Тело — это просто тело: что такое бодипозитив и бодинейтральность
«До 90% представителей западной культуры и регионов, затронутых глобализацией, ненавидят свое тело. Такие высокие показатели привели к тому, что ученые охарактеризовали принятое на Западе отношение к своему телу как «стандартное недовольство», — пишет Хиллари Л. МакБрайд, лицензированный терапевт и психолог, участник Американской и Канадской психологических ассоциаций. Много лет она сама боролась с расстройством пищевого поведения — и победила, а теперь сделала это предметом своих научных изысканий. В книге «Мудрость тела. Как обрести уверенность в себе, улучшить самочувствие и наконец-то получать удовольствие от жизни» Хиллари рассказывает о том, как патриархальное общество, СМИ и культура формируют стереотип об идеальном теле, почему мы стараемся ему соответствовать и что происходит, если «не дотягиваем».
Выходить из дома, сидеть на крыльце, любуясь его внешним видом, вместе с любимым человеком или высаживать цветы в саду — значит наслаждаться домом, в котором мы живем. Это делает его «нашим».
Наша внешность позволяет нам последовательно взаимодействовать с миром вокруг. Мои друзья узнают меня, когда я прихожу к ним домой, и пускают к себе именно благодаря моему внешнему виду и его относительному постоянству во времени. Моя внешность принадлежит мне, и она является выражением моей личности.
Многие из нас, когда говорят о теле, прежде всего делают это посредством диалога о внешности, основанного на стыде.
Даже завуалированно, например, когда хвалят различные изменения тела, такие как похудение. Это одно из многочисленных проявлений негативного образа тела. Стыд и отвращение к своей внешности стали нормой. Мы даже используем их, чтобы наладить контакт с другими людьми, выразить сочувствие, защитить себя от того, что, как нам кажется, они могут подумать, или, может быть, даже помочь другим меньше стыдиться собственного тела. В исследованиях по социальной психологии это называется «болтовней о жире». Такое происходит, когда людей начинает связывать недовольство своей внешностью. «Болтовня о жире» проявляется у людей любой комплекции, причем люди с избыточным весом испытывают еще большее социальное давление, вынуждающее их говорить подобным образом. Иногда они делают это случайно, когда в разговоре с другими людьми проскальзывают их мысли о собственном теле. Такие разговоры также могут стать инструментом для установления связи и для утешения людей, которые нам не безразличны: «Тебе не на что жаловаться. У меня [фигура, кожа, комплекция, размер одежды и так далее] намного хуже, чем у тебя». Мы обесцениваем себя, чтобы другим стало легче. Проблема в том, что в итоге это лишь подкрепляет идею сравнения, так как предполагается, что одно тело «нормальное» только потому, что оно не такое «плохое», как другое.
Весь этот основанный на чувстве стыда диалог может сильно изматывать. А разговоры о теле, особенно о том, как оно должно выглядеть, способны приносить столько боли, что нам просто необходимо находить пространство, где никто не будет делать никаких комментариев по поводу чьего-либо тела. Нам нужен способ детоксикации. Нужно отдыхать от постоянных напоминаний о нашем публичном теле. Нужны места, где мы сможем взаимодействовать с людьми таким образом, чтобы не забывать и о других составляющих нашей жизни. Для людей, чье тело стало жертвой общественного внимания, травмы или самообъективации, пространство, в котором никто не будет говорить о нем, может стать долгожданным спасением. Это также может быть формой сопротивления, особенно когда людей отождествляют с их телом, а их навыки обесцениваются или игнорируются. И по мере того, как набирает популярность движение в пользу позитивного отношения к телу (бодипозитив), человек может начать стыдиться того, что его восприятие собственного тела остается неизменным в отличие от позитивного взгляда других людей. У меня есть подруга, которая говорит: «Я слышать не хочу, как кто-то там полностью влюблен в свой целлюлит, в то время как я все еще неустанно пытаюсь избавиться хотя бы от ненависти к себе. У меня так долго была нездоровая одержимость своей внешностью, что мне приходится прикладывать огромные усилия, чтобы не забывать о других составляющих моей жизни, которые делают меня такой, какая я есть».
Термин «бодинейтральность» был введен участниками движения в защиту образа тела в качестве альтернативы понятию бодипозитива. Когда человек испытывает отвращение к своему телу, то переход к бодипозитиву (читайте «радикальной любви к своему телу») может показаться ему слишком трудным или вовсе окажется другой стороной той же самой медали, подразумевающей чрезмерное внимание к внешности. Бодинейтральность же является промежуточным шагом на пути к бодипозитиву или же может быть конечным результатом сама по себе. Она предполагает, что необязательно испытывать любовь, привязанность или энтузиазм — простого принятия может быть вполне достаточно. Бодинейтральность будет отличным компромиссом для людей, которые работают над тем, чтобы перестать себя осуждать. Она предлагает задуматься над тем, что наша ценность, наши сильные стороны и индивидуальность существуют отдельно от нашей внешности и того, как кто-либо эту внешность оценивает.
