Женщина на грани политической катастрофы: Джулия Робертс в сериале про «Уотергейт»
Марта Митчелл (Джулия Робертс), жена генерального прокурора США, не прочь выпить и посплетничать с журналистами о работе мужа Джона (Шон Пенн, едва узнаваемый под слоем грима). Конечно, она умалчивает о некоторых деталях, но иногда кое-что все-таки просачивается в публичное поле. Будучи дамой из светского общества, Марта привыкла вести соответствующий образ жизни — в глянце и на телевидении то и дело появляются ее интервью и заявления по самым разным вопросам. Помимо прочего, журналистов интересует избирательная кампания президента Никсона, которой руководит муж Марты.
Однажды в кабинете Джона члены Комитета по переизбранию президента — советник по финансам и бывший агент ФБР Джордж Лидди (Шей Уигэм), глава службы безопасности Джеймс Маккорд (Кристофер Бауэр) и замдиректора кампании Джеб Магрудер (Хэмиш Линклейтер) — представляют план, ставший причиной всем известного скандала. Чтобы дискредитировать демократов накануне выборов, сторонники Никсона собираются осуществить специальную диверсионную операцию. Чего только эта операция в себя ни включала — и прослушку, и незаконный сбор информации, и привлечение секс-работниц. Но осуществить масштабный план с немалым бюджетом участникам заговора не удалось: 17 июня 1972 года пятеро агентов были арестованы при попытке установить прослушку в штаб-квартире демократов в отеле «Уотергейт».
В массовой культуре Уотергейт известен прежде всего благодаря игровой картине Алана Дж. Пакула «Вся президентская рать», снятой по горячим следам: скандал завершился чередой судебных решений в 1974 году, а фильм вышел уже в 1976-м. «Газлит» предлагает совершенно новый взгляд на скандал, поскольку весомую часть событий, представленных в сериале, зритель видит именно глазами Марты. Жена генпрокурора проходит масштабную сюжетную арку — от болтливой супруги государственного деятеля до «стальной бабочки», выступившей против президента, признанной невменяемой и позже реабилитированной.
Она стала одной из первых, кто пытался предать материалы операции огласке еще до того, как сама прочитала в газете о прослушке в отеле «Уотергейт», но ей никто не верил. Когда скандал вскрылся, репортеры потянулись к Марте, но теперь ее держали взаперти, накачивали транквилизаторами и, вероятно, избивали. Когда дело дошло до разбирательств, Марта оказалась в зале суда, но ее слова пытались списать на злоупотребление алкоголем и расшатанную психику «женщины, на которую многое обрушилось», хотя обрушилась на нее лишь токсичная маскулинность. Спустя годы «эффектом Марты Митчелл» назовут ситуацию, когда психиатр ставит ошибочный диагноз, потому что показания пациента кажутся ему неправдоподобными.
Алан Дж. Пакул, работая над фильмом, опирался на одноименную книгу журналистов Карла Бернштейна и Боба Вудворда. Авторы «Газлита» решили взять за основу сценария популярный американский подкаст Slow Burn, первый сезон которого вышел в 2017 году и был посвящен Уотергейтскому скандалу. По статистике подкасты слушают 37% американцев (то есть примерно 125 млн человек), неудивительно, что в США они давно становятся фундаментом для экранизаций (такими, например, были сериалы «Архив 81» на Netflix и «Возвращение домой» на Amazon).
«Газлит» фокусируется и на других женских персонажах, подсвечивая их трансформацию в патриархальном мире 1970-х. Женщины в целом выступают в качестве soft power — добиваются целей обходными путями и по возможности стараются обойтись «малой кровью». Например, Бетти Гилпин («Война будущего») играет стюардессу Мо, которой интеллект, характер и харизма помогают стать женой советника президента Джона Дина.
Непосредственно развитие скандала авторов, кажется, волнует не так сильно, как частные человеческие истории, на фоне которых особенно видна глубина политической катастрофы. Вместе с тем сериалу удается не погрязнуть в перипетиях и тонкостях сюжета: сложность событий Мэтт Росс и Робби Пикеринг разбавляют саркастично-фарсовой тональностью. Чего стоит только Джордж Лидди, который испытывает себя на прочность, подставляя руку под огонь, и расслабляется, слушая Вагнера на фоне портрета Гитлера.
Страсти накаляются, когда у Марты возникают проблемы. Как только мисс Митчелл соприкасается с информацией об операции, муж без доли сожаления отправляет ее под домашний арест. Это показательный образ политического устройства Америки 1970-х: если ты женщина, тебе не место в политике. «Не открывай рот перед журналистами» — всякий раз просит ее супруг, но Марта, явно не привыкшая сдаваться, ставит ему ультиматум и развивает еще большую активность на телевидении и в прессе. Благодаря объемному портрету Марты и грамотно расставленным акцентам «Газлит», обращаясь к событиям 50-летней давности, выглядит более чем актуальным высказыванием — не о печально известной главе американской истории, а о положении женщины в мужском мире.
Примечательно, что и разработкой проекта о женском взгляде на политику в основном занимались мужчины: Мэтт Росс («Капитан Фантастик») в кресле режиссера, Робби Пикеринг («Мистер Робот») на позиции шоураннера. Впрочем, в сценарной группе были и женщины: Амелия Грэй («Маньяк») и София Левитски-Вэйтс («Выбывшая»).