«Жизнь ребенка в России предопределена»: как четыре женщины меняют школы в регионах
Неравенство в регионах
Программа «Учитель для России» нацелена на решение проблемы образовательного неравенства. По мнению ее основательниц Алены Маркович, Елены Ярмановой и Анастасии Косниковой, школа — ключевой фактор формирования будущего ребенка: «Только школа может помочь ребенку преодолеть изначальные жизненные обстоятельства, дать мотивацию учиться на протяжении всей жизни, научить принимать решения, получать высшее или прикладное среднее образование, идти работать фермером, водителем или программистом».
В 2013 году Маркович, Ярманова и Косникова окончили факультет международных отношений СПбГУ и осознали, что возможность отучиться в школе 11 классов, поступить в вуз и получить образование за границей для России скорее исключение. «Четверть детей в нашей стране живет в крайне стесненных условиях, а сама Россия — один из лидеров по уровню пространственного неравенства: качество жизни в разных регионах сильно различается. Мы поняли, что жизнь ребенка в России сильно предопределена в том числе и тем, где он географически родился и насколько благополучна его семья. В школах, с которыми мы работаем сейчас, примерно 50% детей после девятого класса идут в 10-й, остальные продолжают свое обучение в колледже или идут работать», — поясняет Алена.
Идея фонда, который помогал бы обеспечивать равенство образовательных возможностей для детей по всей стране, оформилась после того, как основательницы узнали о существовании мировых программ, которые привлекают выпускников престижных вузов преподавать в школах для малообеспеченных семей. Позднее к запуску проекта подключились Ольга Фогельсон и Иван Смирнов, занимавшиеся на тот момент образовательными и социальными проектами в Санкт-Петербурге.
Запустить абсолютно аналогичный проект в России было невозможно — его функционал требовалось существенно адаптировать и пересобрать под реалии российской жизни. Низкий престиж профессии учителя, высокая нагрузка, небольшие зарплаты, дефицит сотрудников — это лишь некоторые из трудностей, характерных для российских регионов и знакомых соосновательницам по личному опыту обучения в школах в 1990-х и 2000-х, рассказывает Фогельсон. «Нам было важно проверить, изменилось ли что-то с тех пор, как мы сами окончили школы. Может быть, там теперь очередь из учителей и такая программа не нужна, — рассказывает она. — Но мы быстро убедились, что изменение отношения к роли учителя отличается от региона к региону». В Москве, по ее словам, уровень учительской зарплаты действительно вырос, а директора в школах могут выбирать сотрудников из большого потока кандидатов. Другая ситуация в регионах, где наблюдается дефицит кадров.
«Мы поняли, что для решения проблемы надо создать прецедент — организовать программу, привлекающую в школы сильных профессионалов с хорошим высшим образованием, с открытыми перспективами на рынке труда, которые могут выбирать — работать ли им в бизнесе или становиться школьным педагогом. Нам хотелось сделать так, чтобы они выбирали быть с детьми, быть учителями», — заключает Фогельсон.
Первые полгода работы над проектом были посвящены «встрече с реальностью». «Мы общались со школами в регионах и поняли, что их реальность сильно различается: зарплатами, трудностями в привлечении учителей, социальным контекстом, который их окружает и появляется вместе с детьми в школах», — говорит Маркович. После шести месяцев основательницы проекта решили сфокусироваться на школах в малых городах и селах, а также на городских школах со сложным «социальным паспортом» — обилием детей из малообеспеченных и неполных семей.
Поиск партнеров
Убедившись, что проект нужен, команда перешла к поиску партнеров. Прежде чем начать поиск и обучение будущих преподавателей, нужно было убедиться, что школы готовы работать с педагогами, творчески подходящими к подаче предмета. «Мы решили принимать в программу [подготовки учителей] и тех, у кого есть педагогическое высшее образование, и тех, у кого его нет, но есть другое высшее, а также компетенции и широкий кругозор. Нам надо было найти школы, которые были бы готовы принять их на работу», — рассказывает Маркович. Основательницы спрашивали школьных директоров, как они отнесутся к тому, что учителя будут иначе ставить парты, решат провести урок на улице или изучить на уроке литературы произведение не из программы. «Директорам также требовалось дать педагогам день на методическую работу — неслыханная роскошь для учителей — и отпускать раз в месяц на учебу. Не все школы были на это согласны, но мы нашли тех, кто согласился», — делится Маркович.
