Ненужные навыки. Как гаджеты в детских садах помогут вырастить более здоровое поколение
Программы «раннего развития», которые были востребованы последние пару десятилетий, на самом деле могут навредить детям и даже, как ни парадоксально, затормозить это самое развитие в важных сферах. В модных детсадах дошкольникам сегодня пытаются преподавать китайский язык, программирование и дизайн-мышление — но исследования показывают, что это бессмысленно: навыки и знания, оторванные от реальной жизни ребенка, очень скоро забываются, а время, потраченное на их усвоение, отнимается от того, что действительно необходимо. Если же стараться успеть все, это может негативно сказаться на здоровье и убить в будущем желание учиться. Как ни парадоксально, самые важные навыки ребенок приобретает в естественных для него видах деятельности: игре, конструировании, художественном творчестве и коммуникации со сверстниками.
Но как понять, насколько успешно дети осваивают базовые навыки? На помощь может прийти цифровизация детсадов. С помощью IT-инструментов удобно собирать, накапливать и анализировать информацию о состоянии детей, следить за динамикой ребенка и при необходимости корректировать проблемы и сложности в развитии. Как это работает?
Зона ближайшего развития и «поляна детства»
Исследования показывают, что попытки впихнуть в ребенка тонны академической информации еще до школы проваливаются. Да, возможно, в четыре года ваш ребенок сможет читать лучше всех сверстников и складывать двузначные цифры в уме. Развить какой-то один конкретный навык не так уж сложно. Но тогда обязательно пострадают другие сферы. Уже в 90-х ученые выяснили: к четвертому классу дети, которых нагружали академическими предметами до школы, начинают уступать в учебе тем одноклассникам, которые в детском саду занимались игрой.
Примерно на седьмом году жизни — как раз к тому возрасту, когда дети обычно идут в школу, — у ребенка формируется произвольность. Произвольность — это регуляторная способность организма, то, что позволяет школьнику находиться в классе в течение всего урока и удерживать внимание. Чтобы способность к саморегуляции сформировалась, первые семь лет жизни должны быть прожиты ребенком правильно.
Маленький ребенок — это не просто маленький человек. Это человек, имеющий определенные психофизическое характеристики, которые определяют его возможности и задачи определенного этапа его жизни, дошкольного детства. У ребенка в этом возрасте продолжает активно развиваться мозг, формируются нейронные связи, которые в будущем позволят удерживать внимание, усваивать информацию и проявлять креативность — то есть делать то, что важно в учебном процессе. Но процесс образования нейронных связей очень энергоемок. Не стоит забывать, что в дошкольном возрасте продолжается и физическое развитие ребенка: формируются зубы, кости, внутренние органы. Силы, отпущенные на рост и развитие конечны, поэтому энергию организма, нужно тратить правильно и осознанно. Тогда есть шанс, что к школе дети подойдут не только подготовленными, но и здоровыми.
Занятия, требующие произвольности, то есть те, где ребенок сидит за столом, где информация подается фронтальным образом, где в речи взрослого присутствует императив, или указания что-то сделать, представляют собой нагрузку для нервной системы ребенка. Зато есть занятия, которые тонизируют детский организм: это любая творческая деятельность, движение, ритм и связанная с ним активность (пение, ритмика, стихи, танцы), сенсорные упражнения, например с водой или песком, и, конечно, игра. Чем младше ребенок, тем больше занятий второго типа должно быть в его жизни. Ближе к школе можно постепенно увеличивать нагрузку. Чередование нагрузки с тонизацией и соблюдение правильного и стабильного режима хорошо для ребенка. В противном случае его нервная система истощается, что может даже сказаться на здоровье. Поэтому избыточные занятия и «раннее развитие» в его нынешнем понимании зачастую наносит ущерб детскому организму.
Очень важно не путать игровую деятельность с игровой формой обучения и не подменять одно другим. Свободная игра — важнейший фактор развития и одновременно показатель развития дошкольника. Игра ценна тем, что она формирует у детей метанавыки, ведь в игре нужно не только придумать ее сценарий, но и удерживать его в течение определенного времени, согласовав с другими детьми, взаимодействуя с ними в процессе, соблюдая общие правила. Чувствуете масштабность задачи? Занятия в игровой форме, как и условно развивающие игровые приложения для гаджетов, совсем про другое. Можно с помощью приложения выучить с ребенком буквы или запомнить некоторое количество иностранных слов. Но как они могут помочь сформировать творческое мышление или эмоциональный интеллект, речевые или социально-коммуникативные навыки? Не понятно. Приложения могут помочь в овладении каким-то объемом информации или проработке моно-навыков, но не встроенные в практическую жизнь, они быстро теряют ценность и забываются.
