Как стартап Mirvie научился предсказывать осложнения беременности и привлек $60 млн
В этом году в США более 3,6 млн женщин родят детей. Примерно у 4% из них есть опасное для жизни осложнение, связанное с высоким кровяным давлением, — преэклампсия. Для темнокожих матерей риск умереть от него в три раза выше, чем для белых. При этом методы для определения уязвимых пациенток не обновлялись десятилетиями: это список факторов риска и манжета аппарата для измерения давления.
Сооснователи компании Компания Mirvie из южного Сан-Франциско надеются изменить ситуацию. Они разрабатывает неинвазивные диагностические инструменты, которые позволят предсказывать риски таких осложнений, как преэклампсия и преждевременные роды, на основе пробирки с кровью. До сих пор эту технологию, известную как жидкая биопсия, использовали в основном для выявления рака на ранних стадиях.
«Мы уверены, что у нас есть уникальная возможность решить огромную, запущенную проблему в области здоровья беременных, —говорит 52-летний CEO Маниш Джейн. — С научной точки зрения основная идея заключается в том, что раньше мы не могли наблюдать фундаментальные биологические процессы при беременности, потому что не могли собирать образцы каким-либо инвазивным способом. Сегодня врачи просто не могут определить на ранней стадии беременности, кто подвержен таким заболеваниям. А если вы не можете выделить уязвимых пациентов, значит, вы не можете эффективно воспользоваться имеющимися инструментами. В результате мы вынуждены заботиться о здоровье беременных реактивно».
Сегодня, когда женщина приходит к доктору или акушерке, ей задают ряд вопросов, направленных на выявление риска преэклампсии. Ведущий фактор — наличие преэклампсии в прошлом, но он не имеет смысла, если женщина собирается рожать впервые.
«Когда речь идет о здоровье беременных и матерей, нам многое приходится угадывать», — говорит главный медицинский советник Mirvie Михаль Эловиц, перинатолог и преподавательница Школы медицины им. Перельмана при Университете Пенсильвании. В число других факторов риска входят повышенное давление, ожирение, возраст и принадлежность к темнокожим. По словам Эловиц, теперь эти факторы риска считаются причинами, а не просто сопутствующими признаками. «Причиной расовой диспропорции в негативных исходах беременности считали генетическую предрасположенность, но это попросту неверно, — говорит Эловиц. — Мы не пытаемся найти причину болезни».
Все начинается с идеи, что преэклампсия не появляется сама по себе. У нее есть фундаментальная биологическая причина. Единственная общая черта всех пациенток с преэклампсией — это плацента. Это орган, который формируется во время беременности, чтобы обеспечивать плод кислородом и питанием. «Если мы сможем понять, как должна функционировать нормальная плацента и как может меняться ее работа во время беременности, мы сможем выяснить, как эти изменения позволяют определить принадлежность женщины к группе риска за несколько месяцев до появления болезни».
Более десяти лет назад Эловиц работала над исследованием, направленным на выявление в крови беременных белков, которые помогли бы стать маркером риска преждевременных родов. «Все, что, как нам казалось, мы знали о беременности, не позволяло делать такие предсказания», ― вспоминает она. Дело в том, что такой подход — поиск отдельных белков — был слишком ограниченным. Новые инструменты диагностики стали возможны благодаря развитию технологий, в том числе секвенированию целого транскриптома (РНК-сообщений, то есть «внутренней почты» клетки, благодаря которой можно понять не только как устроен, но и как работает геном) в сочетании с машинным обучением.
В 2018 году Эловиц и Стивен Куйэк вместе работали над исследованием, которое было опубликовано в журнале Science и легло в основу Mirvie. Это исследование (его финансировали Фонд Билла и Мелинды Гейтс, March of Dimes Foundation и Chan Zuckerberg Biohub) установило, что измерение определенных РНК-сообщений в пробирке с кровью позволяло ретроспективно устанавливать возраст плода с той же точностью, что и ультразвуковое исследование, — до двух недель. Отдельный анализ крови позволял также определять, родит женщина преждевременно или в срок. Еще на ранних этапах ученые привлекли Стэна Лапидуса, основателя компании Cytyc Corporation, которая разработала современный цитологический мазок. Позднее он учредил Exact Sciences, которая создала неинвазивный тест Cologuard для выявления рака кишечника, и другие компании. Лапидус возглавляет совет директоров Mirvie.
