Как режиссер Джейн Кэмпион меняет образ женщины и получает главные мировые кинопремии
Джейн Кэмпион не первый раз номинирована на серьезные мировые кинонаграды. В 1994 году ее «Пианино» оказалось сразу в восьми категориях на премию «Оскар», выиграв в трех из них — лучший сценарий, лучшая актриса, лучшая актриса второго плана. Однако условно главный приз — за лучший фильм — ускользнул от Кэмпион прямо в руки Стивену Спилбергу. К слову, «Пианино», которое считается вершиной ее творчества, завоевало в том же году в Каннах «Золотую пальмовую ветвь», сделав Кэмпион первой женщиной-режиссером, удостоившейся этой награды.
Вообще же у Кэмпион сложились вполне удачные отношения с Каннами. Уже третий ее короткометражный фильм, «Кожура», вышедший в 1982 году, когда ей не было и 30 лет, завоевал ту же «Золотую пальмовую ветвь», только в секции короткого метра. А последовавшие за ним «Бесстрастные моменты» (1983) и «Своя девичья история» (1984) были показаны в программе «Особый взгляд».
Кэмпион происходит из театральной семьи из Новой Зеландии. Отец Джейн, Ричард Кэмпион, был театральным режиссером, а мать, Эдит Кэмпион, принадлежащая к семье местных предпринимателей Ханна, была актрисой. По воспоминаниям будущего режиссера, ее родителей из-за гастролей и выступлений часто не было дома, и тогда Джейн и ее сестра Анна, с которой они впоследствии вместе напишут сценарий к фильму «Темная сторона страсти» (2003), оставались со сменяющими друг друга нянями. Все это выработало у нее идиосинкразическую реакцию на театр и привычку погружаться в свой собственный выдуманный мир. После окончания школы Кэмпион училась на антрополога, а затем живописи, пока все же не нашла себя в кино.
Говорить о «стиле Кэмпион» довольно сложно: он определенно есть, он чувствуется, но дать ему словесное определение почти невозможно. Ей удается быть всегда разной, но при этом узнаваемой. Впрочем, кое-какие сквозные элементы, образы, мотивы в ее творчестве выделить можно. Например, пейзажи Новой Зеландии — родины Кэмпион. Действие большинства ее фильмов происходит именно здесь.
И, конечно, фильмы Кэмпион невозможны без ее героинь — девочек, девушек, женщин, выходящих за привычные социальные рамки (герой «Власти пса» в исполнении Камбербэтча стоит особняком). Капризная Доун, отказывающаяся взрослеть в «Душечке», болезненно робкая и удивительно талантливая Дженет из «Ангела за моим столом» (байопика о новозеландской писательнице), сдержанная Адда, общающаяся с миром посредством музыки в «Пианино»; сбегающая от обыденности в индуизм Рут из «Священного дымка» — все они в силу самого своего существования не вписываются в среду обитания. Кэмпион не делает из их непохожести образец для подражания и не выкрикивает лозунгов — феминистских или каких-либо других, — а «всего лишь» дает им голос, позволяет быть самими собой.
Окружает этих героинь, как правило, дисфункциональное семейство, каждый член которого говорит на своем языке (иногда буквально) или и вовсе молчит. Во главе стоит фигура pater familias (отца семейства), отбрасывающая тень на рачительную или молчаливую маму. Взаимоотношения персонажей строятся на тревожном сочетании страха и влечения к отцу («Душечка») или фигуре, его замещающей (психотерапевт в исполнении Харви Кейтеля в «Священном дымке»).
В ранних фильмах мужчина чаще всего представлен как не слишком разборчивый в связях соблазнитель, но начиная с «Портрета леди», поставленного по одноименному роману Генри Джеймса, положение меняется. Героиня становится более активной и из жертвы превращается в охотника, как, например, Рут в исполнении Кейт Уинслет в «Священном дымке» или Фрэнни, которую сыграла Мэг Райан в «Темной стороне страсти».
В последних двух фильмах — «Яркой звезде» (2009) и «Власти пса» — место главного героя и вовсе отходит мужчинам, английскому поэту-романтику Джону Китсу (Бен Уишоу) и богатому и жестокому фермеру из Монтаны Филу Бербанку (Бенедикт Камбербэтч). Впрочем, Кэмпион не изменяет утонченному психологизму своих персонажей, каждого из которых награждает чертами собственного характера или автобиографическими деталями.
В главной героине «Ангела за столом» новозеландской писательнице Дженет Фрейм безошибочно угадывается Эдит Кэмпион, также писавшая романы, боровшаяся всю жизнь с депрессией и страдавшая от «прогрессивного» лечения электрошоком. Режиссер даже наградила свою героиню такими же резиновыми сапогами, что сама носила в детстве, и маленьким зеленым трейлером вроде того, что приобрел ее отец. В сестрах, появляющихся в нескольких фильмах Кэмпион, видится аллюзия на ее собственные отношения с сестрой Анной, а в несколько отстраненных и недосягаемых отцах как будто высказана ее потребность в любви. Это добавляет ее работам, напоминающим те самые воображаемые миры, которые она создавала в юности, заполняя тоску по родителям, пронзительно честное звучание. Тетя Мораг, второстепенная героиня «Пианино», слушая игру Ады, говорит, что от нее становится не по себе, потому что ее музыка проникает в самое нутро. Так же и голос самой Кэмпион, для которой кино то же, что для Ады музыка, меняя тональности, остается чистым и глубоким.