Помощь была необходима не только со стороны школ, но и от местных властей. На этапе пилота поддержку «Учителю для России» дали два региона — Московская и Воронежская области.
«Для подготовки наших учителей мы искали сильного партнера — смелого, знающего передовые технологии, с большим ресурсом и авторитетом. И нашли Институт образования Высшей школы экономики. При его содействии была разработана новая для России программа по модели педагогической интернатуры, которая позволяет готовить к работе в школах выпускников вузов разных направлений», — говорит Маркович.
Программа не смогла бы существовать и без финансовой помощи. «Мы показали программу топ-менеджменту Сбербанка. Она заинтересовала представителей банка и вскоре попала на стол к Герману Грефу — он поддержал идею и согласовал финансирование на запуск», — рассказывает Алена. В 2015 году фонд стартовал при почти 100%-ном финансировании со стороны банка, средства были получены от благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее», их объем не разглашают. Еще одним партнером стал фонд поддержки образования «Дар» (основатель — частный инвестор Никита Мишин), который выделил проекту 500 000 рублей. Кроме того, были использованы личные средства основательниц. Полученные средства позволили расширить и укрепить команду: к проекту присоединился Федор Шеберстов, который выполнял роль CEO программы в первые, решающие для запуска шесть месяцев.
Позже Шеберстов стал первым председателем совета фонда «Новый учитель». Этот фонд был создан Аленой Маркович и Еленой Ярмановой в том же, 2015 году специально для реализации программы «Учитель для России» (сейчас в рамках фонда реализуются также и другие образовательные программы).
Научить учителя
В том же году, подготовив все условия для работы программы, создатели начали поиск и отбор потенциальных учителей. «Нам надо было найти людей, которые решатся серьезно изменить свою жизнь и карьеру, переехать из большого города, чтобы преподавать в региональных школах. Одновременно мы занимались разработкой программы первого летнего института — интенсивного курса подготовки перед выходом в школу», — комментирует Маркович.
Для поиска будущих учителей фонд «Новый учитель» создал команду рекрутинга и отбора. Сейчас в ней работают 11 человек, деньги на зарплату которым выделяют партнеры фонда. «Общаясь с рекрутинговыми агентствами, мы быстро поняли, что поиск сотрудника и привлечение участника программы — два совсем разных процесса. Мы не просто предлагаем людям работу, мы даем возможность реализовать себя в социально важной программе, стать частью сообщества, которое решает проблему образовательного неравенства и работает с детьми», — говорит Маркович.
Поиск будущих учителей происходит в университетах, социальных проектах, волонтерских организациях. Соцсети и спецпроекты в медиа тоже помогают найти кандидатов. Интерес к первому набору программы превзошел ожидания: из «шквала заявок» была отобрана первая группа 40 человек. «Среди будущих учителей были, например, Марина Штойк, работавшая в международном консалтинге, и Ярослав Михалев, который продал гараж, чтобы прилететь к нам из Томска. У нас было ощущение, будто мы очень точно попали в точку, волнующую многих», — делится Алена.
Сейчас лучше всего, по словам Маркович, помогает сарафанное радио — когда те, кто уже пришел в программу, делятся опытом и приводят друзей и знакомых. «Нам важно, чтобы будущий учитель верил в потенциал и способность ребенка развиваться, был готов работать с детьми в партнерской позиции и в позиции безопасного ответственного взрослого. Обучаемость, осознанность, проактивность, способность выстраивать отношения и справляться со стрессом — лишь малая часть компетенций, на которые мы обращаем внимание у кандидатов», — рассказывает Алена.
