«За пределами Садового кольца все не так хорошо»: как прошел саммит Forbes Woman Day
29 сентября в Москве прошел Forbes Woman Day — первый международный саммит о гендерном равенстве в бизнесе, политике, обществе, мире. Это международное мероприятие, которое уже несколько лет проводит глобальный ForbesWomen: собирает женщин со всего мира, чтобы обсудить глобальные проблемы. В России подобный форум прошел впервые. Генеральным партнером мероприятия стало ПАО «Сбербанк».
«Когда ты сегодня в России делаешь любую вещь про женщин — будь то журнал Forbes Woman, или вот такой форум, или рейтинг лучших компаний для женской карьеры, тебе задают один и тот же вопрос: «А зачем? Кому это надо? Ведь у нас гендерное неравенство есть только в Африке и мусульманских странах». Я очень надеюсь, что за сегодняшний день нам удастся развенчать этот миф: нет, то, что мы видим в пределах Садового кольца, — это не то, что есть по всей России, — сказала в приветственной речи главный редактор Forbes Woman Юлия Варшавская.
Об этом же говорила на сессии «Новая корпоративная этика, или как работают лучшие компании для женской карьеры в России» хедхантер и HR-консультант Алена Владимирская: «Представьте человека, который руководит каким-нибудь региональным подразделением крупной корпорации. К нему приходят из головного офиса: «А вот сейчас тебе нужно развивать историю про женщин», а он такой: «Ну… давайте сделаем для них команду КВН!» Впрочем, Diversity&Inclusion постепенно превращается из формального показателя в инструмент повышения финансовой эффективности компании — об этом свидетельствует и опыт участников рейтинга 25 лучших компаний для женской карьеры, который был представлен на сессии.
О том, что участие женщин в принятии решений делает эти решения справедливее и эффективнее, говорили и на сессии «Женщина в политике: станет ли женщина президентом в России». На вопрос, вынесенный в название, ответ даже не искали — спор разгорелся о более насущном вопросе: о том, почему до сих пор не принят закон о домашнем насилии. «Главный тезис нашей государственной политики: кто сильный, тот и главный… Чтобы закон был принят, президенту должны положить на стол цифры о количестве жертв домашнего насилия, и он, подписав закон, должен признать, что существует эта беда. А как признать, что это беда, если это одна из традиционных — не ценностей, нет: привилегий мужчин? Прогресс идет, а механизм управления нашим государством буксует», — объяснила бывший депутат Госдумы, журналистка Оксана Пушкина.
Буксует и школьное образование, которое наравне с семьей и обществом вносит вклад в формирование гендерных стереотипов. Это одна из причин, по которой до сих пор не достигнуто гендерное равенство в науке, особенно в STEM, несмотря на все успехи женщин-ученых. «Если посмотрим на наши учебники, то букварь 2021 года от букваря 1959-го ничем не отличается: мама моет окна, сестра готовит еду, а папа на работе… Мне кажется, сейчас должен быть призыв к Академии наук, к Министерству образования и науки и к Министерству просвещения: провести четкий антидискриминационный аудит школьных учебников», — предложила старший инвестиционный директор АФК «Система» и президент благотворительного фонда «Система» Оксана Косаченко в ходе дискуссии «Женщины в науке и технологиях: от роботов до «Спутника V». Есть ли неравенство в точных специальностях?».
Разговор об образовании зашел и на сессии «The Changes & The Changemakers», посвященной тому, как глобальные тренды реализуются в России. «Мы пытаемся внедрять в школах уроки информатики, занимая то время, которое отведено на предмет «Технология». В советское время это были уроки труда: девочки варили борщ, мальчики делали на станках табуретки, а потом съедали борщ у девочек. Казалось, что это нормально, потому что сам быт тогда был сложнее и требовал всех этих навыков. Я узнала, что сейчас во многих московских школах мальчики на предмете «Технология» занимаются информатикой, а девочки готовят! Вы можете себе представить? Это первое, что нужно убить на корню!» — заявила генеральный директор «Яндекса» в России Елена Бунина.
Вопросу о том, как гендерное равенство реализуется на уровне компаний, была посвящена сессия «Новый мир D&I. Гендерная повестка в корпоративной культуре и политике брендов». «Если посмотреть, кто управляет бизнесом в США, то это в основном юристы — большинство CEO имеют юридический бэкграунд. Английский бизнес управляется финансистами. В России люди, которые управляют бизнесом системно, — это производственники. И проблема в том, что в среде этих производственников женщин меньше всего», — поделилась своим наблюдением партнер, руководитель направления инвестиций и рынков капитала, член правления, КПМГ в СНГ Лидия Петрашова.