Так как же создать для ребенка развивающую среду в 2020 году? Мне нравится образ, который я называю «поляна детства». Это насыщенная здоровая безопасная среда, где много детей, по возможности, разного возраста. Они заняты естественной для себя деятельностью: играют, много двигаются, общаются, занимаются творчеством. На этой поляне обязательно присутствуют взрослые. Их задача — обеспечивать безопасность, учить детей решать спорные ситуации и конфликты и помогать каждому ребенку в своем индивидуальном темпе двигаться в так называемой зоне ближайшего развития. Этот принцип 100 лет назад описал известный российский психолог Лев Выготский, и до сих пор он остается основным принципом дошкольной педагогики.
Есть ли на этой «поляне детства» место технологиям и гаджетам? Безусловно. Но они должны находиться в руках у взрослых, а не детей.
Как работают технологии в дошкольном образовании
Технологии необходимы, чтобы наблюдать за детьми, фиксировать и накапливать результаты о развитии ребенка. Также они могут помочь в быстром поиске и выборе нужного инструментария, в демонстрации учебного материала, визуальном подкреплении того, о чем рассказывает взрослый. Эти технологии должны быть удобны, просты, нативны. Педагог не может тратить много времени на их освоение, главное для него — дети.
Технологии могут облегчить и жизнь родителей, ведь их задача в том, чтобы связать всех взрослых, работающих с ребенком, в общее информационное пространство, в центре которого — дошкольник. Стратегия его развития должны быть единой для всех участниками процесса. Управляя детским садом, я не раз наблюдала, как взрослые не могут договориться о том, что лучше для ребенка, начиная разрывать его на части. В результате дети страдают от перегрузки и конфликтов, возникающих вокруг них.
Чтобы такого не происходило, важно четкое представление о возможностях ребенка. Иными словами, для определения траектории развития нужно сначала определиться с той точкой, где ребенок находится на системе координат в данный момент. Для этого нужно выбрать критерии развития ребенка, они должны быть максимально четкими, прозрачными и общими для всех детей одного возраста. Мы выделили 15 показателей, характеризующих развитие ребенка:
мышление
память
внимание
восприятие
воображение
речевые навыки
общая осведомленность
произвольность
коммуникативные навыки
игровые навыки
бытовые навыки
общая моторика
тонкая моторика
учебная мотивация
эмоциональный интеллект
Состояние каждой из этих сфер можно оценить с помощью специальных инструментов. Важно понимать, что не все линии развития актуальны для детей всех возрастов, прежде всего потому, что мозг ребенка и соответствующие навыки находятся в постоянном процессе формирования, созревания. Произвольность, например, правильно оценивать начиная, примерно, с шести лет, до этого возраста этот навык формируется. А значит, начиная оценивать его раньше, мы не получим удовлетворительный результат, что нормально.
Давайте рассмотрим, как происходит формирование игровых навыков у ребенка. Двухлетний ребенок учится манипулировать предметами, используя их по назначению: катать машинку, бить молотком и т. д. Примерно с трех лет проявляется сюжетно-отобразительная игра. Сюжеты, в основном берутся из жизни взрослых, окружающих ребенка. Сначала он использует игрушки, потом, все чаще, условные предметы. Четырехлетний ребенок овладевает сюжетно-ролевой игрой, в которой есть замысел, взаимодействует со сверстниками, в процессе игры меняясь с ними ролями. Позже становятся актуальными игры по правилам, игры на развитие навыков: мышления, воображения, памяти, включается элемент обучения в процессе игры. Чем ближе к школе, тем большую важность приобретает учебная деятельность, направленная на целенаправленной получение знаний ребенком, а играя деятельность отходит на второй план. Поэтому, если игровые навыки до 6 лет у ребенка формировались в соответствии с возрастом, в 7 лет мы их уже не оцениваем: новообразования не формируются, а значит новой качественной информации мы не получим.
Для адекватного понимания, на каком уровне находится развитие того или иного навыка, педагоги используют протоколы наблюдений в форме чек-листов, состоящие из вопросов и вариантов ответов. Заполнение протокола на всю группу занимает несколько минут, это несложно сделать воспитателю в течение дня. Зато данные, обработанные с помощью специальных программ, дадут очень значимую информацию для работы с детьми.
Оценив все характеристики развития ребенка и сравнив их с условной возрастной нормой, можно составить диаграмму развития. При регулярном проведении диагностики результаты накапливаются на диаграмме, и можно отследить как динамику развития ребенка, так и его положение в сравнении с возрастной нормой в любой промежуток времени. И тогда к моменту поступления в школу не будет неожиданностью появление у ребенка каких-либо трудностей. Скорее всего, при ранней диагностике и своевременной коррекции, эти трудности будут уже проработаны и устранены.
Полную картину о развития ребенка сложно получить, если анализировать только часть актуальных для выбранного возраста характеристик. Традиционно психологи смотрят на показатели когнитивного, или интеллектуального развития детей: мышление, память, внимание, восприятие. Это в первую очередь интересует и родителей. Но при этом игнорируются игровые, коммуникативные или бытовые навыки — важнейшие характеристики развития в течение всего дошкольного периода. Большинство родителей давно усвоили важность развития мелкой моторики, а ведь не менее важна общая моторика. Физическое развитие ребенка, специфика его двигательной активности тоже могут об очень многом рассказать. Неслучайно двигательные тесты и пробы используют нейропсихологи и нейрофизиологи. По ним можно многое узнать о ребенке и даже предсказать возможные трудности при обучении в школе.
