Одна вокруг света в карантине. Воспоминания об иранском гостеприимстве и любви к русским
Бывшая сотрудница московского агентства элитной недвижимости после нескольких тренировочных автопутешествий решилась на кругосветку в автомобиле и в компании с собакой. О ее передвижениях в режиме реального времени можно следить в блоге Вокругсвета. В предыдущей серии Ирина посетила исторические места древней Персии, увидела нефтяные месторождения на берегу Персидского залива, познакомилась с бытом иранской семьи и нашла возможность обналичить деньги в санкционирванной стране.
Иностранцы, которые обращаются в автосервис в Захедане, непременно попадают к Мехди. Потому что он отлично владеет английским, а его контакты и геолокацию оставили в приложении Ioverlander автопутешественники из Испании. Я заехала по этой рекомендации, чтобы показать двигатель моей Элантры после обрыва ГРМ и задний амортизатор. Машина стала вибрировать с отдачей в руль, а колесо издавать тихие, но неприятные постукивания на неровных дорогах.
Хорошего мастера видно сразу, невооруженным глазом. То, что передо мной настоящий специалист, я определила с первой минуты. Все вокруг завертелось, закрутилось, заработало.
За четыре дня я привела Элантру в полный порядок. Пожалуй, еще долго буду вспоминать добрым словом Мехди и иранский автосервис. Все время, пока машина была в ремонте, я гостила у семьи Мехди и полностью погрузилась в иранскую жизнь. Традиционный чай со сладостями из самовара по вечерам в кругу многочисленных родственников и друзей. Поздние ужины, разговоры у газовой печи, прогулки по городу и рассказы про историю и обычаи страны. В большом доме каждый день гости, здесь всем рады и для каждого найдется место и доброе слово. Я не помню, чтобы столько смеялась, как за эти четыре дня. Чувствовала себя как дома.
Грета бегала по просторному двору и ждала меня, пока я пропадала в гараже. Правда, пришлось пожертвовать мячом ради веселой игры в собачий футбол. Но это такие мелочи по сравнению с полученным удовольствием! Нас провожали в дорогу как близких людей. Это тот самый случай, когда в сердце остается знание, что тебя здесь ждут и ты можешь вернуться в любой момент.
Только вернуться мне опять предстояло в иранскую столицу. Морского пути в Индию я так и не нашла, а в пакистанском консульстве Захедана документы на визу не приняли. «Только в Тегеране», — ответил консул и махнул рукой.
До Тегерана около 1500 км — это три-четыре дня в дороге. Есть время подумать, что делать дальше. Возможно, придется вернуться в Россию через Армению и Грузию и завершить путешествие, так и не проехав вокруг земного шара...
На юге Ирана сложно залить бензин в бак, если у тебя нет специальной топливной карты. Рядом граница с Пакистаном, где бензин и дизель в десятки раз дороже. В Иране он стоит буквально копейки: 10 000 риал, что меньше 10 центов за литр. Чтобы исключить спекуляции с топливом, придумали такую систему: один автомобиль — одна карта. На АЗС в этой части страны большие очереди, я часто наблюдала, как машина только отъехала от заправки, с нее сразу сливают бензин в канистры для перепродажи. Конечно, у меня нет такой карты и водители, стоявшие за мной в очереди, давали мне пользоваться своей, отрывая от сердца заветные литры. Первая свободная заправка только в 600 километрах от Захедана.
Южную равнинную пустыню сменяют горные ландшафты, я мчусь из тоннеля в тоннель, маневрируя между горами по серпантину. Горы в Иране удивительные и ни на что не похожи. Они каменистые, пустынные. Большая часть труда в их создании принадлежит ветру — он старался, отшлифовывал серо-песочные склоны до совершенства.
В столицу Ирана можно приехать по отличным автобанам или более скромным дорогам. Они идут параллельно и отличаются только количеством полос. На автобанах стоят шлагбаумы, и надо оплатить за проезд символическую, по российским меркам, сумму: от 5000 до 55 000 риал, это от 5 до 50 центов. Я возвращалась в Тегеран и выезжала оттуда уже бесчисленное количество раз. И брали с меня плату только три раза. Увидев машину с иностранными номерами, служащий обычно говорит «Добро пожаловать в Иран», делает жест рукой, означающий «проезд для вас бесплатный», и дает зеленый цвет. Если же он узнает в вас российского туриста, то есть вероятность услышать: «Россия и Иран — дружественные страны», «Москва, ура!».
