Бывшая сотрудница московского агентства элитной недвижимости после нескольких тренировочных автопутешествий решилась на кругосветку в автомобиле и в компании с собакой. О ее передвижениях в режиме реального времени можно следить в блоге Вокругсвета. В предыдущей серии Ирина чуть не сорвалась в обрыв с горной дороги и спасала свою собаку-попутчицу от опасной болезни в непальской ветеринарной клинике.
Иностранцу можно проехать в Мьянму на своем автомобиле только в сопровждении местного гида. Для этого нужно купить тур по стране в одном из аккредитованных туристических агентств. Таковы правила. Чтобы сократить расходы, а они не маленькие, автопутешественники объединяются в группы.
Я нашла своих попутчиков через соцсети, это распространенная практика. В нашей мьянмской группе оказались дети и собаки. Десять дней я провела в компании многодетной французской семьи. Уже девять месяцев они путешествуют на огромном стареньком траке. Это настоящий автодом, супруги Мариам и Лоик живут в нем с тремя своими детьми, перемещаясь из страны в страну. И в каждой, где они останавливаются, один из местных художников рисует на корпусе автодома миникартину или элементы национальных узоров. Вот такая память остается об увлекательном семейном путешествии.
Мьянма встретила нас приветливо. И люди с улыбками, и радуга на небе, и погода отличная, и настроение прекрасное, и компания комфортная. Нам предстоит пересечь страну с запада на северо-восток и посетить самые интересные места, что будут по пути.
Первую остановку делаем возле зарослей растений, похожих на высокие кактусы. «Это драгонфрут, — объясняет наш гид Хаунг, — у него есть еще одно название — питайя». Плантации этих кактусов промышленным образом культивируются в Мьянме. Крупные желто-белые цветки раскрываются ночью, в последствии превращаются в красные сочные плоды. На вкус что-то среднее между арбузом и киви. Вкусные и полезные, кладезь витаминов.
Здесь же растет танака — дерево с уникальными природными свойствами. Высушенную древесину растирают на специальных жерновах в мелкую пыль, которую смачивают водой. Полученная паста наносят на кожу. Высыхая, она оставляет желто-белые следы. Женщины рисуют на лице узоры, считается, что это красиво. Но используют танк не столько в декоративных, сколько в лечебных целях. Она оказывает благотворное влияние на кожу, заменяет женщинам Мьянмы косметику и защищает от солнечных лучей.
Вдоль мьянмских дорог можно увидеть женщин, укладывающих булыжники. Камень к камню — ровно, аккуратно, чуткими женскими руками. Это прочная основа, на нее сверху потом будет уложен асфальт. Так строятся здесь дороги. В целом они неплохие, иногда совсем хорошие. Конечно, в горах встречаются разбитые камнепадами и большегрузами, и по ним приходится ехать медленно и осторожно.
Еще одна особенность — великое множество мостов, пролегающих через речки и ручьи. Мосты старинные, они сохранились в таком виде, как их построили десятки лет назад. Поэтому они узкие, встречному транспорту приходится разъезжаться по очереди, уступая дорогу тому, кто успел первым зайти колесами на железную, а то и деревянную конструкцию. Это занимает время, а мы перемещаемся по строгому расписанию и надо успеть добраться до места первой остановки вовремя.
Но вовремя все равно не получается. На полпути у меня заглох двигатель, а датчик показал его перегрев. Один из шлангов системы охлаждения моей Элантры лопнул, и из него вытек антифриз. Каждые 10—20 км приходится делать остановки, чтобы охладить двигатель и долить воды. До отеля мы добираемся глубокой ночью. Короткий сон и ранний подъем, чтобы успеть показать машину автомастеру. Нервничаю, потому что из-за меня может задержаться вся наша группа. Но ремонт оказался несложным и недорогим, и мы продолжаем путешествие-экскурсию по Мьянме в полном составе.
Недалеко от Монивы находится пагода Mohnyin Thambuddhe. На каждом углу здесь Будды. Самых разных видов и размеров — от огромных до маленьких. Они во дворе храмового комплекса, в нишах на фасаде и ряд за рядом в восходящих ярусах на стенах внутри храма. Официальная статистика сообщает, что всего здесь 582 363 статуй Будды. Они не все уникальны, но поражают не разнообразием видов, а их количеством. Храм имеет необычную для буддийских построек форму и архитектуру. Квадратное основание храма увенчано отступающими террасами с мириадами маленьких ступ. Их тут тоже несметное количество — 864. Вход охраняется парой великолепных белых слонов — священными в буддийской символике животными.
Рядом — огромный комплекс Maha Bodhi Tahtaung. Назван он так потому, что здесь находится Будда-небоскреб. Это 30-ти этажное здание в виде статуи Будды, высотой в 130 метров. Комплекс стоит на горе, возвышаясь над долиной. Вечером посетителей совсем немного. Я расположилась у подножия Будды, перебирая в руках четки и слушая свой внутренний голос.
Голос шепчет мне, что я прошла очередную точку невозврата в своем путешествии. Мьянма – одна из стран на моем пути, которую невозможно объехать ни слева, ни справа. Проезд через нее дался мне сложно, будто вселенная в очередной раз проверяла серьезность моих намерений продолжать кругосветное путешествие. Несколько раз я думала, что все может сорваться по банальной причине — мне не хватит средств, чтобы платить туристической компании все расходы по обязательному сопровождению иностранцев по стране и организацию тура. Несколько раз мне пришлось отдать все деньги, накопленные специально для Мьянмы. Сначала на ремонт машины после аварии в Индии. Потом на оформление таможенных документов, потому что истек срок их действия. Потом на лечение Греты в Непале. И сейчас, провожая за горизонт красное солнце, я сижу на мьянмской земле и понимаю, что абсолютно счастлива. И осознаю, насколько волшебно и удивительно сплетаются в единую нить события и ситуации, чтобы случилось то, что не может не произойти. И по-настоящему понятной стала фраза Пауло Коэльо из его «Алхимика», перечитанного мной много раз: «Когда чего-нибудь сильно захочешь, вся вселенная будет способствовать тому, чтобы желание твое сбылось».