«Жизнь и Бет»: сериал Эми Шумер о женщине, переживающей кризис среднего возраста
Американский комик Эми Шумер прославилась в начале 2010-х годов своими шумными и эпатажными стендапами. Ее юмор всегда автобиографичен, плотно связан с самоанализом и желанием разрушить стереотипы о женщинах. Персонаж Шумер — это всегда она сама, неуклюжая и неуверенная в себе девушка, компенсирующая свои комплексы гиперактивностью и юмором на грани. Она показала на сцене и на телевидении совершенно новый образ женщины XXI века, которая больше не стесняется говорить о гендерных проблемах, не стесняется неидеальной внешности и может с легкостью иронизировать над ней.
При этом образ Шумер всегда был довольно вызывающим и шутки ее нередко переходили черту. Артистка не боится сложных тем и открыто говорит о своих психологических травмах, отношениях с родителями и абьюзивными бойфрендами. Она self-made woman, но при этом уязвимая, неудобная, порой раздражающая — то есть настоящая. Эти черты так или иначе обыгрываются во всех ее работах, в частности в популярном ситкоме «Внутри Эми Шумер» и фильме Джадда Апатоу «Красотка на всю голову».
Недавно Шумер исполнилось 40 лет, и в последние годы ее комедия заметно сменила тон. Проявилось это уже в документальном сериале о ней «Ожидание Эми», вышедшем в 2020 году, который затрагивает личностные переживания актрисы, ее рефлексию о детстве и своей карьере.
В сериале «Жизнь и Бет» Шумер продолжает быть серьезной и вдумчивой. История о продавщице дорогого вина с Манхэттена, переживающей кризис среднего возраста, получилась драматичнее и мрачнее, чем предыдущие работы комикессы. Она размышляет здесь о своем возрасте, сомневается в выбранном пути и пытается найти ответы на вопросы в собственном прошлом.
«Жизнь и Бет» полон автобиографических мотивов, но все же это совсем отдельная история. Главная героиня Бет, которую, конечно же, играет Эми Шумер, внезапно осознает, что ее счастливая и беззаботная жизнь в большом городе превратилась в катастрофу. У нее престижная и несложная работа, на которой она талантливо заговаривает зубы покупателям, и богатый симпатичный бойфренд Мэтт (Кевин Кейн). Но, узнав о неожиданной смерти матери, Бет начинает осознавать, что судьба ее сложилась неправильно, ведь в детстве она мечтала совсем о другом. В кризисный момент она встречает Джона, фермера-виноградаря с аутизмом (Майкл Сера), который привлекает внимание героини своей искренностью. Он отличается от привычных ей ньюйоркцев — может быть резким, невежливым, но зато прям и честен. В процессе их общения Бет прорабатывает былые травмы и учится жить дальше.
Название «Жизнь и Бет» хорошо передает суть сериала. Трагическая новость о смерти матери выбивает героиню из колеи, и она начинает смотреть на собственную жизнь со стороны. Сюжет погружает во внутренний мир Бет, демонстрирует ее страхи и сны, изобилует флешбэками из детства. Витиеватая история героини порой может показаться чересчур громоздкой — так много Эми Шумер постаралась вложить в нее за 10 получасовых эпизодов. И поначалу даже слишком серьезной и немного скучной — все-таки от комедии Шумер ждешь чего-то другого.
Однако сериал заметно раскрывается к третьему эпизоду, когда Бет встречает Джона. Впервые в жизни кто-то действительно обратил на нее внимание, понял и принял ее. Бойфренд Мэтт всегда был зациклен на себе и своей карьере, между ними не было подлинной связи. А Джон при первой же встрече задает Бет простые, но очень точные вопросы: «Ты интроверт?» или «Почему ты решила стать продавщицей вина?». Они застают Бет врасплох, поскольку она всегда избегала такого точечного разговора с самой собой. И общение с этим странным небритым парнем, которого местные считают скрывающимся маньяком-убийцей, оказывает терапевтический эффект на героиню. Совместные сцены Эми Шумер и Майкла Сера — лучшие в сериале, у них получился замечательный дуэт, чувствуется актерская химия между ними. Жаль, что до их сюжетной линии нужно немного «дотерпеть».
В «Жизни и Бет» есть немало хороших эпизодов и приятных камео. Например, роль врача Бет исполнил музыкант Дэвид Бирн из Talking Heads, а взбалмошного метросексуала, флиртующего с героиней, потому что она живет в «центре», уморительно сыграл Джонатан Грофф из «Матрицы 4» и «Охотника за разумом». Однако сериал так и не собирается во что-то цельное, а границы между комедией и драмой здесь очень неустойчивые. Шутки в «Жизни и Бет» откровенно не попадают в цель, а переживания главной героини показаны не слишком оригинально. Все это мы уже видели в других сериалах о сорокалетних, например во «Все к лучшему». Шумер очень многое заимствует из британской «Дряни», добавляя свой, чисто американский колорит. Но какой-то оригинальности «Жизни и Бет» как раз очень не хватает.
Сериал определенно понравится поклонникам Шумер — наблюдать, как она и ее сценический образ меняются со временем, действительно интересно. «Жизнь и Бет» показывает переход из привычного шумеровского мира Манхэттена, шумного и слегка безумного, в куда более спокойное место в пригороде, где она пытается заново обрести себя. Она задает важные и насущные вопросы, которые близки каждому, и поразмышлять вместе с героиней о собственной жизни никогда не бывает лишним. Однако сериал вряд ли надолго застрянет в голове и в целом не так уж интересен вне творческой биографии его создательницы.