Треть мирового богатства принадлежит женщинам: где они живут и как распоряжаются деньгами
Международная консалтинговая компания BCG выпустила новое исследование серии Women in Wealth — «Как женщины распорядятся своим капиталом в следующем десятилетии». Как следует из его результатов, в последние четыре года (2016-2019) среднегодовой мировой рост капитала в руках женщин составлял 6,1%, прибавляя в среднем ежегодно по $5 трлн. И в период с 2020 по 2023 году темпы этого роста только вырастут.
Где живут самые богатые женщины
По данным конец 2019 года, женщинам принадлежало $70 трлн — 32% от общемирового объема. Самая крупная доля приходится на страны Северной Америки ($35,4 трлн) США, далее идут Западная Европа ($14,3 трлн) и Азия (без Японии, $13 трлн).
В тройке лидеров по женскому благополучию среди стран Европы Великобритания ($2846 млрд), Германия ($2394 млрд) и Франция ($2128 млрд). Россия занимает 10 место среди стран Европы: женщинам здесь принадлежит $320 млрд. Причем темпы прироста здесь самые высокие среди всех стран первой десятки.
С учетом влияния пандемии коронавируса и согласно базовому и наиболее вероятному сценарию, к 2023 году общемировое состояние женщин может достичь $93 трлн. Самым быстрорастущим в этом плане регионом станет Азия (за исключением Японии, ее авторы исследования считают отдельно). Ожидается, что азиатские женщины будут прибавлять более $1 трлн в год в течение следующих четырех лет. К 2023 году они будут иметь больше активов, чем любой другой регион мира, кроме Северной Америки.
Японию в исследовании вынесли за скобки азиатского региона, поскольку женщины здесь женщины сталкиваются с более серьезными барьерами на пути экономической интеграции, чем в целом по миру. На конец прошлого года их благосостояние составило $2,7 трлн и темпы роста невысоки.
Что касается Западной Европы, ей прогнозируют снижение темпов роста благосостояния женщин, которое может привести к увеличению разрыва с Северной Америкой и Азией. Латинская Америка, Восточная Европа и Ближний Восток, напротив, обещают сильный прирост в ближайшие четыре года. Особенно интересна ситуация на Ближнем Востоке: здесь рост обусловлен повышением политической и экономической стабильности в регионе, а также улучшением доступа женщин к медицинскому обслуживанию и образованию. Сегодня в начальных школах арабских стран в среднем учится столько же девочек, сколько и мальчиков, а в университетах число женщин в 22 арабских странах превосходит на 15% число студентов-мужчин.
Как женщины распоряжаются деньгами
В России женщины предпочитают хранить сбережения на банковских счетах и в депозитах — их доля в общем объеме в прошлом году достигла 44% (среднемировое значение — 25%). Традиционно популярные в других регионах варианты, например, страхование жизни и пенсии, у россиянок не пользуются спросом.
В индустрии управления активами сохраняется привычка думать о клиентах-женщинах по остаточному принципу, отмечает авторы исследования. Многие банки продолжают рассматривать мужчин как тех, кто принимает основные финансовые решения — из-за этого у женщин может создаваться впечатление, что они не получают полноценный сервис. Появившиеся на банковском рынке таргетированные на клиентов-женщин продукты часто бывают либо поверхностными, либо отражают устаревшие идеи о роли женщин в управлении своими финансовыми делами. 64% принявших участие в опросе женщин считают, что их банк или иной поставщик услуг по управлению активами работают с ними недостаточно эффективно. Работающие женщины и представители групп с высоким уровнем благосостояния выражают недовольство этой проблемой наиболее остро.
Исследование BCG выявило пять факторов, которые влияют на инвестиционные решения женщин:
разрыв в оплате труда между мужчинами и женщинами,
необходимость в гибком графике,
декретный отпуск,
большая продолжительности жизни,
меньшая толерантность к риску.
Все эти факторы, по мнению авторов исследования, говорят о том, что женщины больше предрасположены к планировани ключевых событий и этапов жизни. Для них богатство — это средство для достижения целей, а не самоцель. Инвестиционные решения женщины принимают на основе фактов, а не интуиции, стараясь диверсифицировать риски. Предпочтение они отдают долгосрочным инвестиции и более крупным объемам ликвидности.
Что помогает женщинам зарабатывать больше
Авторы исследования называют три фактора, которые способствуют повышению благосостояния женщин и актуальны для всего мира, а не для одного конкретного региона:
- равенство оплаты труда,
- предпринимательская деятельность,
- руководящие должности.
Развитие в этих направлениях идет неравномерно. Так, участие в рынке труда растет гораздо быстрее, чем равенство в его оплате. Разрыв в успешности соблюдения этих факторов между разными регионами также очень велик: например, в Северной Америке женщины составляют примерно половину всех высококвалифицированных работников по сравнению с 20-40% в большинстве развивающихся стран.
В России и ряде других стран эксперты выделают в дополнение к этим трем еще один немаловажный фактор — политические полномочия. Причем он, по их мнению, является для России наиболее значимым.
Вот, как в России обстоят дела с тремя другими факторами:
Равенство в оплате труда
Текущие показатели индекса равенства оплаты труда в России (0,68) сопоставимы с Азией и Австралией (0,69). Здесь они выше, чем в Западной (0,65) и Восточной Европе (0,63) и ниже, чем в Японии (0,7) и Северной Америке (0,74). По темпам их улучшения Россия сегодня уступает только США (+2,9 против +6,9%)
Предпринимательская деятельность
По данным исследования, россиянки лидируют в области предпринимательства лидируют. Индекс предпринимательской деятельности (0,66) здесь выше, чем в США (0,61) и Западной Европе (0,50).
Руководящие должности
Здесь в Россия на первом месте: индекс руководящих должностей (0,70) превышает показатели по Северной Америке (0,60) и Западной Европе (0,45).
Стереотипы на пути развития женского благосостояния
В своей финансовой деятельности женщины часто сталкиваются с устаревшими установками и стереотипами, которые мешают наиболее эффективно участвовать в управлении активами. Многие опрошенные в рамках исследования женщины говорили, что чувствуют, как с ними разговаривают «сверху вниз» по вопросам управления имуществом, и что консультанты часто предполагают, что деньги у женщины — от ее мужа или семьи. Одна из участниц опроса рассказала, что через несколько дней после того как они с мужем впервые встретились с новым консультантом, тот отправил им пакет с документами для ее мужа и браслет для нее, хотя женщина была основным добытчиком в семье.
По мнению авторов исследования, признавая, что женский сегмент — широкая возможность для бизнеса, и соответствующим образом меняя свой подход, ориентируясь на потребности конкретного клиента, а не его пол, управляющие капиталом игроки рынка могут сделать следующие десятилетие определяющим для развития благосостояния женщин.