Одна вокруг света: поставить кругосветку на паузу и вспомнить о прошлых приключениях
Бывшая сотрудница московского агентства элитной недвижимости после нескольких тренировочных автопутешествий решилась на кругосветку в автомобиле и в компании с собакой. О ее передвижениях в режиме реального времени можно следить в блоге Вокругсвета. Из-за пандемии коронавируса Ирина прервала свой путь под Вашингтоном и нашла временное убежище в американской деревне. В изоляции она продолжает рассказ о своем путешествии по Юго-Западной Азии.
Самозаточение в американской деревне из-за пандемии коронавируса затянулось уже на полтора месяца. Полагаю, что это будет самая длительная остановка и самый продолжительный перерыв кругосветной экспедиции. До сих пор паузы возникали только по техническим или бюрократическим причинам — получение виз и организация переправы на другой континент, оформление документов на машину и серьезный ремонт моей «Элантры». С одной лишь разницей: я имела возможность свободно передвигаться по стране, в которой приходилось задерживаться, в отличие от сегодняшнего положения.
Например, год назад, когда я путешествовала по Юго-Западной Азии, я задержалась в Иране почти на два месяца и мне пришлось трижды пересечь его вдоль и поперек. А все потому, что я трижды возвращалась в Тегеран, столицу страны, в попытках получить визу Пакистана или найти пути объезда. Дело в том, что Пакистан — одна из немногих стран, кто не выдает визы иностранцам в консульствах третьих стран, а по электронной визе можно попасть в страну лишь на самолете. И это большая засада для оверлендеров — путешественников, которые пересекают только сухопутные границы. Если путешествие длительное по времени, как в моем случае, это становится серьезным препятствием.
«Вы можете вернуться в Москву, получить там визу и продолжить путешествие», — такой совет мне дали в тегеранском консульстве Пакистана. Предложение совершенно нереальное. На оформление визы уйдет время, оставить собаку одну я не могу, а возвращаться в Россию с Гретой на самолете — это дополнительные непосильные расходы. «Ехать в Пакистан рискованно, там сложная террористическая обстановка, — в голос твердили мне сотрудники российского консульства. — Но можно попробовать обойти опасную страну и добраться сразу в Индию через Аравийское море».
Была вероятность, что паромное сообщение существует в портах Бандер-Аббасы и в Чехбехара. Последний строили как раз для усиления экономических связей между Ираном и Индией. Но достоверной информации об этом нигде нет, и я и отправилась туда «искать счастья». Впереди около двух тысяч километров с севера на юг страны и самые красивые исторические места Ирана.
Кум считается мировым религиозным центром и самым важным местом паломничества шиитов после Мекки и Мешхеда. Главная его достопримечательность — усыпальница Непорочной Фатимы, сестры имама Резы, потомка Пророка в восьмом колене. Фатима родилась в Медине, последние дни жизни провела в иранском Куме. Над ее могилой построили гробницу, которая много раз перестраивалась, пока вокруг не вырос огромный религиозный комплекс. Сейчас это изумительная постройка в центре Кума с массивным куполом из настоящего золота, невероятной мозаикой, облицовкой изразцами и чудесными минаретами, взмывающими высоко в небо.
Я наивно хотела пройти в комплекс через женский вход, следуя за толпой женщин в черных одеяниях. «Турист, турист!», — зашептали на входе суетливые сотрудницы службы контроля, остановили случайную прихожанку и приказали ждать. Затем облачили в чадру и приставили к Мухаммеду — англоязычному гиду. Женщинам не мусульманкам не положено самостоятельно находиться здесь, чтобы по незнанию не нарушили законы и обычаи. Мухаммед рассказал мне историю мавзолея Фатимы и провел по территории величественного комплекса. Я была в восторге от его масштаба, богатства отделки и огромного количества людей — ежедневно усыпальницу Непорочной Фатимы посещают тысячи поломников со всего мира.
Что такое настоящий Восток, я прочувствовала в Кашане, прогуливаясь по узким улочкам старого города. Ныряю в низкий проход каменной стены, оказавшейся не закрытым, и попадаю в темный тоннель. Освещается он естественным образом, лучи света кое-как пробиваются через прозоры на потолке. Неловко втограться в чужое пространство, но любопытство берет верх. Несколько извилистых поворотов, и я окываюсь посреди большого внутреннего двора. Здание находится на реконструкции, и мне удается увидеть его «в разрезе»: с многочисленными переходами, подземными хранилищами, надстройками, ярусами, комнатами и залами, где можно заблудиться в два счета. Витражные окна роняют теплый оттенок на пустые стены, а деревянные двери со старинной резьбой открыты нараспашку, позволяя ветру и солнцу хозяйничать в помещениях на свой лад.
Базар в Кашане очень древний и как большинство базаров в Иране — крытый. Я не покупаю сувениры, чтобы не захламлять и без того загруженную машину лишними вещами. Но бродить между шумных торговых рядов, наблюдать за людьми и высматривать уникальные вещи очень интересно. К базару примыкает очень много улочек, они и выводят тебя в настоящий, не туристический Иран.
Абьяне — знаменитая деревня в горах центрального Ирана. Все ее дома и строения выкрашены в красно-бурый цвет. Ее так и называют: красная деревня. Местные жители, а их осталось совсем немного, сохраняют собственный колорит. Женщины ходят в одинаковых платках и юбках, продают сувениры или просто судачат, подставляя зимнему солнцу открытые лица. Все здесь лениво-неторопливо, да и некуда спешить. К деревне можно подъехать с двух сторон. Первая дорога ведет к торговым рядам, где начинаются узкие улочки Абьяне. Вторая — к смотровой площадке, откуда деревня видна как на ладони. Ее замело снегом, ведь в горах в это время еще настоящая зима, и я не рискнула проехать но ней на летней резине. Просто погуляла по старинным переулкам и потоптала красные камни.
Недалеко от Шираза я остановилась, чтобы отдохнуть. На час, в машине. Проснулась с мыслью «как же хочется кофе, с удовольствием бы выпила сейчас чашечку». