К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

«Будешь плохо учиться, пойдешь работать дояркой». Истории женщин, которые строят бизнес на малой родине

Фото Дмитрия Феоктистова / ТАСС
Фото Дмитрия Феоктистова / ТАСС
Запустить собственный проект в маленьком городе, возглавить производство в деревне или придумать школу для детей в ауле — мы собрали истории четырех женщин, которые развивают бизнес и меняют жизнь вокруг себя на местах

Каждый девятый москвич переехал в столицу уже во взрослом возрасте. Помимо столицы, Московская область и Краснодарский край являются лидерами среди популярных для переезда регионов. Треть россиян готова на переезд в другой город ради высокооплачиваемой работы, и лишь восемь процентов не хотят менять свое место жительства ради карьеры. 

Forbes Woman поговорил с женщинами из небольших городов и населенных пунктов, которые строят бизнес у себя в регионе и создают рабочие места для других.

Валентина Сухарева, руководитель хозяйства «Дмитриевы Горы» (Владимирская область) 

Хозяйство является поставщиком молока и картофеля для компании PepsiCo, одного из крупнейших в России переработчиков этого сырья для производства продуктов питания. В подчинении Валентины Сухаревой 220 человек. После окончания зооинженерного факультета Ивановского сельхозинститута (ныне Ивановская государственная сельскохозяйственная академия) работала зоотехником в Кольчугинском районе Владимирской области, но в 1986 году вернулась на родину в Дмитриевы Горы. В 2010 году, когда Cухарева начала руководить хозяйством, выручка предприятия составляла 135 млн рублей. Под ее руководством хозяйство улучшило показатели в несколько раз — в прошлом году оборот компании составил 500 млн рублей.

 

«В деревне чувствуется особая атмосфера, все вокруг одна большая семья. Все всё друг про друга знают, и в сложной ситуации никто тебя никогда не оставит. С детства я помогала родителям и ухаживала за животными на подворье. Зачем мне ехать в город? Вокруг меня замечательные люди, удивительная природа. Я на работу езжу на велосипеде в хорошую погоду. Сегодня все стремятся быть экономистами, юристами и менеджерами. Все должны быть где-то там, с Владимиром Владимировичем Путиным. Но не в простых рабочих профессиях: сварщиками, каменщиками, токарями, водителями.

Поэтому кадровый вопрос стоит остро. В семидесятых, когда я училась в школе, от родителей часто можно было услышать «Будешь плохо учиться, пойдешь работать дояркой». Это был тяжелый физический труд на селе — маленькая зарплата, ненормированный рабочий день. Но сейчас производство стало более высокотехнологичным. Но многие не хотят об этом знать, потому что возможностей в городе больше. В деревне остаются не двоечники или троечники, а те, кто не может расстаться с ней. На предприятии 43 года — средний возраст сотрудников, и это такой движущий возраст для работы. Средняя зарплата на 2020 год порядка 37 000 рублей по предприятию.

 

Мы относимся к предприятию непрерывного цикла действия. Это нас в какой-то степени спасает. У нас нет возможности работать на удаленке. Коров надо доить по факту, поле тоже нужно пахать по факту.  Поэтому с точки зрения экономики ковид нас не затронул. Главные специалисты в животноводстве, растениеводстве, механизации у нас на предприятии мужчины. Я прислушиваюсь к их советам, но ответственность за принятые решения ложится на руководителя все равно. Мне кажется, мужчины не видят половины того, что вокруг. Думают, что надо ехать прямо и все. Подход у женщины глубже, она задумывается о последствиях. Можно куда-то приехать, но там не будет ни света, ни газа, ни еды. В глубине души есть ощущение, что мужчинам-руководителям работать легче. Женщине надо все рассчитать, попытаться аргументировать свою точку зрения, чтобы что-то доказать».

Пряникова Яна, финансовый директор «Диво Алтая» (Алтайский край) 

Пряникова родилась в поселке Комсомольский (40 км от Барнаула). В 1992 году ее отец Владимир Попов основал предприятие по производству растительных масел «Диво Алтая» в соседнем поселке «Новые зори». Пряникова мечтала стать тележурналистом и поступила в Алтайский государственный университет. Но на пятом курсе отец стал знакомить ее с производством, и после окончания учебы девушка решила попробовать свои силы в маркетинге. С 2010 года она является  финансовым директором предприятия и отвечает за стратегическое развитие бренда. Под ее руководством было построено еще одно производство в Краснодарском крае, а также запущен экспорт продукция в Китай и Германию. На предприятиях работает 260 человек. Оборот за 2019 год составил 2,1 млрд рублей.