От Кермана я делаю приличный крюк в сторону, чтобы посмотреть знаменитую пустыню Деште-Лут. Проезжаю Шехдад — это город-оазис в иранской пустыне. Он буквально утопает в зелени. Роскошные пальмы, огромные деревья и густые кустарники. Выращивание фиников — основное занятие местного населения и Шехдад называют пальмовой столицей пустыни. Поблизости город Сирж. Он знаменит тем, что здесь растет кипарис, возраст которого насчитывает более тысячи лет.
В пустыне Деште-Лут можно находиться бесконечно, это нисколько не надоест. В феврале не туристический сезон, и посетителей мало. Да и совсем не жарко: всего 33 градуса по Цельсию. А ведь иранская пустыня заслужила славу самого жаркого места в мире, здесь зарегистрировали самую высокую температура на поверхности Земли — выше 70 градусов. Миллионы лет назад здесь было обширное внутреннее море, на месте которого образовались горные кряжи и вулканические рельефы. Здесь самые высокие на земле ярданги — формы выветривания в виде параллельных гряд, тут и там торчат многочисленные столбы и грибы. Встречаются огромные барханы и пирамидальные дюны.
Каждый раз, когда в моем путешествии появляются препятствия, я вспоминаю мультфильм «Мираж в пустыне». Человек, идущий по горячему песку под палящим солнцем просит у бога глоток воды, и видит впереди мираж — обыкновенный водопроводный кран. Он бросает все силы на этот призрак в пустыне, в то время как бог останавливает его всеми возможными способами. Но тот воспринимает это не иначе, как препятствие, и продолжает бороться с ним, сопротивляться и идти напролом. Не замечая при этом, что совсем рядом находится волшебный оазис. Надо только остановиться, оглядеться, и пройти ровно три шага в верном направлении.
Вернувшись в очередной раз в Тегеран, я и не представляла, что меня там ждет. «Только для вас», — строго-настрого наказал консул, когда я в третий раз появилась на пороге пакистанского посольства в Тегеране с документами. Он запросил разрешение в Исламабаде, и там сделали исключение для странной путешественницы с собакой. В Иране не выдают визы Пакистана не резидентам страны. Граждане России могут получить ее только в России. Не знаю как, но именно в этот раз звезды сошлись так, что виза стоит у меня в паспорте. 9000 км по иранским дорогам в поисках выхода, море пролитых слез от безысходности и огромная волна пожеланий друзей и слов поддержки. В путешествии любая информация, малейший намек на положительный исход и конкретная помощь — это то, что дает силы идти вперед и открывать любые двери.
Но сюрпризы на этом не закончились. Именно в это время в Тегеран прилетел мой земляк из Кемерова, а вместе с ним — посылка из Москвы и подарок от друзей-кругосветчиков — спутниковый трекер. Теперь я всегда на связи в режиме реального времени, даже если я оффлайн.
Через несколько дней состоялась еще одна незабываемая встреча. В Тегеран прибыли участники кругосветной экспедиции «Мир наш». Я узнала о них, когда только готовилась к своей кругосветке. Восхищалась и говорила себе, что я так точно не смогу: на тот момент экспедиция проехала по Монголии и Китаю, перебралась по высокогорной Индии через перевалы, прошла Пакистан и Иран. Я планирую ехать по тому же маршруту, только в противоположную сторону. И теперь Алексей Камерзанов, автор этого проекта, организатор экспедиций и идейный вдохновитель всех ее участников, лично рассказывал мне про Индию и Пакистан. Уверена, наши дороги сойдутся еще не раз, ведь земля круглая, а мы легкие на подъем и давим на газ, несмотря ни на что.
Я зарегистрировала спутниковый трекер в системе и отправилась в сторону границы по уже хорошо знакомой мне дороге. Впереди Пакистан и Индия.