Защитницы Отечества: может ли военная карьера быть привлекательной для женщин
От Чада до Норвегии
Армия — призывная и контрактная — ассоциируется с мужчинами. Их же, как правило, касается всеобщая воинская обязанность — в тех странах, где она есть. Однако в армиях мира служат и женщины. Например, в армиях НАТО количество женщин варьируется от 0,3% до почти 20%; женщины там дослуживаются до высоких позиций и даже могут возглавлять Генштаб.
Есть страны, где призыв затрагивает оба пола. Марокко, Норвегия, Эритрея, Северная Корея, Китай (по закону, но не на практике), Швеция, Чад, Израиль — очень разные государства, но все они обязывают своих гражданок к срочной службе. Однако между экономиками и индексом гендерного равенства Швеции (третья позиция сверху), Норвегии, Израиля и Чада (третья позиция снизу), Северной Кореи, Эритреи — огромная разница. Различаются и нормы призыва, и риск участия в военных действиях, и льготы, предоставляемые военным (в Финляндии, например, исполнявшие воинский долг граждане, как правило, зарабатывают впоследствии на 20% больше).
В некоторых странах, таких, как Венесуэла, нет обязательной службы, но граждане обоих полов должны зарегистрироваться в качестве потенциальных призывников. Государство мотивирует проходить срочную службу: дает социальные льготы вроде льготного стоматологического обслуживания и страхования жизни и, напротив, усложняет получение стипендий тем, кто отказался. В других, как, скажем, Россия, обязательному призыву подлежат мужчины, а женщины могут служить только по контракту и при определенных условиях (например, в рамках ограниченного списка профессий и при наличии вакантных мест). При этом в России есть отдельные профессии, представители которых являются военнообязанными. К примеру, дезинфекторы, монтажники связи, граверы оригиналов топографических карт. От военнослужащих они отличаются тем, что находятся не на службе, а в запасе и на учете.
Зачем армии женщины
Основная задача военных организаций в боеспособности, гендерное равенство здесь вторично, говорят исследователи. С ними согласна политтехнолог, эксперт по гендерной повестке Анна Федорова. «Самореализация женщин — внешняя оптика. Боеспособность армии — внутренняя. Гендерный вопрос вторичен», — говорит она. Тем не менее все чаще звучит мнение, что гендерное разнообразие все же полезно для армии. Но вовлечение женщин, физически пригодных для военной службы, просто-напросто позволяет увеличить численность этих сил.
Женщины могут хорошо проявить себя в качестве офицеров разведки, культурных аналитиков и переводчиков и найти подход к группам населения и районам, которые подразделения, состоящие исключительно из мужчин, не могут охватить.
Так, в Великобритании разрешили женщинам участвовать в военных операциях в том числе из-за нерешаемых классическим подходом проблем. Политики, лоббировавшие снятие ограничений, приводили в пример сложности, которые испытывали войска и разведка коалиции в Афганистане. Местные женщины отказывались не только помогать, но и говорить с военными-мужчинами, таким образом собирать информацию в селах и деревнях было затруднительно. Когда на место приехали военнослужащие-женщины, дело сдвинулось с мертвой точки. Считается, что женщины, даже в форме, вызывают больше доверия. Отменяя запрет, бывший британский премьер-министр Дэвид Камерон сказал, что вооруженные силы должны отражать то общество, которое есть на самом деле, и женщинам будут созданы все условия для службы.
Офицер британской армии Рейчел Граймс вспоминает, что когда она приехала на службу в Конго, ее встретили местные девушки и женщины, которые «меньше всего хотели видеть еще одного мужчину в военной форме», так как сталкивались со случаями насилия. Вовлечение женщин в миротворческие процессы способствует лучшей защите гражданского населения. Важность гендерного равенства в миротворческих операциях и военных делах признана рядом резолюций Совета Безопасности ООН о женщинах, мире и безопасности. «Гендерное равенство дает возможность рассматривать конфликты и военные операции через гендерную призму и анализировать, как конфликты влияют на женщин. Это может привести к ограничениям негативных последствий для женщин и детей», — заявила в 2017 году Эми Грант, майор Военно-воздушных сил США, на одной из сессий ОБСЕ.
