«Дал бы тысячу долларов, если бы это был мальчик». Как боролись с теорией мужского превосходства в начале ХХ века
Лета Стеттер Холлингуорт была психологом-первопроходцем и сторонницей равноправия женщин. Но даже сейчас, спустя столетие после принятия 19-й поправки, до настоящего равенства еще далеко.
Наука против сексизма
В мае 1886 года Маргарет Дэнли Стеттер произвела на свет ребенка в землянке на западе Небраски. Она была одной из множества переселенцев, пытавшихся превратить дикие прерии в плодородные земли, ― не всем это дело давалось легко. Муж Джон был далеко, зарабатывал на жизнь, ухаживая за скотом. Чтобы уговорить его приехать домой и увидеться с первой дочерью Летой, пришлось отправить несколько телеграмм. Новоиспеченный отец, кажется, был не в восторге. Говорят, что, увидев ее, он сказал: «Дал бы тысячу долларов, если бы это был мальчик».
Такие ситуации были в ту эпоху не редкостью. В обществе женщины считались физически и интеллектуально слабее мужчин. Но новорожденная Лета Стеттер Холлингуорт выросла, стала психологом-новатором и всю свою жизнь пыталась доказать равенство полов.
Холлингуорт была одной из первых женщин, которые научным путем развеяли мифы о превосходстве мужчин. Благодаря ее исследованиям в начале XX века стало набирать обороты зарождавшееся феминистское движение.
Ранние эксперименты Холлингуорт в рамках ее дипломной работы в Колумбийском университете, несомненно, заставили бы ее отца-переселенца покраснеть. Сотни лет мужчины не понимали суть менструального цикла и утверждали, будто женщины непригодны для высшего образования или какой бы то ни было работы из-за якобы своей нестабильности на протяжении целой недели каждого месяца. Масла в огонь подливали и врачи, которые выявили у излишне эмоциональных женщин особое состояние организма, затем объявленное психическим заболеванием, ― его название «истерия» восходит к греческому слову для обозначения матки. Диагноз был весьма серьезным и зачастую подразумевал сомнительные методы лечения и в худшем случае помещение в психиатрическую клинику.
Чтобы опровергнуть хрупкость женского пола, Холлингуорт провела обширный комплекс ежедневных исследований шести женщин и двоих мужчин на протяжении нескольких месяцев. В число экспериментов входило множество испытаний, начиная с того, как быстро участники смогут прикоснуться к дощечке на двери 400 раз подряд, до навыков работы с печатной машинкой. Что же в результате? Женщины показали сопоставимую с мужчинами эффективность во всех заданиях даже во время месячных.
Как писала Холлингуорт в 1914 году в своей диссертации, открыто противоречившей взглядам ее научного руководителя, «мужчинам никогда не приходило в голову с важным видом писать научные труды на темы, по которым у них нет надежных и подтвержденных сведений», однако это не мешало им выступать с бездоказательными заявлениями об интеллектуальных и физических способностях женщин во время месячного цикла. Холлингуорт надеялась, что ученые-женщины продолжат эксперименты и смогут заново написать «психологию женщины, руководствуясь правдой, а не домыслами; точными данными, а не бытующими мнениями; фактической информацией, а не ископаемыми мифами».
Право голоса
Тем не менее спустя столетие мало что поменялось. Вопросы, которые Холлингуорт задавала, и ответы, которые находила, многие до сих пор ставят под сомнение. Из-за характера своей работы она также оказалась вовлечена в борьбу за избирательные права женщин. Все увенчалось ратификацией 19-й поправки американской конституции, которая с августа 1920 года гарантирует женщинам право голоса. По крайней мере, формально, ведь многие женщины, особенно темнокожие, голосовать по-прежнему не могли. И пусть женщины даже имеют право голоса вот уже целое столетие, мужчины во власти все также выдумывают, как бы унизить и дискредитировать женский пол.
В 2015 году телеведущая Fox News Мегин Келли спросила Дональда Трампа, тогда еще кандидата в президенты, о нескольких женоненавистнических высказываниях во время дебатов Республиканской партии. Тот ответил, что у нее «идет кровь из разных мест». Позднее Трамп дал задний ход и сказал, что имел в виду кровь у телеведущей из «носа», обвинив во всем «политкорректных дурачков». Также Трамп часто критиковал Хиллари Клинтон, утверждая, что «у нее нет выдержки». Одержав на выборах победу, Трамп, даже не стесняясь неприличных ассоциаций, говорил, что его оппонентку «нагнули».
Холлингуорт считала, что публичное внушение и общественное мнение ― лишь два способа из многих, которыми мужчины пытаются осуществлять «социальный контроль» над женщинами. В радикальной статье, опубликованной в 1916 году в «Американском журнале социологии», исследовательница заявляла, что, объявив вне закона распространение информации о контрацептивах, правительство пытается подталкивать женщин к рождению детей: «Общество постоянно твердит, будто природа женщины сводится к радостям материнства и родительским обязанностям, и в то же время делает все возможное, чтобы закрыть пути избежания подобной участи».
