Исследование: 60% россиянок считают, что расходы на беременность — забота мужчины
Беременные женщины в России плохо оценивают вовлеченность будущих отцов в беременность, не уверены, что те получают какую-либо информацию о беременности, не планируют партнерские роды и не надеются на то, что отец ребенка уйдет в декретный отпуск. К такому выводу пришли авторы исследования, проведенного сервисом для беременных и членов их семей AMMA Pregnancy Tracker. Результаты опроса есть в распоряжении Forbes Woman.
«Цель этого исследования — проанализировать понимание беременной женщиной семейной роли и вовлеченности отца будущего ребенка в вопросы беременности, а также выявить региональные социокультурные различия в этом вопросе», — комментирует координатор исследования, кандидат социологических наук Мария Бурлуцкая. Она отмечает, что обсуждение беременности обычно сфокусировано на его результате — рождении ребенка и подготовке к родительству, в то время как переживания женщины, роль мужчины и отношения будущих родителей остаются в тени.
Вовлеченность будущего отца
Вовлеченность отцов в беременность российские женщины оценивают в среднем на 3,9 балла по пятибалльной шкале — это даже ниже, чем в среднем по Африке. Среднемировая оценка — 4,1. Самая высокая — в Азии и Северной Америке (4,2).
Только 40% российских беременных женщин оценивают вовлеченность будущих отцов на «пятерку». В среднем в мире такую оценку ставят 51% беременных, больше всего — в Северной Америке (69%).
Выше оценивают вовлеченность отца ребенка в беременность те россиянки, которые состоят в официальном браке, — средняя оценка 4,1 по пятибалльной шкале против 3,5 у не состоящих в браке. Это общемировой тренд, но в России он проявляется особенно сильно. Кроме того, во всем мире наиболее высоко вовлеченность будущих отцов оценивают беременные в возрасте до 30 лет. Этот показатель также выше для пар, в которых женщина беременна впервые.
Несмотря на столь низкие оценки вовлеченности, только 57% россиянок хотели бы ее повысить. Это существенно ниже, чем в целом в мире (82%). Самый высокий показатель среди регионов — у Африки (89%).
При этом 46% беременных женщин в России считают, что беременность улучшила их отношения с отцом ребенка. Это чуть больше, чем в остальных странах Европы (42%), но меньше, чем в целом в мире (52%). Об ухудшении отношений сообщили 9% россиянок, тогда как в мире этот показатель выше (14%). Хуже всего дела обстоят в странах Латинской Америки и Карибского бассейна: там в результате беременности отношения партнеров ухудшаются в 18% случаев.
Информированность будущих отцов
20% российских женщин не знают, получает ли отец ребенка какую-либо информацию о беременности. Почти такая же ситуация в Европе и в целом в мире. Выше всего этот показатель в Северной Америке (37%).
37% россиянок и вовсе уверены, что никакой информации будущий отец не получает, — и это больше, чем в Европе (29%) и в мире в целом (24%).
Только 43% женщин смогли назвать источники информации о беременности, которыми пользуются будущие отцы. По наблюдениям женщин, главный источник информации о беременности для отцов — родственники. В топ-3 источников также входят друзья и видео в социальных сетях; это характерно для всего мира.
Финансовое обеспечение
Разделить расходы на беременность поровну готовы только 36% российских женщин. В Европе этот показатель составляет 68%, в среднем в мире — 54%. Самый высокий показатель — в Северной Америке (73%).
Большинство российских женщин (60%) считают, что финансовые вопросы должен взять на себя отец ребенка — преимущественно (39%) либо полностью (21%). Эти показатели в России выше, чем в среднем по Африке и в среднем по Азии, не говоря уже о странах Европы и Северной Америки.
При этом 65% беременных женщин хотели бы, чтобы отец ребенка работал удаленно и больше находился дома. Это мировой тренд, связанный с влиянием пандемии.
Роды
37% беременных женщин в России хотели бы, чтобы отец ребенка присутствовал на родах. Это существенно ниже, чем в мире в целом, где 78% беременных женщин хотели бы присутствия отца на родах. Выше всего этот показатель в Северной Америке (90%), а также в Латинской Америке и странах Карибского бассейна (87%).
Но как часто это желание реализуется? Только 9% россиянок уверены, что их партнеры будут присутствовать на родах. В мире этот показатель составляет 46%. Выше всего этот показатель в Азии (78%).
Из того небольшого числа женщин в России, которые хотели бы участия отца в родах (9%), только 65% подразумевают его присутствие непосредственно в палате. Для 31% россиянок «партнерские роды» — это присутствие отца ребенка в роддоме. В среднем по миру 79% женщин ожидают, что отец ребенка будет присутствовать во время родов в палате. В Северной Америке — 96%, в Африке — 68%.
После рождения ребенка
Только 32% россиянок считают, что отцу тоже нужен отпуск по уходу за ребенком. Это в два раза ниже, чем в Европе. Больше всего сторонниц «отцовских декретов» в Азии и Африки — по 69% опрошенных женщин.
В том, что отец ребенка возьмет декретный отпуск, уверены только 4% беременных женщин в России — это один из самых низких показателей в мире. Впрочем, в реальности, по данным ФСС за 2018 год, в России отпуск по уходу за ребенком оформляют и вовсе только 2,1% отцов. В среднем во всем мире 40% женщин сообщили, что отец ребенка уйдет в отпуск по уходу за ребенком, чаще всего — в Азии (43%).
Самое распространенное представление о продолжительности отпуска по уходу за ребенком для отца — несколько недель (50% опрошенных). В этом Россия совпадает с большинством стран мира.
18% женщин в России знают про возможность послеродовой депрессии у отца ребенка. Невысокая осведомленность об этом явлении объединяет женщин России с женщинами всего мира.
В исследовании приняли участие 19 746 женщин из 171 страны мира, из них 2773 — из Европы, в том числе 827 — из России.