Вероятно, в ближайшем будущем станет заметной роль женщин в миротворческих процессах. Доминирование мужчин в вооруженных силах — один из факторов, создающих трения между военными и гуманитарными организациями.
Зачем армия женщинам
Причины, по которым люди могут стремиться в армию, часто лежат в материальной плоскости. Так, Минобороны России в качестве преимуществ предлагает обеспечение жильем, продовольствием, особое медицинское обслуживание, включая санаторное, ранний выход на пенсию и другие льготы.
В России в 2020 году, согласно опросу ВЦИОМ, родители хотели бы видеть дочерей на службе в армии совсем по другим причинам, более «идейным»: прежде всего потому, что армия дисциплинирует (13%), дает стабильность (11%), а также престижна или вызывает уважение (11%). В случае же с сыном причинами одобрения такого карьерного пути стали представления о том, что это мужское дело (25%), которое связано с защитой Родины и семьи (15%), дисциплинирует (12%) и признается престижным занятием (11%).
Во многих странах пройденная военная служба может быть плюсом при трудоустройстве. «Армия в Израиле престижна, — рассказывает журналистка Лидия Михальченко, работавшая в свое время в Израиле в охранном бизнесе, — и пользуется народной любовью. Кроме того, оттуда можно выйти, получив профессию, например, водителя, механика. По окончании службы девушки и юноши получают деньги (230 000–460 000 в переводе на рубли), достаточные для обучения в течение года или двух в вузе». Несмотря на то, что призыв в Израиле обязательный, девушки могут отказаться от службы, вступив в брак или родив ребенка, а также — как и мужчины — по религиозным соображениям.
Юрист общественной инициативы «Гражданин и армия» Арсений Левинсон, говоря о России, скептически относится к доводам о выгодности армейской службы. По его мнению, армия может являться социальным лифтом, если нет других возможностей. «Но армия не создает никаких продуктов. Это защита от угрозы, которая, впрочем, этими армиями и культивируется», — считает он.
Война со стереотипами
Большой проблемой для женщин в армии остается сексуально-агрессивное поведение некоторых сослуживцев. Женщины-срочники в Норвегии периодически заявляют о харассменте. «Когда мужчин в расположении много, а женщин мало, они начинают смотреть на нас как на сексуальный объект», — говорит женщина-командир взвода (имя не названо). Другая вспоминала, что психологический дискомфорт переживала тяжелее, чем физические нагрузки: она знала, что командование селит мужчин и женщин вместе (чтобы обеспечивать гендерное равенство), но, по ее словам, не догадывалась, что всего одной-двух женщин достаточно, чтобы якобы обеспечить «баланс».
Если одни женщины страдают от домогательств в расположениях и на рабочих местах в армии, то другие считают, что жить отдельно от мужского состава — форма дискриминации. Многие женщины в армии Финляндии, чтобы не чувствовать себя «отрезанными» от сослуживцев, согласились с решением министра обороны о подготовке гендерно-нейтральных расположений и бараков.
Второй момент — физиологические различия между женщинами и мужчинами.
Женщины в среднем обладают лучшим зрительным восприятием, слухом и большей ловкостью рук, чем мужчины. При этом они ниже ростом и меньше весят, имеют меньший средний вес мышечной ткани. Возможности женщин к выполнению некоторых видов физической нагрузки на 15–20% ниже, чем у мужчин. «Опыт Израиля показал, что набирать летчиц эффективно. А вот с женщинами-танкистами у них не получалось пока. Не все так просто», — комментирует Федорова.
Действительно, в 2017–2018 годах в израильской армии ЦАХАЛ проходил эксперимент по набору женщин-танкистов. Из 15 женщин 13 успешно прошли первый этап испытаний. Полуторагодовой эксперимент формально был признан успешным, но почему-то продолжен не был. «С такой махиной, как танк, труднее справляться, чем с самолетом, и никакая автоматика вес этой конструкции и снарядов к ней не уменьшит», — пояснял СМИ полковник в отставке ЦАХАЛ Янив Рохов. Справедливости ради, все же неясно, прекратили ли набор женщин-танкистов из-за физиологических особенностей или по другим причинам. Сообщалось, что проект заморозили из-за чрезмерных трат.