В этом году команда Mirvie опубликовала еще два важных рецензируемых исследования. Январское исследование в журнале Nature на материале 2500 образцов крови показало, что используя данные, полученные в ходе обследования матери, ребенка и плаценты, технология Mirvie позволяет предсказывать преэклампсию с чувствительностью 75% и положительной прогностической ценностью 32,3%. Это значит, что тест верно определяет пациентов с этим заболеванием в 75% случаев, а человек с позитивным тестом действительно окажется больным в 32,3% случаев. Результаты не кажутся выдающимися, однако Эловиц сопоставляет их с текущей ситуацией: «У нас нет ничего, чтобы помочь женщинам. Мы никак не можем определять уровень риска».
Апрельское исследование в American Journal of Obstetrics and Gynecology показало, что эта технология позволяет определить риск преждевременных родов на основе анализов крови во втором триместре.
Тайный ингредиент Mirvie — это платформа, которая фактически позволяет читать десятки тысяч РНК-сообщений, которые клетки матери и ребенка посылают через все тело. Человеческий геном. уникальный набор инструкций, из которых состоит тело каждого человека, представлен в ДНК. Но именно РНК считывает информацию в ядре клетки и передает «приказы» о выработке белков внутри клеток. ДНК-код, который мы наследуем от родителей, неизменен, однако его интерпретация на основе десятков тысяч РНК-сообщений позволяет получить представление о том, что в реальности происходит в клетках. А это, в свою очередь, может указывать на наличие того или иного заболевания (или склонности к нему) в конкретный момент.
В мае тесты Mirvie для выявления преэклампсии получили от американского Управления по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов (FDA) статус «прорывного устройства»: это программа ускоренного рассмотрения заявок, которая позволяет в приоритетном порядке рассмотреть продукты для лечения или диагностики смертельных заболеваний.
Во вторник компания объявила, что привлекла $60 млн в ходе раунда финансирования серии В, который возглавила фирма Decheng Capital. Эти средства будут направлены на проведение клинических испытаний с 10 000 участников, которые позволят проверить технологию Mirvie перед выходом на рынок. В раунде участвовали также BlackRock, Foresite Capital, General Catalyst, GV, Khosla Ventures и Mayfield, а общая оценка Mirvie достигла $155 млн, сообщает источник, знакомый со сделкой. В число инвесторов вошла также олимпийская чемпионка по бегу Эллисон Феликс — из-за преэклампсии она родила дочь на восемь недель раньше срока. В общей сложности на сегодняшний день компания привлекла $90 млн.
Инвесторы верят в команду, у которой есть большой опыт в области жидкой биопсии. 52-летний Стивен Куэйк, преподаватель биоинженерии в Стэнфорде и президент Chan Zuckerberg Biohub Network, изобрел новые технологии секвенирования и диагностические инструменты, в том числе первый неинвазивный пренатальный тест на синдром Дауна. Он председатель научного совета Mirvie. Джейн двадцать лет работал в области коммерциализации технологии секвенирования и диагностики и занимал пост CEO компании Cirina, которая разработала на основе жидкой биопсии тест для раннего выявления рака, а в 2017 году слилась с биотехнологической компанией Grail.
«Эта область науки не так развита, как, например, онкология, в которую очень много инвестируют, ― говорит Кришна Йешвант, генеральный партнер компании GV (ранее известна как Google Ventures). — Это значит, что здесь есть возможности использовать достижения других областей, чтобы позаботиться о здоровье женщин».
Средства, привлеченные в результате раунда В, будут направлены на проведение новых клинических исследований, которые позволят вывести тесты Mirvie на рынок. «Мы готовим крупнейшее в своем роде клиническое исследование в области беременности», ― говорит Джейн. В испытаниях примут участие 10 000 женщин, и для каждой будет секвенирован полный транскрипт — все РНК-сообщения от матери, ребенка и плаценты. Джейн ожидает, что в результате станет известно, что проблемы вроде преэклампсии или преждевременных родов «на самом деле включают в себя множество видов заболеваний, которые, возможно, следует лечить по-разному и гораздо более эффективно». В будущем Mirvie надеется научиться предсказывать и другие проблемы, в том числе гестационный диабет или приращение плаценты, которое может приводить к серьезной потере крови. «Даже если мы добьемся небольших изменений, это будет очень серьезно, поскольку ежегодно почти 1 млн женщин в США сталкиваются с этими осложнениями».
Перевод Натальи Балабанцевой