К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Женщина на грани политической катастрофы: Джулия Робертс в сериале про «Уотергейт»

Кадр из сериала «Газлит» (Фото DR)
Кадр из сериала «Газлит» (Фото DR)
На телеканале Starz подходит к концу сериал «Газлит» — политический триллер о Уотергейтском скандале. Это знаковое событие американской политики, которое привело к отставке президента США Ричарда Никсона. А еще очередной пример того, как слова, сказанные женщиной, оказалось проще объяснить истерикой или сумасшествием, чем увидеть в них изобличение мужчин

Марта Митчелл (Джулия Робертс), жена генерального прокурора США, не прочь выпить и посплетничать с журналистами о работе мужа Джона (Шон Пенн, едва узнаваемый под слоем грима). Конечно, она умалчивает о некоторых деталях, но иногда кое-что все-таки просачивается в публичное поле. Будучи дамой из светского общества, Марта привыкла вести соответствующий образ жизни — в глянце и на телевидении то и дело появляются ее интервью и заявления по самым разным вопросам. Помимо прочего, журналистов интересует избирательная кампания президента Никсона, которой руководит муж Марты.

Однажды в кабинете Джона члены Комитета по переизбранию президента — советник по финансам и бывший агент ФБР Джордж Лидди (Шей Уигэм), глава службы безопасности Джеймс Маккорд (Кристофер Бауэр) и замдиректора кампании Джеб Магрудер (Хэмиш Линклейтер) — представляют план, ставший причиной всем известного скандала. Чтобы дискредитировать демократов накануне выборов, сторонники Никсона собираются осуществить специальную диверсионную операцию. Чего только эта операция в себя ни включала — и прослушку, и незаконный сбор информации, и привлечение секс-работниц. Но осуществить масштабный план с немалым бюджетом участникам заговора не удалось: 17 июня 1972 года пятеро агентов были арестованы при попытке установить прослушку в штаб-квартире демократов в отеле «Уотергейт».

Кадр из сериала «Газлит» (Фото DR)

В массовой культуре Уотергейт известен прежде всего благодаря игровой картине Алана Дж. Пакула «Вся президентская рать», снятой по горячим следам: скандал завершился чередой судебных решений в 1974 году, а фильм вышел уже в 1976-м. «Газлит» предлагает совершенно новый взгляд на скандал, поскольку весомую часть событий, представленных в сериале, зритель видит именно глазами Марты. Жена генпрокурора проходит масштабную сюжетную арку — от болтливой супруги государственного деятеля до «стальной бабочки», выступившей против президента, признанной невменяемой и позже реабилитированной. 

 

Она стала одной из первых, кто пытался предать материалы операции огласке еще до того, как сама прочитала в газете о прослушке в отеле «Уотергейт», но ей никто не верил. Когда скандал вскрылся, репортеры потянулись к Марте, но теперь ее держали взаперти, накачивали транквилизаторами и, вероятно, избивали. Когда дело дошло до разбирательств, Марта оказалась в зале суда, но ее слова пытались списать на злоупотребление алкоголем и расшатанную психику «женщины, на которую многое обрушилось», хотя обрушилась на нее лишь токсичная маскулинность. Спустя годы «эффектом Марты Митчелл» назовут ситуацию, когда психиатр ставит ошибочный диагноз, потому что показания пациента кажутся ему неправдоподобными.

Алан Дж. Пакул, работая над фильмом, опирался на одноименную книгу журналистов Карла Бернштейна и Боба Вудворда. Авторы «Газлита» решили взять за основу сценария популярный американский подкаст Slow Burn, первый сезон которого вышел в 2017 году и был посвящен Уотергейтскому скандалу. По статистике подкасты слушают 37% американцев (то есть примерно 125 млн человек), неудивительно, что в США они давно становятся фундаментом для экранизаций (такими, например, были сериалы «Архив 81» на Netflix и «Возвращение домой» на Amazon).

 
Кадр из сериала «Газлит» (Фото DR)

«Газлит» фокусируется и на других женских персонажах, подсвечивая их трансформацию в патриархальном мире 1970-х. Женщины в целом выступают в качестве soft power — добиваются целей обходными путями и по возможности стараются обойтись «малой кровью». Например, Бетти Гилпин («Война будущего») играет стюардессу Мо, которой  интеллект, характер и харизма помогают стать женой советника президента Джона Дина. 

Непосредственно развитие скандала авторов, кажется, волнует не так сильно, как частные человеческие истории, на фоне которых особенно видна глубина политической катастрофы. Вместе с тем сериалу удается не погрязнуть в перипетиях и тонкостях сюжета: сложность событий Мэтт Росс и Робби Пикеринг разбавляют саркастично-фарсовой тональностью. Чего стоит только Джордж Лидди, который испытывает себя на прочность, подставляя руку под огонь, и расслабляется, слушая Вагнера на фоне портрета Гитлера. 

Страсти накаляются, когда у Марты возникают проблемы. Как только мисс Митчелл соприкасается с информацией об операции, муж без доли сожаления отправляет ее под домашний арест. Это показательный образ политического устройства Америки 1970-х: если ты женщина, тебе не место в политике. «Не открывай рот перед журналистами» — всякий раз просит ее супруг, но Марта, явно не привыкшая сдаваться, ставит ему ультиматум и развивает еще большую активность на телевидении и в прессе. Благодаря объемному портрету Марты и грамотно расставленным акцентам «Газлит», обращаясь к событиям 50-летней давности, выглядит более чем актуальным высказыванием — не о печально известной главе американской истории, а о положении женщины в мужском мире.

 

Примечательно, что и разработкой проекта о женском взгляде на политику в основном занимались мужчины: Мэтт Росс («Капитан Фантастик») в кресле режиссера, Робби Пикеринг («Мистер Робот») на позиции шоураннера. Впрочем, в сценарной группе были и женщины: Амелия Грэй («Маньяк») и София Левитски-Вэйтс («Выбывшая»).

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+