«Основная цель прихода в бизнес была создать серьезный бренд, который может выйти не только на федеральный, но и мировой уровень. В Германию мы поставляем в сеть Lackmann, в Китае это онлайн-площадки, такие как «Алибаба» и epinduorussia.ru.  В 2007 году, когда я пришла в компанию, у нас не было маркетингового отдела, и я стала заниматься этим направлением. Мы начали создавать торговые марки, и через год их уже было семь.  Через три года я переняла управление бизнесом, но отец по-прежнему мой наставник, и мы обсуждаем глобальные стратегические вопросы.

 

Мой осознанный выбор развиваться здесь. Сейчас можно настроить все что угодно в регионе. Нет кардинальных отличий от столицы с точки зрения скорости бизнес-процессов. Я понимала, что мне не хватает знаний для ведения бизнеса, поэтому я поступила в бизнес-школу «Сколково». Мой одногруппник дизайнер Антон Бусыгин, сооснователь агентства 2sharp, предложил сотрудничество.  Он прилетел на Алтай, вдохновился нашим краем и прислал эскизы для нашего нового проекта «Алтария».  Мы стали делать современный продукт — экомасла в спрее. Благодаря  вакуумной упаковке, которая находится внутри баллона, масло сохраняет свои свойства. В апреле 2018 года произвели первые два вида — рафинированное и нерафинированное. Поначалу наши клиенты с осторожностью отнеслись к новой продукции, но мы сделали ставку на ЗОЖ, и сегодня мы производим уже 12 видов масел  — от тыквенного до масла грецкого ореха. «Алтария» представлена в «Азбуке вкуса», «Ашане», локальных сетях регионов. Хотелось бы занять позиции во всех федеральных сетях страны.  Из-за пандемии люди стали больше готовить дома, поэтому и спрос на наш товар вырос.

В планах есть идея заниматься проектом, связанным с биохакинг-направлением, оздоровлением организма и развитием туризма в Горном Алтае. Это серьезный проект на ближайшие три-пять лет и вызов для меня, как для предпринимателя».

Бэлла Шахмирза, основательница Летней школы «Балапанлар» (аул Эркин-Халк в Ногайском районе Карачаево-Черкесии)

Бэлла Шахмирза родилась в ауле Эркин-Халк, но решив стать журналистом, поступила в МГУ им. М. В. Ломоносова. Позже она получила образование в Миланском университете и начала зарабатывать переводом. Понимая, что у детей, которые живут в аулах, мало возможностей для развития и дальнейшего образования, Бэлла решила запустить школу на малой родине, где бы они могли не только изучать школьные предметы, но и заниматься йогой, видеосъемкой, театром и др. Так в 2017 году появилась летняя школа «Балапанлар».

«Есть такой стереотип, что если ты остался в ауле, то ты неудачник. Если уехал, то молодец. При этом там есть все условия для создания  высокого уровня жизни. Чистый воздух (до гор 100 км), река, качественные продукты — это то, чего так не хватает городскому жителю.  Но человеку с амбициями, творческим людям там нет места. Я журналист-переводчик, и мне там попросту нечего делать, как и многим людям с высшим образованием, — на всех попросту не хватит рабочих мест или нет необходимости в таких специалистах.

Но я уверена, что ситуацию можно изменить. Как? Сделав аул модным современным местом для жизни, где можно развиваться и работать. Так родилась идея создать летнюю школу. Первый выпуск был в 2017 году. Самая масштабная школа была на следующий год, 2018-й, в ней приняли участие 250 человек, волонтеры приехали из 10 городов.  Преподаватели — это не просто недавние студенты, а люди с опытом. Наша программа полностью основана на принципах неформального образования.  Я часто приглашаю экспертов, людей, которые работают в той или иной сфере. Один из важных критериев  отбора в летнюю школу — это харизматичность человека, это взрослый, с которым хочется дружить и с которого хочется брать пример. Для преподавателей это тоже классный  опыт, который они не получат в обычной жизни.

 

Наши преподаватели — выпускники ведущих вузов России и мира. Нам читают лекции аспиранты «Вышки», МГУ, Сорбонны, университетов Бильбао, Франкфурта и Праги. Они работают в Wwf, Disney, европейских банках, ведущих театрах.

Сегодня в проекте работает шесть человек, разбросанных по миру, но нас всех объединяет цель делать доступное образование для детей даже в небольшом ауле.

