«Оно словно существует в мире теней»: зачем Нинья Тюберг сняла фильм о порноиндустрии
Нинья Тюберг — шведский режиссер и сценарист. Свой первый фильм о порноиндустрии она сняла еще в 2013 году. Короткометражная картина получила название «Удовольствие» и стала лауреатом Каннского кинофестиваля. В 2021-м свет увидела одноименная полнометражная драма о сложном пути юной Беллы Черри в американской порноиндустрии. Главную роль исполнила София Каппель — девушка, которая никогда раньше не снималась в кино. Многих других персонажей сыграли реальные люди, работающие в порноиндустрии. Премьера полнометражного дебюта Тюберг состоялась на кинофестивале «Сандэнс»-2021, картина была номинирована на Гран-при как лучшая драма. Также на фестивале в Гетеборге лента получила приз ФИПРЕССИ (Международной федерации кинопрессы).
— Почему для своего полнометражного дебюта вы выбрали именно эту тему? Откуда вообще интерес к порноиндустрии?
— Порно как темой для кино я интересуюсь уже около 20 лет, и это не первая моя работа об этом. До этого я сняла несколько короткометражных фильмов, так или иначе связанных с этой темой. Но думаю, главная причина, по которой мне интересна порноиндустрия, заключается в том, что это огромная часть культуры, о которой мы никогда не говорим. Это табу. Оно словно существует где-то в параллельной вселенной, в мире теней. На самом же деле оно влияет на нас. Так что я рассматриваю порно с разных точек зрения уже давно.
— Но ведь табу отчасти связано и с тем, что во многих странах, в том числе и в России, снимать порнофильмы противозаконно. Почему важно преодолеть это табу?
— Существует множество разных табу касательно порно и секса. Так что стоит уточнять, о каком именно идет речь. Например, есть запрет на определенный вид фильмов для взрослых, которые этически и морально неправильны, — это необходимое табу. Я же призываю разрушать табу в отношении женской сексуальности, разговоров о сексе, изображения секса.
— Как поменялось отношение к девушкам из порноиндустрии за последние несколько лет?
— Стигма по отношению к людям, работающим в секс-индустрии, все еще существует. Но мы постепенно движемся к тому, чтобы стереть ее. Ситуация медленно, но меняется к лучшему. Впрочем, это все еще большая проблема. Дело в том, что распространена такая ситуация: люди потребляют порно независимо от того, законно это или нет, а на актеров из взрослого кино смотрят сверху вниз, не уважают их. По-моему, это лицемерие. Но есть и другая сторона проблемы. Тема сексуальности сама по себе сенситивная, а в некоторых культурах она сверхтабуирована, например, в силу религии. Общество притворяется, что взрослых фильмов не существует, но продолжает смотреть порно.
— Получается, основная цель «Удовольствия» — преодолеть табу? Или у фильма есть еще какие-то задачи?
— У моего фильма есть несколько целей. Одна из них — вызвать бурные, масштабные обсуждения порноиндустрии. Нам очень важно говорить о порно — оно существует, и притворство не приведет ни к чему хорошему. Эта индустрия должна быть более этичной, а люди — более осведомленными, например, о мэйлгейзе (от англ. male gaze — «мужской взгляд». — Forbes Woman). Это явление, при котором те или иные вещи создаются или демонстрируются с мужской точки зрения. Это заметно не только в порно, но и в моде, в других фильмах, в рекламе, где по ту сторону камеры обычно находится мужчина, который снимает женщину как объект. В порноиндустрии мэйлгейз проявляется в крайней степени. Именно поэтому я как бы разворачиваю камеру, показывая мужчину, который обыкновенно за ней стоит, демонстрируя другую точку зрения. Эту идею о другом ракурсе, об ином взгляде на вещи можно применить не только к порно. Конечно, это история и о патриархате, и о расизме. Порнофильмы отражают наше общество: гендерные роли, расистские стереотипы, которые есть в нашей культуре. Создается именно такой контент, который ищут люди. В этом смысле фильм выступает метафорой происходящего в обществе, в том числе в американском обществе капитализма, где на вершине мало места, а карабкаются туда люди по другим людям.
— Почему на главную роль было важно взять именно непрофессиональную актрису?
— На самом деле я пробовала нескольких профессиональных актрис, так что изначально не было такого критерия. Мне просто нужен был кто-то, кому я поверю, в ком увижу нужного персонажа с правильным чувством юмора, энергетикой, при этом с хорошими актерскими данными. Попробовав несколько профессиональных актрис в Швеции, я почувствовала, что это все не то. Дело в том, что обыкновенно выходцы из актерских школ имеют похожий бэкграунд. Я не верила им. Поиски главной героини были сложными и длительными. Нужно было найти кого-то достаточно зрелого и сильного, да еще такого, кто действительно понимал бы, о чем мой фильм, с кем нам удалось бы найти контакт. Наконец, София Каппель идеально подошла на эту роль.
— Прежде чем приступить к съемкам фильма, вы практически 10 лет лично изучали порноиндустрию Калифорнии и провели ресерч в области гендерных исследований. Что насчет психологов? Консультировались ли вы с кем-то из них перед или во время съемок? Все-таки для Софии это, должно быть, было морально непросто.
— Как правило, психологи лично не встречали людей из порноиндустрии, а я встречала, поэтому не знаю, о чем я бы могла поговорить с психологом. Я чувствую себя достаточно компетентной, чтобы сделать собственные выводы, интервьюируя людей. Кроме того, я сама изучала психологию. Так что с психологами я не общалась, зато говорила со своими друзьями обо всем, через что прошла, обсуждала эту тему на протяжении нескольких лет.
Что касается Софии и съемок, мы постарались создать максимально безопасную среду для нее. Думаю, главными были наши с ней взаимоотношения. Она действительно была вовлечена в работу над фильмом, мы многое прошли вместе. Она вместе со мной в течение полугода наблюдала за приватными съемками, начала понимать людей из порноиндустрии. Мы вместе разрабатывали ее персонажа. Много репетировали и говорили обо всем, так что София знала, что мы будем делать и почему. Когда мы снимали очень жестокую сцену, мы, во-первых, много репетировали до съемок. Во-вторых, она могла выбрать, с кем именно она хочет сняться в этой сцене. Кроме того, мы устанавливали границы — насколько далеко можно зайти, что для Софии нормально, а что нет. Также с ней рядом все время была ее лучшая подруга из Швеции, она поддерживала ее — это была ее основная задача: постоянно сидеть рядом с Софией и присматривать за ней. Еще у нас было правило: София в любой момент могла сказать «стоп», когда почувствует, что ей некомфортно. Мы хотели быть уверенными в том, что она действительно ощущает себя в безопасности, даже если сцена, которую мы снимаем, очень жестокая. Со мной рядом также был мой лучший друг, тоже режиссер, он помогал мне.