«При движении к контрактной армии количество женщин в армии будет расти. Чем больше добровольности в выборе профессии, тем больше будет женщин в армии. Чем меньше все завязано на специфическую физическую форму (например, женщины более подвержены стрессовым переломам), тем больше гендерного разнообразия», — отмечает Федорова.
Там, где женщины выполняют физические нагрузки наравне с мужчинами, из-за изнурительных тренировок и ограниченного рациона у них могут прекратиться менструации — о таком, например, рассказывала бывшая военнослужащая, бежавшая из Северной Кореи. Гигиеническими средствами женщин в армии КНДР не снабжали. В некоторых армиях для контроля менструального цикла в армии рекомендуется использовать гормональные средства, однако при этом женщины иногда сталкиваются с препятствиями, например, с отсутствием достаточно квалифицированных консультаций перед отправкой на службу.
Кроме того, до сих пор остается актуальным проблема дискриминации женщин при выполнении равных с мужчинами обязанностей. На Украине, например, отмечали практику, когда женщинам запрещали участвовать в выполнении определенных задач и занимать отдельные должности. Контракт на прохождение военной службы в этой стране могли заключить женщины в возрасте только до 40 лет (для мужчин такого ограничения не было). Кроме того, мужчины могли проходить военную службу в запасе на 15 лет дольше, чем женщины, что для последних значительно ограничивало возможности получать высшие воинские звания. В 2018 году был принят закон, который ликвидировал такую дискриминацию.
Острым вопросом остается двойная нагрузка женщин. «Если в обществе сохраняются традиционные представления о том, что женщина должна, придя с работы, приготовить, то неважно, где она работает — учительницей в школе или аналитиком Генштаба, — говорит Анна Федорова. Но служба в армии иногда прямо препятствует равному разделению обязанностей в семье — это касается, например, отпусков по уходу за ребенком.
Например, в России мужчина может уйти в такой отпуск, а вот военнослужащий мужского пола в целом не имеет такого права. Ему могут предоставить дополнительный отпуск сроком до трех месяцев в случае смерти жены при родах, а также если он воспитывает одного или нескольких детей до 14 лет без матери. К слову, ЕСПЧ признал, что российское законодательство дискриминационно по отношению к мужчинам-военнослужащим в части отпуска по уходу за детьми.
В США наличие отношение к таким отпускам различается от штата к штату, хотя федеральный закон дает отпуск только матерям. Однако с конца 2021 года все родители-военнослужащие получили право на 12-недельный семейный отпуск для ухода за новорожденным (за исключением ВМФ и Корпуса морской пехоты). Это поможет семьям военнослужащих лучше справляться со стрессами, связанными с особенностями службы, считают сторонники инициативы.
Стеклянный потолок
Не смотря на усилия стран в создании равных условий службы для всех, разрыв на высоких армейских позициях между мужчинами и женщинами все еще велик. Женщины занимают всего четверть (6 из 23) ключевых позиций в Пентагоне. В Вооруженных силах России служат в 2020 году насчитывалось свыше 41 000 военнослужащих-женщин, из них около 4000 офицеров, в том числе 44 полковника и только одна генерал.
Ни в США, ни в России женщина никогда не была министром обороны. Совместное исследование университетов Кентукки и Индианы показывает, что на эту должность скорее назначат женщину, если страна рассматривается в качестве «мирной», но если военный бюджет у государства существенный или же ведутся боевые операции, управлять ими, скорее всего, будет мужчина. В 2020 году пост министра обороны женщины занимали в 21 стране Европы, Азии и Африки.
Основу для успешного продвижения по армейской карьерной лестнице дает военное образование, но в России мест учебы для девушек не очень много, а конкурс традиционно высок. В 2021 году в отечественных военных вузах на одно место претендовали 20 девушек и 8 юношей.
Вариантов интеграции женщин в вооруженные силы сегодня много, но далеко не все правительства готовы дать женщинам, стремящимся к военной службе, равные с мужчинами возможности. Изменить ситуацию могла бы профессиональная армия, ведь если она комплектуется не по призыву, для выполнения норм численности выгодно давать возможность трудоустройства более широкому кругу лиц.