Многие считают, что на то, чтобы запустить проект, нужно много денег. Но это не так. Кто-то может принести ноутбук, кто-то подарить книги. И для нас это также ценно. Главное — это желание, люди и очень много работы.

Когда я начинала летнюю школу в 2017 году, мне было 28 лет, в тот момент я еще не была замужем. И местные жители думали, что я занимаюсь этим делом из любви к детям. «Своих же нет. Поэтому для других  делаешь», — говорили они. Но все в точности наоборот. Я стала делать проект, чтобы мои дети смогли прийти в эту школу в будущем, чтоб они были частью местной культуры и им было чем заняться в ауле. Cейчас моей дочери Aйлин 7 месяцев и у меня еще больше идей для школы, в основном для изучения ногайского языка.

 

Школа проходит каждый год.  В 2019 году из-за конфликта с местным  властями  проект остался без здания школы. Но ситуация подтолкнула нас к выходу в новый регион. Мы провели ее в очень маленьком ауле Карамурзай в Ставропольском крае. В 2020 году мы планировали провести смены в Дагестане и Ставрополье, но из-за пандемии все пришлось поставить на паузу до следующего года. Одна смена обходится примерно в 1,5 млн рублей, сюда входят затраты на транспорт для детей, оплата дороги и проживание преподавателей.  В одной смене обычно 120—130 детей плюс 40 человек команда — это преподаватели и  волонтеры.  При этом в каждой смене у нас есть дети с особенностями развития. Я считаю, что если человек платит за ту или иную услугу, то он относится к этому серьезнее, поэтому у нас предусмотрен взнос с участника смены — 1700 рублей (это 11 дней занятий с 6-7 предметами, обедом и транспортом). Если у родителей нет возможности внести оплату, это не проблема — мы как раз хотим помочь детям из сложных семей. В основном мы существуем за счет частных пожертвований, грантов.  На будущий год я планирую изменить экономику проекта и начать платить местным волонтерам по 5000 рублей за смену. Мне важно, чтоб они учились ценить свое время и труд. В следующем году будет запуск школы программирования, часть средств уже собрана на краудфандинговой площадке Planeta.ru. Они ждут своего часа».

Елена Лежнева, основательница детского бренда Lelu Kids (Звенигово, Чебоксары)

Елена Лежнева после двух лет работы в школе учителем ИЗО и черчения основала компанию Lelu Kids, которая занимается пошивом и оптовой продажей детских праздничных платьев. Продукция Lelu Kids представлена на крупнейших интернет-площадках, в том числе на Wildberries. Выручка компании за прошлый год составила 9,5 млн рублей. В 2020 году продажи выросли — за период с начала года выручка уже достигла 19,6 млн рублей.

«С детства я очень любила рисовать, поэтому пошла в художественное училище, думала связать свою жизнь с дизайном. Но мама настояла на том, чтобы я получила высшее образование и стала учителем. «Куда ты еще пойдешь работать в маленьком городе? А учитель — это стабильно», — говорила она. Но мне всегда хотелось делать что-то свое. Так. в 12 лет я уже продавала леденцы по 1,5 рубля своим одноклассникам. В 19 лет я открыла солярий с подругой, еще была фотостудия. Мне не хватало знаний для ведения бизнеса, поэтому я пошла учиться в бизнес-школу.

Идея бизнеса родилась во время декрета, когда я, очередной раз листая инстаграм онлайн-магазинов, поняла, что и я могу что-то продавать. Поначалу я делала вигвамы, мешки для игрушек, детские пледы, но в результате остановилась на платьях, потому что они лучше всего стали продаваться. Первые платья шила знакомая швея на дому, я пришла к ней с лекалами из журнала Burda и тканями, и мы стали придумывать варианты платьев. Я выкладывала фото ее работ в инстаграм, ближе к Новому году заказов стало больше, и я наняла вторую швею. Для удобства я арендовала небольшое помещение под ателье. Когда поступил большой заказ на 500 единиц товара, я вышла на производство, которое его отшило, в результате чистая прибыль с заказа составила 300 000 рублей. Эти деньги я потратила на покупку производства в Чебоксарах, которое закрывалось и продавалось по заниженной цене. Так у меня появился цех с оборудованием. Я стала набирать персонал, сегодня на предприятии работает 30 человек. Основные продажи идут через инстаграм. Помимо организации всего процесса, я занимаюсь и дизайном платьев. Так что у меня получилось совместить два моих любимых дела. Возможность заработать есть и в маленьком городе, если ты работаешь на весь мир и продаешь онлайн. И развиваться можно везде».

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+