Поколение альфа: какими вырастут дети мобильной эпохи?
Позиция Всемирной организации здравоохранения: чем меньше экранов у детей, тем лучше. Их рекомендации таковы: совсем никаких гаджетов для малышей в возрасте до двух лет, дошкольникам от двух до пяти можно посвящать мультикам и играм на планшете не больше часа в день. Современные родители, кстати, не следуют этим советам: дети от трех до пяти лет проводят перед экранами в среднем 2,5 часа в день, а малыши двух лет и младше, которым гаджеты вовсе противопоказаны, и того больше, — около трех часов ежедневно.
Можно понять родителей, которые пытаются как-то отвлечь детей, когда им надо совместить уход за ними, работу и домашние дела, что стало особенно актуально во время пандемии и самоизоляции. Но важно помнить, какие последствия это может иметь для развития детей, — и рассказать, какие способы использования гаджетов могут все же пойти ребенку на пользу.
Исследование, проведенное на 1642 японских первоклассниках, показало: дети, которые привыкли проводить в экранах более часа в день, до двух-трех раз чаще сталкиваются с проблемным поведением и гиперактивностью по сравнению со сверстниками, уделяющими меньше времени гаджетам. Из этого можно сделать вывод, что раннее приобщение к экранам может осложнить будущую жизнь ребенка.
Многие могут с этим поспорить: ведь поколение альфа — дети, рожденные после 2010 года, — всю жизнь живут и продолжат жить в окружении технологий. В экранах у нас сейчас все: работа, обучение, общение с друзьями и даже спорт. Так почему бы не приучаться к этому с самого рождения? Мы видим, что современные дети действительно гораздо активнее взрослых нашего поколения обучаются технологиям. Некоторые годовалые малыши уже могут открыть на родительском смартфоне YouTube и найти там мультики. Что же в этом плохого?
Плохо это тем, что физиология не поспевает за развитием технологий. Наш мозг и стратегии формирования нейронных связей закладывались миллионами лет эволюции. От того, что в последние сто лет появились телевизоры, компьютеры и смартфоны, процесс формирования мозга не изменился. Детям необходима богатая стимулами окружающая среда, общение со сверстниками и взрослый, помогающий двигаться в зоне ближайшего развития.
Более 100 лет назад Мария Монтессори, а параллельно с ней Лев Выготский описали наличие сензитивных периодов в развитии детей. Это промежутки времени, оптимальные для формирования у детей определенных навыков. Если это время упустить, то сформировать тот или иной навык в дальнейшем будет намного сложнее. К таким периодам относятся, например, овладение речью, формирования моторных навыков, даже приучение к порядку. Чтобы помочь ребенку, нужна правильная среда и нужен заинтересованный взрослый, понимающий возрастные задачи и возможности ребенка и попросту настроенный на одну с ним волну. «Говорящая голова» на экране гаджета не поможет — ведь дети считывают информацию не только из голоса и статичного изображения лица, но и из мимики, жестов и смены интонации взрослого. Для этого важно взаимодействие в офлайне, когда родитель или воспитатель, а не голос из смартфона читает ребенку сказку.
Есть область развития, где гаджеты и специальные приложения стали полезными инструментами работы педагога. Например, в коррекционной деятельности, когда нужно развить и автоматизировать определенный навык. Это может быть фонетическая или грамматическая сторона речи, память, внимания. Логопеды, психологи и дефектологи могут активно использовать специальные игры на планшете не только как инструмент отработки навыков, но и как дополнительный способ увлечь ребенка монотонным коррекционным процессом. Эта работа должна проходить вместе со взрослым, в течение ограниченного времени и иметь определенную цель.
Если же мы говорим о ребенке, который развивается в соответствии с нормой, то оттачивание моно-навыков с помощью игр — если вдруг вы хотите вырастить вундеркинда — не оправдано. Оторванные от жизни навыки и знания быстро забываются.
Гармоничное раннее развитие детей — то, к чему мы стремимся, благодаря грамотному сочетанию игры, творчества и развивающего обучения. Важно никуда не торопиться, полноценно проживать каждый этап, но все делать своевременно, чтобы к школе ребенок подошел здоровым и готовым к обучению. С помощью диагностики можно отслеживать, как дети развиваются, с самого раннего возраста, выявлять и вовремя корректировать пробелы и трудности развития в разных сферах, чтобы к школе ребенок подошел здоровым и готовым к обучению. С этим сталкивается до 30-40% родителей. К 6-7 годам доля детей с какими-либо отставаниями в развитии уже снижается до 10-20% — и среди тех, кто начал посещать детский сад до трех лет, процент таких трудностей еще ниже.