«Импульсивность и эмоции — плохие советники»: карьерные советы президента «Ашан»
Одиль Молль — член семьи основателей компании Auchan. Она приехала в Россию из Франции в 2012 году и заняла должность руководителя сектора в российском подразделении Auchan Retail, а позже управляла одним из гипермаркетов в Москве. В январе 2021 года она стала вице-президентом компании в России, а недавно была назначена ее президентом. Одиль Молль также является членом комитета по стратегии Auchan Group. До переезда в Россию она работала менеджером во французской консалтинговой фирме, специализирующейся на цепочках поставок.
Давайте больше полномочий подчиненным и концентрируйтесь на стратегии
Сегодня, с развитием цифровых технологий, мы все постоянно на связи. Это особенно актуально для предприятий розничной торговли, где мы обслуживаем клиентов семь дней в неделю и почти 24 часа в сутки. У многих, помимо десятков звонков, есть десятки групп в мессенджерах, где постоянно обсуждаются какие-то вопросы. Мне кажется, такая скорость — это не всегда хорошо. Если ты руководитель, нужно находить время, чтобы спокойно обдумывать стратегически важные вопросы.
Чтобы сосредоточиться на управленческих задачах, нужно учиться делегировать текущие дела. Это полезно не только для руководителя, но и для команды: помогает людям расти, брать на себя ответственность. Попробуйте дать команде больше полномочий, и вы увидите, что часть проблем легко решается и без вашего вмешательства.
Несите ответственность за все свои решения, но не принимайте их в стрессе
Я стараюсь никогда не принимать решения в спешке и в стрессе. Импульсивность и эмоции — часто плохие советники. Мне кажется правильным сначала проанализировать эмоцию или идею. Как говорят, «с этой мыслью нужно переспать».
Обдумывая что-то, я всегда стараюсь представить худший вариант развития событий и разрабатываю план выхода из кризисной ситуации. В большинстве случаев никакого кризиса не происходит, но мне спокойнее знать, что мы подготовлены.
При принятии решений для меня важна поддержка моей команды и совместная работа. Я понимаю, что не могу знать все — это просто невозможно. Поэтому я всегда опираюсь на компетенции сотрудников и стараюсь растить в них ответственность и критическое мышление. Но важно помнить, что если вы лидер, то вы советуетесь только на этапе принятия решения, а вот когда оно уже принято, вы и только вы полностью несете за него ответственность.
Воспринимайте неудачи как полезные кейсы
Каждая неудача — это опыт, а любой опыт полезен. Мне кажется, правильно обращать неудачи в пользу, разбирать их как обучающий кейс вместе с командой, вместе думать, что можно было сделать по-другому. На ошибке нужно научиться, чтобы больше ее не повторять.
Не думайте, что знаете все лучше всех
Меня окружают люди, которые являются экспертами в своих областях, и я рада, что мне удалось собрать их вместе и увлечь общей целью — развития Auchan в России. На мой взгляд, в этом и заключается роль лидера: ты нанимаешь более компетентных сотрудников, чем ты сам, и поддерживаешь их, помещаешь в атмосферу, способствующую реализации их потенциала, помогаешь им расти, доверяешь, позволяешь совершать ошибки и учиться на них. Бывают руководители, которые думают, что знают все лучше всех. Этим они не только усложняют себе жизнь, взваливая на себя огромную нагрузку, но и лишают себя возможности взглянуть на любую проблему шире, видеть ситуацию с разных углов, пробовать что-то новое.
Обращайте внимание на психологическое состояние сотрудников
Очень важно, чтобы руководитель чувствовал своих сотрудников и внимательно относился к их душевному состоянию, не давал им выгорать. Нужно внимательно относиться к эмоциям каждого, не игнорировать их, а поддерживать человека. Смех — отличный способ для этого. Он помогает расслабиться и отпустить ситуацию.
Конечно, руководитель должен быть требователен к команде, ждать от нее компетентности и результатов. Но это должно сопровождаться доброжелательностью и доверием. Если ваш сотрудник чувствует, что вы всегда доброжелательны и справедливы, он не будет скрывать от вас ошибки, не будет приукрашивать ситуацию, и вы вместе сможете сосредоточиться на решении проблемы.
В новой компании — будьте наблюдателем
Если вы пришли на руководящую должность в компании извне, прежде всего займите позицию слушателя и наблюдателя. Постарайтесь понять культуру, в которую вы пришли, и стать ее частью. Не бросайтесь сразу судить и сравнивать ситуацию с тем, как это происходит в других компаниях, даже если соблазн очень велик. Да, это бывает сложно, многим из нас сразу хочется бежать вперед и решать все проблемы. Но этот период наблюдения очень важен: и чтобы понять, почему все происходит так, как происходит, и чтобы сформировать доверие между вами и командой, выстроить взаимоотношения в коллективе.
В то же время важно не потерять свой собственный взгляд. Свежим взглядом мы сразу же видим все проблемные места и способы изменить ситуацию к лучшему. Я давно в компании, но стараюсь сохранить в себе способность смотреть на какие-то вещи как в первый раз, иначе есть риск «слиться» с организацией и перестать замечать то, что несовершенно.
Не бойтесь резких перемен
24 сентября 2012 года стал поворотным днем в моей карьере — это день, когда я приехала в Россию. Во Франции я находилась в зоне комфорта, у меня был четкий план карьерного роста. А в этот день я пришла в новую для себя профессию, переехала в новую страну, где говорят на языке, которого я не знала, окунулась в новую культуру. Но это был поворот в правильную сторону, к лучшему, к личному и профессиональному развитию. С тех пор я узнала много нового, выучила русский язык. Я каждый день узнаю страну и ее жителей, изучаю потребительские предпочтения и ожидания. Останься я во Франции, мне было бы проще, понятнее, но вряд ли столь же интересно.