Обучение педагогов проходит в два этапа. Сначала в Летнем институте будущие учителя знакомятся с контекстом школ, в которых им предстоит работать, с самой профессией, ведут уроки в городском лагере «Территория лета», где набираются опыта в общении с детьми. Затем осенью кандидаты переходят на очно-заочную форму обучения, к которой добавляется практика — работа в школах в качестве учителя. «Каждый месяц мы встречаемся либо региональной группой, либо всем набором, чтобы пообщаться, поделиться опытом, придумать совместные проекты. Ежемесячно методист дает обратную связь по просмотренной видеозаписи урока с участием нового учителя. Также регулярно школы посещает куратор, который наблюдает за работой педагога и дает ему обратную связь», — объясняет Фогельсон.
Второй этап обучения кандидатов состоит из четырех блоков. Первый — «Мастерство учителя», в него входит планирование, проведение и анализ уроков, изучение их предметного содержания. В блоке «Лидерство и коммуникации» кандидатов учат сотрудничать и заботиться о себе, во «Вне урока» — готовить внеурочные мероприятия и активности для детей, родителей и местного сообщества. Финальный блок «Социальный контекст» нацелен на погружение кандидатов в новую среду и адаптацию при переезде. Фогельсон комментирует: «Каждого учителя нужно поддерживать — индивидуально и регулярно. Помогать ставить цели, возвращать в ресурсное состояние. Поэтому четверть всего учебного времени в программе отведена на индивидуальную работу начинающего учителя с кураторами и методистами, то есть применяется коучинговый подход». Обучение происходит за счет партнеров фонда — крупных корпораций, компаний или частных доноров.
Спустя шесть лет у «Учителя для России» 336 выпускников, 90% которых и сегодня продолжают строить карьеру в образовании, причем 15% уже занимают управленческие позиции. Они работают как в региональных, так и в столичных школах, становятся авторами собственных образовательных проектов, директорами и завучами региональных школ, методистами и наставниками для начинающих учителей. Еще более 280 человек участвуют в программе как учителя прямо сейчас. Сама же программа работает в семи регионах России — Калужской, Воронежской, Тамбовской, Новгородской, Нижегородской и Новосибирской областях, а также в Ямало-Ненецком автономном округе.
Финансирование проекта и зарплаты педагогов
Участники программы получают учительскую зарплату и стипендию, которую формирует фонд «Новый учитель». В среднем размер заработной платы в регионах составляет 8000–15 000 рублей за одну полную ставку для начинающего учителя. Исключение — ЯНАО, где стоимость жизни выше и зарплата учителя достигает 50 000 рублей. «Зарплата начинающего педагога в региональной школе все еще очень низкая, и без стипендии наши кандидаты не смогли бы позволить себе такую работу. Мы выплачиваем участникам стипендию 20 000 рублей, тем, кто решается на переезд — дополнительно еще 15 000 в качестве компенсации расходов на аренду и транспорт», — говорит Алена. Стипендии выплачиваются из бюджета региональных министерств образования. Расходы на переезд покрываются за счет доноров.
С 2016 года начался поиск устойчивой модели финансирования фонда, и сейчас в большинстве регионов она построена по следующему принципу. Сбербанк в лице фонда «Вклад в будущее» выступает федеральным стратегическим партнером и покрывает от 20% до 60% затрат стоимости программы в регионе. До 20% в виде софинансирования или полного покрытия стипендий учителей-участников выделяют региональные власти. Еще от 20% до 60% обеспечивают локальные доноры, заинтересованные в работе программы в конкретном регионе или школе. Партнерами фонда «Новый учитель» стали Группа «Сибантрацит», ПАО «Новатэк», Выксунский металлургический завод — ОМК, Группа ЭПМ, «Ростелеком», «Рыбаков фонд», ООО «Хасслахерлес», компании Netwell, Unity, Луис+ и ОМС. Еще один важный ресурс фонда — частные жертвователи и попечители программ фонда.
За шесть лет объем фонда вырос более чем в пять раз — с ростом количества участников и выпускников и появлением новых программ — и в 2021 году составит более 300 млн рублей.
«Внешняя оценка школ — это механизм контроля, но не поддержки»
После запуска основательницы программы столкнулись с другими трудностями, свойственными для российских школ.
