Вышивка, дети, колючая проволока: как жили женщины в ГУЛАГе

Платье для допросов
Историк Валентина Антонова (Буханевич) работала в отделе древнерусского искусства Третьяковской галереи. В 1938 году она была арестована по делу искусствоведа Алексея Некрасова (тот был приговорен к десяти годам заключения по 58-й статье — «за контрреволюционную деятельность»).
По семейной легенде, Антонову задержали в театре. Следствие длилось год, за это время она содержалась как минимум в трех московских тюрьмах, и поскольку единственной одеждой Валентины Ивановны было это «театральное» платье, надевала она его только на допросы, в камере обходясь бельем. Несмотря на попытки его сберечь, платье ветшало: на его изнанке насчитывается более 20 заплат из разных тканей, от случайных лоскутов до полотенец, и почти десяток разных ниток для штопки.
После года следствия Валентина Антонова была освобождена.
Тряпичный клоун
В одном из интервью Коммунэлла Маркман вспоминала, как отец учил ее: «Чтобы не радовать врагов, никогда не вешай нос». В начале 1940-х она участвовала в молодежной подпольной организации «Смерть Берии». В 1948 году все члены этой организации были арестованы и приговорены к 25 годам лагерей. Во время ожидания приговора в тбилисской тюрьме Маркман, чтобы подбодрить соратников, объявила конкурс на лучший анекдот. Победителям передавали подарки, но этого самодельного тряпичного клоуна она отдать «не решилась» и оставила себе — так он ей понравился.
Элла Маркман отбыла семь лет в Интинском лагере, работала на лесоповале и на стройке.
Сказка о зайке Андрюшке — серенькие ушки и его маме
На обороте первого листа этой книги находится посвящение: «Вырастешь, Зайчик, узнаешь... Нашему очень-очень дорогому малышке от уже взрослых и горячо любящих тебя и твою маму друзей».
Книга была сделана в подарок для маленького Андрея Фирсова. В 1949 году его мать, ассистента кафедры политэкономии ЛГУ Софью Фирсову, арестовали, когда она была на пятом месяце беременности. За «участие в троцкистско-сионистской группе ЛГУ» она была приговорена к десяти годам заключения. Ребенка, родившегося в тюрьме «Кресты», разрешили отдать на воспитание родственникам; муж после ареста с ней развелся.
Книга была изготовлена в переплетной мастерской ОЛП-6 (ОЛП — «отдельное лагерное подразделение») в Инте (Коми) 25 ноября 1953 года. Автор текста — Коммунэлла Маркман, оформление Людмилы Васильковской.
В 1956 году Софья Фирсова была реабилитирована, в 1970 году защитила докторскую диссертацию, с 1972 года — профессор кафедры экономических связей. Опубликовала около 60 научных работ по экономике.
Вязаные рукавички
Любовь Травникова также была арестована на пятом месяце беременности и осуждена на десять лет. В тюремной больнице ей сделали аборт. Затем она заболела раком. Эти миниатюрные рукавички, связанные иголками для шитья, она перед своей смертью в 1952 году подарила Алле Березкиной, с которой отбывала срок в Ангарском лагерном комплексе. Березкина была арестована за пособничество оккупантам в Кисловодске (работала техником на телефонной станции, «обслуживавшей немецкие части») — она и сохранила рукавички.
Образцы вышивок
Зинаида Усова была арестована в 1938 году после расстрела ее мужа Константина — с ним она познакомилась в Комиссии по содействию в организации похорон Ленина, оба работали в системе Госкино. Как «член семьи изменника родины» осуждена на восемь лет лагерей и этапирована в Темниковский лагерь в Мордовии. Там Усова организовала вышивальное производство. На этом полотне — 13 образцов вышивки для «украинских» рубашек.
Позже Усову еще дважды этапировали в разные лагеря, она работала в сапожных и столярных мастерских, во время войны — на заводе по производству мин. После освобождения в 1945 году много переезжала, в том числе вслед за гражданским мужем, который был повторно арестован в 1949 году. Была реабилитирована в 1955-м.
Шкатулка
Бухгалтер Валентина Макаева была арестована в конце 1937 года как член семьи изменника родины — ее мужа Захара Макаева, крупного чиновника, расстреляли по обвинению в шпионаже и подготовке терактов. В разные годы были также расстреляны ее брат и отец, приговорена к заключению мать, а маленькая дочь оказалась в детприемнике (откуда позже ее забрал родственник). Сама Валентина была приговорена к пяти годам исправительно-трудового лагеря.
Часть срока Валентина Макаева отбывала вместе с матерью в знаменитом АЛЖИРе — Акмолинском лагере жен изменников родины в Казахстане. Там и была сделана эта шкатулка, предположительно, из коробки для зубного порошка. Изнутри она обтянута тканью, в оформлении использовано более 12 оттенков нитей.
Вышивки «Букет на окне»
Ирина Угримова — дочь адвоката Николая Муравьева, составителя духовного завещания Льва Толстого. С середины 1920-х она училась и работала театральным художником сначала в Берлине, потом в Париже. Во время войны была участницей французского Сопротивления. В 1948-м вместе с семьей репатриировалась в СССР и в том же году за пребывание за границей и контакты с антисоветскими силами арестована и приговорена к восьми годам исправительно-трудового лагеря. Отбывала срок в лагере особого режима в Инте, где и собрала коллекцию вещей, созданных женщинами-заключенными. Автор этой серии вышивок — с букетом на окне, через которое видно лишь забор с колючей проволокой, — неизвестен.
Ирина Угримова была реабилитирована в 1954 году, работала художником по костюмам в Московском театре оперетты.