Со временем Холлингуорт и сама ее избежала через науку, хотя это был скорее случайный поворот, нежели тщательно спланированный побег. Закончив Университет Небраски-Линкольна в 1906 году, она работала учительницей в двух окрестных городах. В декабре 1908-го она вышла замуж за однокурсника Гарри Холлингуорта и переехала с ним в Нью-Йорк, где он учился на психолога в Колумбийском университете. Вскоре на новом месте Холлингуорт обнаружила, что для замужних женщин работа преподавателя закрыта.
Coca-Cola и спасение
В ту эпоху бытовало мнение, что женщина не может совмещать домашние хлопоты с профессиональной карьерой, потому что в таком случае она не будет справляться со своими главными обязанностями перед мужем и семьей. Целых три года Холлингуорт просидела в квартире, ожидая мужа с низкооплачиваемой работы в Барнард-колледже, женском учебном заведении при Колумбийском университете, но затем пришло освобождение в виде промышленного гиганта Coca-Cola.
В 1911 году правительство Соединенных Штатов судилось с компанией из-за того, что та продавала «низкосортный напиток» с добавлением кофеина. В противостояние включился Гарри Холлингуорт, хотя его наставники от сотрудничества открестились. Ему поручили исследовать воздействие кофеина на умственные способности. Работа с промышленными предприятиями тогда всячески порицалась и, как многие считали, вредила научным изысканиям, но Гарри очень нужны были деньги. Несмотря на то что сумма контракта остается неизвестной, ее хватило, чтобы взять жену Лету на полный рабочий день помощником директора по исследованиям, а также покрыть расходы на ее аспирантуру. В ходе экспериментов они зафиксировали 64 000 различных показателей (и все это вручную!), выяснив в итоге, что кофеин, особенно в тех дозах, что есть в Coca-Cola, никакой опасности для человека не представляет.
По-видимому, это был последний раз, когда Лета Холлингуорт прибегала к финансированию со стороны каких-либо частных или правительственных организаций. По словам Линды Крегер Сильверман, психолога и директора Института исследований продвинутого развития в штате Колорадо, в последующие десятилетия Холлингуорт оплачивала свою научную деятельность из собственного кармана.
Именно в аспирантуре Холлингуорт стала уделять больше внимания «женскому вопросу». Рвение было спровоцировано дискриминацией, с которой она столкнулась по прибытии в Нью-Йорк и во время вынужденного нахождения дома. Сильверман объясняет: «Это была поворотная точка, и она сказала: «Мы с вами еще поборемся. Я на 100% в деле».
Кто умнее
За следующие несколько лет Холлингуорт опубликовала ряд исследований, изобличающих одно из самых распространенных заблуждений того времени: вариативность мужского интеллекта. Тогда наука исходила из эволюционной теории Чарльза Дарвина, и все полагали, что у мужчин диапазон интеллектуального развития гораздо шире, то есть среди представителей мужского пола больше как идиотов, так и гениев. Что же касается женщин, считалось, что они тяготеют к среднему уровню интеллекта.
По мнению Холлингуорт, эта основополагающая концепция была полным абсурдом. Исследовательница была убеждена, что женщины настолько же умны (и глупы), насколько и мужчины. Какое-то время она работала в нью-йоркском Центре для умственно отсталых, где отвечала за проведение тестов на уровень интеллекта среди детей с задержками в развитии. Кроме того, она стала анализировать данные по всем новым подопечным учреждениям. Согласно результатам исследования, опубликованного в 1913 году, представителей мужского пола в центр поступало больше в возрасте от 2 до 16 лет, а затем показатели менялись местами и среди новоприбывших преобладали женщины.
Исследовательница объясняла разницу между мужчинами и женщинами воздействием социума. С учетом того, что в «конкурентоспособном» обществе женщины не вращались, на выявление каких-либо проблем уходило больше времени, особенно если от них ожидали исполнения только базовых домашних обязанностей. «Девочка с психическим возрастом 6 лет выживает в обществе так же, как мальчик с психическим возрастом 10-11 лет», ― писала Холлингуорт. Утверждение о том, что, если речь идет и низком уровне интеллектуального развития, женщины столь же вариативны, как мужчины, значило и высокую вероятность обратного: женщины могут быть настолько же умны.
Холлингуорт продолжила свои эксперименты по вариативности на новорожденных, детях и подростках. Исследования показали, что у девочек наблюдается такая же физическая и психическая вариативность, как у мальчиков, но влияние общества не давало первым в полной мере реализовать личный потенциал. Научную работу Холлингуорт горячо поддержали феминистки первой волны, в том числе Мэри Дженни Хоу и Генриетта Родман, которые хотели подкрепить научными данными свою борьбу за равенство женщин и их право голоса.
Как писала газета The Sun, в 1914 году Родман и Холлингуорт вместе с другими членами Феминистского Альянса отправили письмо президенту США Вудро Вильсону с просьбой поддержать поправку американской конституции о том, что «никому не может быть отказано в каком-либо гражданском или политическом праве по признаку пола».