Одна из них — отсутствие у педагогических коллективов понимания собственной миссии. «Директора, завучи, школьные учителя часто чувствуют себя исполнителями некоего госзаказа, нежели лидерами организации, которую они развивают совместно, осмысляют, двигают вперед, учась на ошибках и помня о своих целях, — комментирует Маркович. — Дети и их родители почти не участвуют в развитии школ, что делает образовательные учреждения местом с недостатком смысла. Дети задаются вопросом, зачем им это все, а у взрослых нет на него честного и осмысленного ответа».
Еще одна сложность заключается в наличии только двух инструментов оценки качества работы школ — результатов ЕГЭ и ОГЭ. Однако Маркович убеждена: внешняя оценка школ — это механизм контроля, но не поддержки и развития: «Если в школе выявлены проблемы, то она столкнется с санкциями и не получит помощи — методической поддержки, поддержки в привлечении сильных специалистов, инструментов для самоанализа, всего того, что способно реально изменить качество образования в лучшую сторону. Как следствие, увеличивается распространение деструктивных практик — помощи детям в написании работ и сдаче экзаменов, подделывания результатов. Такие методы работают не на решение, а на сохранение проблем».
Основательницы программы «Учителя для России» столкнулись и с перегруженностью учителей. «Из-за низких зарплат учителя редко работают на одну ставку — берут полторы, две и даже больше. Это мешает им качественно готовиться к урокам, восполнять свой ресурс и, следовательно, становится причиной выгорания», — поясняет Алена. Она ссылается на международное исследование TALIS (Teaching and Learning International Survey, Международное исследование учительского корпуса по вопросам преподавания и обучения; проводится под эгидой Организации экономического сотрудничества и развития, в России координируется Федеральным институтом оценки качества образования). Согласно его данным, загрузка российских педагогов — одна из самых высоких в мире, если считать все часы, в том числе уходящие и на бумажную работу. «Один из наших выпускников недавно задался вопросом: как сделать так, чтобы у простого учителя появилось время на чтение книг? Этот вопрос очень отрезвляющий в своей простоте. Мы должны сделать так, чтобы у людей появилась возможность развиваться и восполнять свои ресурсы», — говорит Маркович.
Особое внимание, отмечает Алена, следует уделить и программам повышения квалификации для действующих учителей: хотя их число на бумаге довольно велико, качество работы с людьми на сегодняшний день низкое, и большинство воспринимает это обучение как формальность. «Бросается в глаза нерешенный вопрос — как работать массовой школе с большим количеством детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья. — Forbes Woman). Такая работа требует дополнительных специалистов — психологов, логопедов, дефектологов, тьюторов. Эти ученики нуждаются в большем внимании, но у школ нет ресурсов на это», — говорит Алена.
Отдельной группой стоят дети-инофоны — ученики из семей, недавно переехавших в Россию и еще не знающих языка на должном уровне. Для работы с ними в 2019 году на базе фонда «Учитель будущего» была создана программа «Одинаково разные». Ее цель — помочь детям с миграционным опытом социализироваться в новой стране и лучше изучить язык. «Мы формируем список школ с высоким процентом детей-инофонов. От каждой такой школы формируется команда из трех учителей, которые проходят особое обучение и начинают вести занятия для детей по «русскому как иностранному». Педагоги, которые ведут такие уроки, получают гранты», — говорит Маркович. Сейчас программа «Одинаково разные» работает в школах Калужской и Новосибирской областей, по ней учатся более 1000 детей.
Во время пандемии педагоги «Учителя для России» организовали онлайн-школу по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ для детей из малообеспеченных семей. Ее главная особенность — тьюторское сопровождение: ученики могут получить поддержку от преподавателя и с его помощью справиться со стрессом и неуверенностью в себе, составить план обучения и дальнейшего образования.
В сентябре 2021 года при поддержке частного жертвователя запустилась программа по перезапуску служб социально-психологической поддержки в региональных школах.
Есть задумки и по проектам, нацеленным на сохранение национальной идентичности и культуры. Несколько выпускников «Учителя для России» работают в Дагестане и реализуют специальные программы для детей, чей родной язык — нерусский. В будущем, уточняет Фогельсон, «Учитель для России» планирует разработать особые программы по сохранению культуры народов Севера.
