Ролевая модель из XVI века: как герцогиня Клод де Рец представляла французскую корону
«Мир перевернулся с ног на голову»
Клод Катрин де Клермон родилась в замке Дампьер в 1540 году (по другим данным, в 1543 году). Это было непростое время: французский король Франциск I приказал преследовать все формы «ереси», начал репрессии против протестантов и стал абсолютно нетерпим к разного рода новым идеям. В обществе царило напряжение, однако семью де Клермон преследования не коснулись.
Родители Клод не только были знатными людьми, но и обладали богатством и влиянием. Отец, Клод де Клермон, воспитывался вместе с королем Франциском, а его предки участвовали в военных кампаниях французской короны. Мать, Жанна де Вивонн, была образованной женщиной и имела связи при дворе. После смерти мужа в 1545 году она приняла решение покинуть фамильный замок и вместе с дочерью отправиться ко двору. Жанна имела хорошую репутацию, ее ценили в королевской семье, поэтому и Клод приняли благосклонно: девочка воспитывалась с королевскими детьми.
В эпоху Возрождения девочки редко получали образование наравне с мальчиками, но Клод была исключением. Она любила литературу, особенно поэзию, сама сочиняла стихи (на сегодняшний день они утеряны), интересовалась наукой, а еще играла на лютне и, как говорят, прекрасно пела, рассказывает исследователь Ролан Гийо, обладатель докторской степени по французской литературе. По его словам, Клод помимо родного французского, выучила в совершенстве еще три языка — греческий, итальянский и латынь. По другим данным, Клод также свободно владела испанским.
Отношение к образованным женщинам у ее современников было настороженным и даже враждебным. Философ Эразм Роттердамский сокрушался: «Мир перевернулся с ног на голову, монахи не умеют читать, а женщины посвящают себя книгам». А поэт Пьер де Ронсар замечал, что «хрупкие женщины, которые должны управлять домом и являться хранительницами очага, тщетно истолковывают значение Евангелия».
Жена — вознаграждение для хорошего слуги
Клод наравне со своими современницами пришлось столкнуться с предупреждениями из-за своего пола. Несмотря на интеллект и образованность, она должна была прежде всего не реализовать свой потенциал, а заключить выгодный для своей семьи брак. В 16 лет Клод вышла замуж за Жана д'Аннебо и стала герцогиней де Рец. «В то время было принято вознаграждать хороших слуг короля, предлагая им в жены молодых девушек высшей знати. Брачный контракт, подписанный в Пуатье 28 апреля 1558 года, свидетельствует об очень большом состоянии Жана. Сам он был честным человеком, но лишенным гения. Клод его не любила», — писала исследовательница Мари-Генриетта Решу.
В 1562 году Клод овдовела: ее муж погиб в сражении между католиками и протестантами во время Первой гугенотской войны. После его смерти герцогиня получила больше независимости. В этот период она привлекла внимание королевы Екатерины Медичи, которая после смерти старшего сына Франциска II в 1560 году стала регентом при другом сыне, 11-летнем Карле IX и фактически единоличным правителем.
Одной из главных задач королевы было положить конец конфликту между католиками и протестантами. Противостояние двух религиозных партий ослабляло Францию и заодно королевскую власть. Во главе католиков стоял влиятельный герцог де Гиз, во главе протестантов — принц Конде, но Екатерина приняла решение действовать не через мужчин-политиков, а через женщин, таких же решительных, как она сама. Медичи окружила себя девушками из высшего света, которых принято называть «летучим эскадроном королевы». Екатерина посчитала, что Клод должна была стать его частью.
Во главе летучего эскадрона
«Эскадрон состоял из красивых женщин, умных и образованных, имеющих влияние в политике, искусстве и литературе. Эти девушки — украшение всех представлений и светских вечеров. Без них не обходится свадьба, прием правителей или великих особ. Они стали для Екатерины Медичи оружием. При этом никаких распутств и вакханалий — это королева ненавидела. Забеременевшие женщины рисковали оказаться пожизненно запертыми в монастыре», — рассказывает исследовательница Мари-Генриетта Решу.
