Эксплуатация феминизма: как «Убивая Еву» превратился в скучный сериал о шпионках
Вы помните фильм «007: Координаты «Скайфолл»? Это часть франшизы о Джеймсе Бонде с Дэниелом Крейгом в главной роли, которая вышла в 2012 году. Пожалуй, это лучшая картина об агенте британской разведки эпохи Крейга, потому что придраться в этом фильме не к чему. Отличный заглавный саундтрек Адель, роскошный Aston Martin DB5, качественный сценарий, прекрасные пейзаж Великобритании и невероятная страсть между главным героем (собственно 007) и злодеем по имени Силва, которого совершенно гениально сыграл Хавьер Бардем. На этой химии, которая считывается в каждом взгляде и каждой фразе Бонда и Силвы, во много держится весь сюжет «Скайфолла». Даже самый нетолерантный зритель понимает, что вариантов развития событий в этом кино всего два — либо один из героев умрет, либо они поцелуются.
Сценаристы шпионских и геройских фильмов любят, когда зло буквально заигрывает с добром. Антагонисты — эдакие посланники дьявола и психопаты — всегда лукавые, харизматичные, обворожительные и очень красивые, поэтому протагонисту, который, напротив, часто бывает слишком прямолинейным, прагматичным и заурядным, нужно постараться, чтобы не очароваться собственным противником. Мужчины в трико (или в костюмах-тройках, нужное подчеркнуть) бегают друг за другом по миру, как нарядные кошки и мышки, меряясь связями, мышцами и остротами. Классический гомоэротический мотив.
Женщины получили право быть злодеями, угрожающими всему мирозданию, или самозабвенными героинями, спасающими человечество, относительно недавно. Напомним, что первый самостоятельный фильм о супергерое-девушке — «Капитан Марвел» — вышел всего лишь в марте 2019 года. Конечно, в мировой картотеке можно найти такие артефакты, как серия фильмов о Ларе Крофт или сериал «Никита», но все-таки ярких примеров женского героического нарратива в истории почти не было.
Фиби Уоллер-Бридж, выступившей сценаристом в первом сезоне проекта «Убивая Еву», основанного на серии романов Люка Дженнингса, удалось изменить правила игры. В этом сериале и роль харизматичного убийцы, и роль гениального шпиона достались девушкам. Психопатку-гедонистку Вилланель, которая переживает о своем гардеробе куда больше, чем о людях, сыграла Джоди Комер. Расчетливую и настойчивую шпионку Еву, которая компенсирует неуклюжесть интеллектом, — Сандра О.
Казалось бы, наконец-то. Вилланель и Ева хотят убить друг друга так же сильно, как и поцеловать, невероятная химия и страсть. Наблюдать за их тандемом интересно, потому что отношения Вилланель и Евы становятся главным драйвером их развития как персонажей. Чем глубже каждая женщина погружается в жизнь другой, тем сильнее меняется. Вилланель начинает сомневаться в своем желании быть убийцей, Ева, наоборот, осознает, что побеждают в этом мире те, кто готов идти по головам ради собственной цели.
К третьему сезону создатели сериала (у каждого сезона всегда был новый сценарист) почувствовали, что отношения Вилланель и Евы зашли в тупик. Зрителю наскучило смотреть на это перетягивание каната. Он уже готов к тому, что либо одну из героинь убьют (собственно, в конце второго сезона Ева совершает попытку убить Вилланель в Колизее, и это был бы отличный финал сериала), либо они наконец-то будут счастливы вместе.
Но создатели сериала не готовы похоронить историю. Чтобы диверсифицировать внимание фанатов, они охлаждают пыл между главными персонажами и усложняют саму основу сюжета — пытаются рассказать, что такое криминальная группировка «12», в которую входит Вилланель, и почему ее члены убивают влиятельных людей и друг друга. И на этом поприще случился абсолютный провал. Получился еще один сериал о том, как юные радикалы, социалисты-анархисты в период холодной войны в Берлине за бутылкой пива под немецкий синти-поп решили развалить мировой порядок.
Чтобы не изменять себе, главную роль в подрыве общественных устоев, конечно, отдали женщинам. Основательницей, альфой и омегой и краеугольным камнем группировки «12» становится бывшая начальница Евы, опытная шпионка Кэролин (Фиона Шоу), а главной активисткой по разрушению этого картеля изнутри — Эллен (Камилль Коттен), от которой получала приказы убийца Вилланель. Они умные, находчивые, жестокие и хитрые, тогда как все мужчины — поверхностные, глупые, сварливые и ленивые. Очередной пример того, как феминистическая повестка превращается в обратную дискриминацию — сценаристы уважают персонажей женского пола и ни во что не ставят героев-мужчин. Пусть умные и талантливые девочки соперничают друг с другом в попытках доказать, кто из них самая достойная, а слабые мужчины просто будут у них «на побегушках».
При этом создается ощущение, что ЛГБТ-повестка по своей сути становится важнее качественного нарратива, — чтобы зритель, для которого была очень важна любовная линия между Вилланель и Евой, не заскучал. Кажется, авторам пора перестать эксплуатировать женский поцелуй как символ свободы и равенства. Фанаты «Убивая Еву» хотят увидеть качественный сериал, в котором любовные связи между героями как-то объясняются и чем-то мотивированы.
В итоге зритель не получает никаких новых эмоций и ощущений от сериала. Вилланель все еще не разобралась в себе. Ева по-прежнему не выяснила, кто такие «12». Эллен так и не добралась до всех врагов. Кэролин никак не может выбрать, на чьей стороне воюет. В четвертом сезоне почему-то каждый герой превращается в эгоистичного психопата и классического нарцисса. Все заняты шпионской возней, наблюдать за которой скучно. Уже совершенно неважно, кто такие «12» и что не так с Вилланель. Хотелось бы, чтобы кто-то трагично и красиво умер — разумеется, от женской руки.