Проверка боем во время пандемии
Локдаун и ограничительные меры стали для проекта испытанием. Большую часть работы — рекрутинг, Летний институт, программы сопровождения — пришлось перенести в онлайн. Новые условия работы показали, что некоторые элементы обучения в онлайне удается давать более качественно, но для других (например, занятий про формирование сообщества или работы над общими смыслами и ценностями) офлайн остается незаменимым.
Финансовых потерь из-за локдауна не случилось: несмотря на пандемию, фонду удалось сохранить всех доноров, а онлайн-режим даже помог высвободить часть ресурсов для работы над новыми проектами.
Например, в Калужской области «Учитель для России» помогал переводить школы на дистант. За время пандемии команде «Учителя для России» пришлось не только обучать школьных директоров работе в программах Zoom, Miro и Preza, но и самим учиться планированию онлайн-уроков. Чтобы помогать учителям настраивать компьютеры и работать в онлайн-программах, создали волонтерский центр. Разработали классные часы для онлайна. Создали в VK канал «Скинь Мяч», в котором учителя вели для детей передачи, мастер-классы, читали «сказки на ночь». Подготовили и распространили информационные карточки о мерах эпидемиологической безопасности. Так как в Калужской области проживает большое количество семей мигрантов, эти карточки перевели на пять разных языков.
«Это были очень интенсивные две недели отстраивания процессов и три месяца их поддержки. Конечно, переход случился не везде одинаково гладко. Где-то учителя и ученики впервые столкнулись с платформой Zoom, где-то интернет-соединение не позволяло качественно вести уроки и так далее. Но при этом в очень сложный кризис дети в 340 школах имели возможность учиться, готовиться к экзаменам, чувствовать, что они не одиноки. И еще для меня это уникальный пример партнерства благотворительного фонда и регионального Министерства образования — кажется, только так и могут происходить качественные системные изменения», — говорит Фогельсон.
Не только преподавание
Сейчас фонд запускает новую программу с рабочим названием «Директор для России». По словам Ольги Фогельсон, это связано с тем, что выпускники программы доросли до назначения на должности директоров и завучей школ. Этой осенью выпускники должны занять руководящие роли как минимум в пяти школах. «Быть управленцем в простой региональной школе, а тем более в малокомплектной сельской, которые часто выбирают наши выпускники, — задача очень сложная, — делится Фогельсон. — Мы ставим перед собой цель разработать программу обучения и сопровождения таких специалистов. И вместе с нашими выпускниками посмотреть на школу под новым углом — с точки зрения управленческой команды, которая хочет преобразовать школу. Какие здесь есть основные возможности? Барьеры? Как их преодолеть? За счет чего школа может перестроиться и выйти на новый уровень развития? Искать ответы на эти вопросы мы будем в рамках новой программы».
Для обычных учителей разрабатывают образовательную программу, которая научит их подходам и методикам «Учителя для России». По оценкам соосновательниц, запрос на нее есть и у школ-партнеров, и у региональных властей. «Для нас это возможность распространить наши практики на более широкую учительскую аудиторию и помочь регионам сформировать профессиональное сообщества учителей, объединенных ценностями гуманистической педагогики и оснащенных инструментами для того, чтобы добиваться с детьми хороших результатов», — говорит Маркович.
Еще одно направление, которое интересует соосновательниц фонда, — все, что связано с развитием школьного самоуправления и ученической самостоятельности. «Нам кажется важным запустить в школах механизмы реального участия детей в развитии школ и мест, в которых они живут. Важно, чтобы школа превратилось из учреждения, придуманного взрослыми для детей, в заведение, присвоенное и осмысленное детьми и развивающееся с учетом их интересов и потребностей», — рассказывает о планах программы Алена.
Частично это реализуется уже сейчас: фонд разрабатывает подход к реновации старых школьных зданий, при котором поучаствовать в проектировании новых пространств смогут ученики. В помощь им соосновательницы планируют привлечь волонтеров из числа профессиональных архитекторов и дизайнеров. Регион же выделит на конкурсной основе субсидии для того, чтобы наиболее удачные проекты были реализованы.