«Эскадрон» занимался государственными делами, заключением договоров между противоборствующими сторонами, интригами и шпионажем. Для Клод это было шансом построить политическую карьеру вопреки предрассудкам и наконец проявить себя. Вместе с другими девушками она сопровождала королеву-мать в дипломатических путешествиях, в том числе в двухлетней поездке по Франции с королем Карлом IX. Де Рец не боялась опасностей и несколько раз лично ездила на переговоры с главами противоборствующих религиозных лагерей.
Конфликты между гугенотами и католиками не стихали. Чтобы символически примирить стороны, королева благословила брак своей дочери, католической принцессы Маргариты де Валуа, и короля-протестанта Генриха IV Наваррского. В 1572 году в Париж съехались гости на торжества, однако лидер католиков де Гиз приказал убить одного из знатных гугенотов, адмирала Колиньи. Колиньи был ранен. Протестанты были возмущены и требовали наказать виновников. В ответ королевский двор, и в частности король Карл IX, устроил в Париже резню гугенотов — она вошла в историю как Варфоломеевская ночь. Де Рец с риском для жизни спрятала в гардеробе своего дома одного из протестантов, который попросил у нее убежища.
В 1573 году герцогиня выступила переводчиком королевской семьи во время переговоров с Польшей, королем которой должен был стать младший сын Екатерины Медичи Генрих III. Клод произнесла от имени Екатерины речь на латыни перед польским епископом. Ее выступление поразило слушателей. Писали, что Клод говорила «с таким же совершенством, чистотой и ясностью, как первые и наиболее красноречивые ораторы Афин и Рима».
Отношения братьев — Генриха III и Карла IX — были крайне натянутыми. Герцогиня де Рец, однако, имела дружеские отношения с Генрихом и вела с ним личную переписку, которая вызвала гнев Карла IX. Положение при дворе и благополучие Клод оказались под угрозой, но в 1574 году Карл IX скоропостижно скончался от туберкулеза, и Генрих стал новым королем Франции.
Не только политические игры
У Клод де Рец, как и у других дам высшего света, были определенные привилегии, недоступные для менее знатных женщин. Де Рец умело использовала положение, чтобы проявить себя и продемонстрировать, что может наравне с мужчинами заниматься и языками, и политикой. Постепенно герцогиня стала ролевой моделью для других знатных женщин своей эпохи. Французская поэтесса Мария де Ромье, выступая за равенство полов, приводила в пример Клод и называла ее десятой музой и четвертой грацией. По словам Решу, де Рец превратилась в «воплощение интеллектуальной эмансипации женщин XVI века в высшем обществе».
Клод много времени уделяла искусству. С 1567 по 1603 год она держала светский салон неподалеку от королевского дворца — и стояла у истоков этой традиции. «Французские салоны обычно характеризуются как нечто новое в «женской истории». Салоны стали ознаменованием полного разрыва со строгими манерами французского двора», — пишет исследовательница Джули Кемпбелл. Через салоны женщины могли влиять на социум и на литературу.
У герцогини де Рец собирались «самые прекрасные умы той эпохи, особенно поэты, но также художники и музыканты, философы и политики», рассказывает исследователь Ролан Гийо. Де Рец общалась с одаренными женщинами своей эпохи. Каждой был присвоен псевдоним, взятый из античной мифологии. Поэт Амадис Джамин прославляет Клод в четвертой книге своих «Поэтических произведений», называя ее Артемидой в честь бесстрашной богини охоты.
Герцогиня также выступала в роли мецената. В 1570 году была создана академия поэта Жана-Антуана де Баифа и музыканта Тибо де Курвиля. Это была своего рода творческая организация, где артисты могли обмениваться мнениями и обсуждать свои произведения. Клод стала одним из покровителей академии и даже училась там сама. Для нее сделали исключение — обычно в академию женщины не допускались.
Герцогиня Клод Катрин де Рец умерла в 1603 году в Париже. Сегодня о ней вспоминают редко, в том числе и на родине: научных работ, посвященных герцогине, крайне мало. Однако Клод стала примером для женщин высшего общества своего времени, показав, что они могут заниматься искусством и политикой наравне с мужчинами.