«Миру нужны гении»
В 1915 году в обзоре для издания The New York Tribune Дорис Флейшман, активистка Лиги Люси Стоун, назвала Холлингуорт «ученым от феминизма». В том же году о Холлингуорт написала в The New York Times Рета Чайлд Дорр, редактор газеты The Suffragist. В статье под названием «Закрыт ли женщине путь к успеху?» Дорр подчеркивала: «Миру нужны гении. Часть всего гения ― наверное, половина ― сокрыта в женщинах, и проблема, с которой они сегодня сталкиваются, заключается в том, как высвободить дремлющий гений, не отобрав у мира матерей».
Касательно исследований Холлингуорт Дорр заключила: «Женщины начинают понимать самих себя, как их никогда не поймет ни один ученый-мужчина, и они осознают эту великую трудность в полной уверенности, что никакая сила не встанет у них на пути к решению проблемы».
Исследовательница представляла результаты своих изысканий членам влиятельной феминистской группы под названием «Гетеродоксия» в Гринвич-Виллидж, в которую входила педагог Элизабет Ирвин и ее партнер Кэтарин Сьюзан Энтони. Холлингуорт принимала участие в парадах за право голоса (вместе с мужем Гарри) и была назначена наблюдателем в своем районе от Партии за избирательные права для женщин.
В 1916 году, вскоре после получения докторской степени в Педагогическом колледже Колумбийского университета, Холлингуорт начала работать в качестве инструктора по педагогической психологии при университете. Теперь фокус ее исследовательской деятельности стал смещаться к другому столпу ее карьеры ― так Холлингуорт переключилась на изучение одаренных детей. После знакомства с Ребенком Е, 8-летним мальчиком с коэффициентом интеллекта на уровне 187 баллов, исследовательница на протяжении своего профессионального пути стала глубже рассматривать вопросы гендера среди одаренных детей, а также тех, у кого были задержки в развитии.
Хоть Холлингуорт и отличалась прогрессивными взглядами на место женщины в обществе, она не во всем была передовым специалистом. Как многие ученые того времени, на которых сильно влияла теория наследственности сэра Фрэнсиса Гальтона, Холлингуорт придерживалась принципов позитивной евгеники, в основном считая, что взрослые с высоким IQ должны зачинать потомство с себе подобными.
За следующие два десятилетия Холлингуорт так и не родила собственных детей, но выпустила революционные труды о подростковой психологии, отставании в интеллектуальном развитии и одаренности. Помимо этого, она учредила в Нью-Йорке две программы для поощрения одаренных детей. Но работа исследовательницы резко оборвалась.
В 1939 году ее госпитализировали с острыми болями и истощением. Через несколько недель она скончалась от рака желудка. Диагноз она хранила от мужа в тайне больше десяти лет. После смерти жены Гарри написал ее биографию, в которой впервые упорядочил всю ее работу.
В своем обзоре книги друг и современник исследовательницы Льюис Терман, психолог Стэнфордского университета, написал: «У мужчины аналогичная продуктивность была бы вознаграждена избранием на должность президента Американской психологической ассоциации или даже членством в Национальной академии наук».
Однако Терман предполагает, что все эти почести ускользнули от Леты Холлингуорт из-за ее пола.
«Женщин вычеркивают из учебников истории. Единственные, о ком там никогда не забывают, это белые мужчины, ― отмечает Тони Ван Пельт, президент Национальной организации женщин. ― Потому что, даже когда женщины чего-то добиваются, это забирают и присваивают мужчины».
Борьба не окончена
За прошедшее столетие прогресс шел по нарастающей. Но несмотря на то что было одержано множество важных побед, вроде принятия Закона IX в 1972 году, гарантирующего защиту против половой дискриминации в сфере образования, борьба за поправку о равноправии, которая закрепила бы за женщинами равный с мужчинами статус в конституции, пока остается в подвешенном состоянии, хотя с момента рождения законопроекта прошло уже почти 50 лет.
Кимберли Черчес, генеральный директор Американской ассоциации женщин с высшим образованием, заявляет, что сегодня женщины численно превосходят мужчин в получении всех ученых степеней от младшего специалиста до доктора и составляют половину всей рабочей силы. Однако они по-прежнему зарабатывают меньше мужчин, реже представлены на руководящих должностях предприятий и общественных постах, а также сталкиваются на каждом шагу со «старыми добрыми предубеждениями» на свой счет. «Мы так и не искоренили существующие проблемы. И они не связаны с женщинами и девочками напрямую, а просто являются глубоко интегрированной патриархальной надстройкой нашего общества», ― говорит Черчес.
Такими ограничениями была связана и Холлингуорт. Вскоре после своей кончины она пробила еще один стеклянный потолок и заняла заслуженное место среди величайших ученых своего поколения. Лету Холлингуорт внесли в престижный профессиональный справочник, который заставил бы гордиться ее отца: «Ученые мужи Америки».
Перевод Антона Бундина