открыто. Это считалось слишком интимной и даже неуместной темой для обсуждения, но Бетти и тут не стала следовать правилам. Она не только не стала скрывать диагноз, но и публично заявила о нем во время пресс-конференции в Белом доме. Позже миссис Форд объясняла, что в этот момент думала не о себе, а других женщинах, живущих с таким же диагнозом.
После откровенного выступления Бетти Белый дом заполонили письма и открытки с пожеланиями скорейшего выздоровления. Миссис Форд удалось сломать стигму и показать на собственном примере, как важно своевременно пройти обследование. Американки по всей стране отправились к врачам. Количество диагнозов рака молочной железы увеличилось на 15%: опасную болезнь стали выявлять на более раннем этапе. Своей открытостью Бетти помогла спасти многих женщин.
После Белого дома
Первая леди вообще отличалась откровенностью и часто публично не соглашалась со своим супругом. Открытость Бетти и продвижение Поправки о равных правах вызвали непринятие у многих консерваторов. Принципы миссис Форд и ее активная позиция сделали ее популярнее мужа. Во время избирательной кампании 1976 года имя Бетти звучало чаще, чем имя Джеральда. Это лишило его поддержки «родной» партии и ее сторонников, что повлияло на исход голосования.
Когда Форд проиграл выборы, это был и проигрыш и для его жены. Бетти и Джеральд покинули Белый дом. Поражение мужа на выборах бывшая первая леди восприняла тяжело. Она начала все чаще принимать успокоительные и выпивать. У Бетти появилась алкогольная зависимость. Поначалу она отказывалась признать это, но муж и дети убедили ее обратиться за помощью. Бетти прошла курс лечения. Позже она призналась: «Это придало мне силы».
Выйдя из клиники, миссис Форд поняла, что может помочь другим бороться с алкоголизмом. Она публично объявила о своей аддикции и откровенно рассказала, как отказывалась признать, что была больна. В 1982 году бывшая первая леди стала соучредителем Центра Бетти Форд, занимающегося реабилитацией наркоманов и алкоголиков в Калифорнии.
Сначала она не хотела называть организацию своим именем. Изменить решение ее убедил муж. Бетти посещала Центр практически каждый день. Она лично общалась с пациентами и поддерживала их на пути к выздоровлению. Сегодня Центр считается ведущим реабилитационным учреждением в США. Лечение в нем проходили многие известные люди, среди которых актриса Элизабет Тейлор, актер Дэвид Хезелхофф и рок-музыкант Оззи Озборн.
Помимо борьбы со стигматизацией зависимостей и помощи людям с аддикциями в последние годы своей жизни миссис Форд продолжала заниматься информированием о раке груди и выступала за женские права. Еще будучи первой леди, она говорила от лица женщин: «Мы готовы потребовать признания нашего права на равенство. Я намерена быть на передовой, пока победа не будет нашей».
В 1991 году президент Джордж Буш-старший наградил Бетти Форд президентской медалью свободы за «самоотверженное, сильное и энергичное руководство по ряду вопросов», а еще через восемь лет миссис и мистер Форд получили Золотую медаль Конгресса за «самоотверженную общественную службу и выдающийся вклад в гуманитарную деятельность». Бетти умерла 8 июля 2011 года.