При этом на сессии «Батл: Сложные вопросы о феминизме для простой жизни» был затронут вопрос о том, возможен ли вообще «корпоративный феминизм» и что происходит с фем-повесткой, когда идеи, впервые высказанные низовыми активистками (часто с риском для свободы, здоровья и жизни) начинают звучать из уст статусных спикеров. «Нужно ли помещать на глянцевые обложки активистские идеи? Нужно ли притворяться, что ты за все хорошее против всего плохого? Не является ли это способом ухода от налогов и способом понравиться аудитории? Наша редакция путем проб и ошибок пришла к выводу, что «притворный» активизм лучше, чем его отсутствие. Что наличие дискуссий лучше, чем отсутствие разговора как такового», — сказала главный редактор издания Wonderzine Юлия Таратута.
Женщины пока еще составляют меньшинство на руководящих постах коммерческих компаний, зато лидируют в НКО. Отнестись к этому факту критически предложила на сессии «Женское значит социальное» главный редактор журнала «Домашний очаг» Наталья Родикова: «Хорошо ли, что в социалке много женщин? Да. Хорошо ли, что там мало мужчин? Нет. Потому ли это, что женщины более чуткие и у них есть «ген добра»? Первое — да, второе — нет. Мужская гендерная социализация, когда мальчики с детства сталкиваются с запретом на эмоции, на игры, в которых можно отработать какие-то эмпатические модели поведения, приводит к тому, что они вырастают в мужчин, не умеющих чувствовать… Они не понимают, что происходит с другим человеком, они не всегда видят беду. Вопрос не в том, свойственно ли им это от природы, а в том, дали ли им такую возможность».
Об эмпатии и эмоциях зашла речь и во время дискуссии «Женщины в спорте. Почему важно ломать стереотипы и открывать новые возможности». «Я стараюсь не читать комментарии, но бывает, что получаю не очень приятные, причем в основном от мужчин. Расстраивает, что не можешь понять: ну неужели вы нас так не любите? Мужчины женщин просто отторгают», — поделилась футбольный судья и футболистка Анастасия Пустовойтова.
Другая болезненная тема — харассмент — была затронута на сессии «Женщины в праве». «Когда в какой-то момент люди начали рассказывать о пережитых случаях насилия — в рамках движения #MeToo, флешмоба #янебоюсьсказать, — те, кого они упоминали в своих рассказах, начали заваливать их диффамационными исками… Женщины не хотели кого-то наказать, они хотели получить поддержку. Даже психотерапевты говорят, что, описывая негативный опыт, вы возвращаете себе контроль над своей жизнью. А потом, представьте, вам надо сказать, что это все неправда — потому что так решил суд. Вы не можете произносить слово «побои», вы не можете говорить, что вас изнасиловали», — рассказала партнер, руководитель практики семейного права BGP Litigation и президент благотворительного фонда «Юристы помогают детям» Виктория Дергунова.
Не обошли спикеры саммита и тему гендерных квот и «позитивной дискриминации». Блогер Ксения Дукалис на сессии «Женщины и время. Как в разные эпохи женщины строили свой бизнес» объяснила, чем они могут быть полезны, на примере кинематографа: «В Корее в какой-то момент было запрещено показывать больше определенного процента иностранных фильмов — в итоге получился расцвет корейского кино. Пока мы тут с вами говорим, корейский сериал Squid Game становится самым популярным на Netflix. Корейскому кино дали возможность — и получили большой скачок».
В завершение саммита Эстер Войджицки, журналистка, предпринимательница, педагог и автор книг по саморазвитию и воспитанию детей, в своем интервью высказала мнение о том, как снизить влияние стереотипов в отношениях родителей и детей: «Старшее поколение должно признать, что мир изменился. Причем очень сильно — больше, чем менялся ранее. Необходимо поддерживать молодых, а не заставлять их делать то же самое, что делали предыдущие поколения. Мы должны реагировать на мир такой, какой он есть, а не на фантом из 1990-х. Чтобы наши дети могли что-то менять в современном мире, мы должны наделить их силой».
Редакция Forbes Woman благодарит партнеров, благодаря которым состоялся Forbes Woman Day: ПАО «Сбербанк», Audemars Piguet, благотворительный фонд «Система», «СИБУР Холдинг», Danone, Adidas, Porsche, Diageo, Clarins, Inmode, Verba Mayr, Savina Legal, X5 Group, ГМК «Норильский никель», EF English First, Schneider Electric, «Русскую Медиагруппу», KPMG, MRIYA Resort & SPA, MeYou, 77experts, издательскую группу «Альпина». И обещает: обо всем, что мы не успели обсудить, мы обязательно поговорим через год — на следующем саммите. Уже известна его дата — 15 сентября 2022 года.