К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Исследование: почему в большинстве случаев женщины работают во время декрета

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Более чем в половине компаний нет никаких программ адаптации и поддержки сотрудниц после выхода из декрета. При этом, принимая решение о найме новой сотрудницы, 63% работодателей оценивают возможность ее ухода в декрет в ближайшее время

Консалтинговая компания Kontakt InterSearch Russia провела исследование среди компаний, чтобы выяснить, как долго их сотрудницы находятся в отпуске по уходу за ребенком, как часто после декрета женщины меняют работу и часто ли в отпуск по уходу за ребенком уходят мужчины.

Только треть опрошенных работодателей сказали, что их сотрудницы проводят в декретном отпуске дольше двух лет. В 25% случаев женщины выходят на работу после 1,5 лет, еще в 25% — через 1,5–2 года. В большинстве компаний (62%) часть сотрудниц продолжает работать в отпуске по уходу за ребенком. Из них 48% работодателей рассказали, что такие сотрудницы работают с неполной занятостью удаленно, и еще 7% сообщили, что женщины трудятся part-time в офисе или с полноценной нагрузкой в дистанционном формате.

Только в 17% компаний все сотрудницы возвращаются к работодателю после декрета. Процент «невозвращенцев» варьируется в зависимости от организации от 1% до 50%, а в некоторых случаях составляет 95%.

 

Принимая решение о найме сотрудницы, 63% работодателей оценивают возможность ее ухода в декрет в ближайшее время. При этом только треть компаний уточнила, что часто нанимают новых сотрудниц, которые только что вышли из декрета. Более половины работодателей делают это редко, а 15% — почти никогда.

При этом 39% работодателей заявили, что не сталкиваются ни с какими трудностями в работе с женщинами, которые только что вышли из отпуска по уходу за ребенком. 44% отмечают, что сотрудницам требуется время для восстановления компетенций, 32% говорят о необходимости предоставить им сокращенный график, а 20% жалуются на просьбы уйти с работы по причине семейных трудностей. При этом в 56% организаций нет никаких программ адаптации и поддержки сотрудниц после выхода из декрета. 44% работодателей предлагают возможность выбора графика работы, только в 7% компаний разработаны программы наставничества, а 5% проводят специальные тренинги.

 

Лишь 5% респондентов отметили, что в их компаниях ни одна сотрудница не получила повышение в должности или зарплате через 1–3 года после выхода из декрета. В 30% компаний продвижение в карьере или рост уровня заработка получают свыше 50% женщин с маленькими детьми.

Более половины компаний никогда не нанимают женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком. 43% организаций делают им офферы редко, и только для 4% работодателей это обычная практика. Чаще всего такие сотрудницы выходят на работу в графике part-time удаленно (38%) или с личным присутствием в офисе (35%). 22% компаний приглашают женщин в отпуске по уходу за ребенком на отдельные проекты. Обычно предложения о работе связаны с бэк-позициями: административной функцией (29%), финансами и бухгалтерией (23%), HR (19%), юридическими вопросами (15%).

В опросе приняли участие 467 респондентов — HR-директоров компаний разных индустрий. Опрос проводился в начале мая 2021 года.

 

Галина Спасенова, партнер компании Kontakt InterSearch Russia:

Готовность работодателей привлекать сотрудниц в декрете, мягко говоря, не самая высокая, но в то же время мы видим позитивную тенденцию в этом вопросе. Еще несколько лет назад никто не афишировал свои явные запреты, но предпочтения работодателей очевидно были не в пользу женщин в декрете. Сегодня же в связи с переходом компаний на удаленный и смешанный рабочий график компании становятся лояльнее по отношению к новым сотрудницам с маленькими детьми.

Интересно и то, что все больше женщин в силу разных обстоятельств не готовы или не могут позволить себе сидеть с ребенком дольше 1,5 или 2 лет. При этом растет число сотрудниц (жительницы крупных городов), которые продолжают работать на компанию и в декрете: это и финансовая причина, и необходимость личной реализации, и понимание того, как быстро меняется мир вокруг. Выпасть надолго из профессионального развития — значит отсрочить свой дальнейший рост.

Опрос также показал, что декрет — время переоценки ценностей: далеко не все сотрудницы возвращаются обратно в офисы на полную ставку. Кто-то предпочитает семью, кто-то использует время для обучения и меняет профессию, кто-то открывает свой бизнес.

Очевидно, что успешному решению вопроса может способствовать только работа с обеих сторон. Бизнесу необходимо понять, что поколение поменялось: нынешние сотрудники гораздо более многозадачные, гибкие и «цифровые». Успешные компании подчеркивают, что большинство их сотрудниц получают повышение через 1–3 года после выхода из декрета, и очевидно, что данное решение происходит по причине их ценности для бизнеса. А если у женщин будет больше возможностей для быстрой адаптации после декрета, эффективность их работы проявится гораздо быстрее. С другой стороны, самим сотрудницам даже в декрете важно проводить работу над собой: стараться не выпадать полностью из профессиональной жизни, поддерживать отношения с коллегами, по возможности использовать время для развития, а быть может, и переосмыслить карьеру».

 

Новая жизнь: как рождение ребенка вдохновляет на бизнес-проекты

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+