Единственное, что беспокоит меня в отношении бодинейтральности, — это выбор терминологии. Мне кажется неправильным говорить о теле в целом, в то время как речь идет прежде всего о внешности. Тело — это нечто гораздо большее, чем просто внешний вид. Пожалуй, вместо бодинейтральности, или нейтрального отношения к телу, более уместно было бы говорить о принятии внешности или нейтральном отношении к внешности. К тому же, если учесть, что наши тела являются жертвами угнетения, я не уверена, что мы можем относиться к ним нейтрально. Когда я использую термин «бодипозитив», то подразумеваю не только внешность, но и все остальные аспекты нашего тела. Так, например, я считаю, что мы можем проявить бодипозитив, если просто положим руку на свое бьющееся сердце и скажем «спасибо» этому органу, которое поддерживает в нас жизнь, даже не задумываясь о том, как выглядит наше отражение в зеркале.
Если понятие бодипозитива подразумевает непоколебимую, безусловную любовь к своей внешности, то я не думаю, что такое возможно. Подобное мышление в духе «все или ничего» упускает из виду многочисленные нюансы, связанные с нашим телом. В конце концов, бодипозитив сам по себе дает обратный желаемому результат, если он становится еще одной мерой оценки наших неудач.
Что касается перехода от негативного восприятия своего тела к бодипозитиву, то людям следует поменять то, как это обычно происходит. В этом процессе обязательно должно оставаться место для гибкости и сострадания. Как и в случае с любыми здоровыми отношениями, когда появляется недопонимание и причиняется боль, первоочередной задачей становится исправление этого сбоя. Именно это в конечном счете определяет, являются ли отношения действительно здоровыми. То же самое относится и к нашим отношениям со своим телесным «я». В них нам нужно стремиться к чувству защищенности и единения, пускай временами нас и ждут устранимые сбои. Независимо от слов, которые мы используем — бодипозитив или бодинейтральность, — нам всем хочется быть собой, не испытывая стыда или страха, и чтобы наша ценность не определялась общепринятыми установками о человеческом теле.
Не связанный с внешностью, здоровый и реалистичный бодипозитив приводит нас к следующим утверждениям, часть которых мы уже затронули во второй главе.
- Мое тело хорошее, без каких-либо условий. Слово «тело» подразумевает гораздо больше, чем просто внешний вид, оно охватывает всю полноту того, что значит быть человеком.
- Мне не нужно менять свое тело, чтобы повысить свою ценность, даже если моя культура утверждает обратное.
- Мне не нужно наказывать себя за свою меняющуюся внешность или за то, что я выгляжу по-разному в разные моменты времени.
- Если мне трудно понять, почему мое тело что-то делает, я могу предположить, что на то есть какая-то причина, даже если пока я ее не знаю.
- Моя внешность является частью меня, однако это не единственная и не самая важная часть меня.
- Осознание того, что я являюсь своим телом, позволяет мне установить более глубокую связь с самим с собой и с окружающими.
- Я могу не принимать на свой счет негативные мысли об образе тела, и это может помочь мне укрепить свою веру в себя и создать внутреннее чувство защищенности.
- Мое тело не может быть плохим, однако культурные установки в отношении тела сильно вредят людям, и иногда я путаю два понятия — тело и внешность — между собой. Вместо того чтобы видеть проблемы в своем теле (медицинская/патологическая модель), я вижу проблему в узком определении идеального тела обществом (социальная модель).
- Мое тело состоит из различных впечатлений, часть которых я даже не помню, так как был маленьким либо они были переданы мне прошлыми поколениями. Впечатления определяют, каково это — быть мной в этом мире. Мое тело — это живая карта, невербальная биография поколений, в которой я прослеживаю связь со своими предками и в конечном счете со всеми людьми вообще.
Попробуйте прочитать этот список, прислушиваясь к сигналам своего тела. Обратите внимание, какие пункты вызывают у вас облегчение или ощущение связи, какие — дискомфорт или сбивают с толку. Этот список лишь отправная точка. Вы можете перечитывать его, записать на бумаге или добавить в него что-то свое.
Существуют сферы, где бодинейтральность очень важна. Например, недопустимо, чтобы работодатель комментировал вес своего работника во время обеденного перерыва или чтобы мы оценивали инициативы политического лидера на основании его внешнего вида. В жизни человека могут даже быть моменты, когда бодинейтралитет покажется победной высадкой на суше после продолжительного плавания в океане негативного образа тела. Вместе с тем мы ни в коем случае не должны довольствовать нейтральным отношением к телу — мы можем добиться гораздо большего, чем просто нейтралитета. Я понимаю, что внешность сбивает с толку и нам трудно воспринимать свое тело как нечто большее, чем просто его внешний вид — особенно тот внешний вид, который мы научились видеть глазами окружающих. Когда мы ценим наше тело, не ограничиваясь рамками внешности, тем самым мы признаем, что прямо здесь, в этом дыхании и в этом пространстве, которое мы занимаем на земле, у нас есть автономия, власть над своей жизнью, способность творить — и это хорошо. В своей книге The Body Is Not an Apology1 Соня Рене Тейлор призывает нас задуматься о необходимости такой радикальной любви к себе для построения мира, в котором будет комфортно любому телу. Она говорит о том, что создание мира, который подходит каждому телу, — «...это внутренняя работа. То, как мы ценим и уважаем свое собственное тело, оказывает влияние на то, как мы ценим и уважаем тела других людей». Когда мы учимся любить себя, это вдохновляет нас бороться с системами бодишейминга. Мы можем нейтрально относиться к внешнему виду (а именно это я считаю основной идеей движения за бодинейтральность), но для разрушения существующих иерархий тел мы не можем оставаться нейтральным по отношению к телу в целом. Независимо от того, как мы в данный момент относимся к своей внешности, вера в красоту и ценность нашего тела может стать началом пути для каждого из нас.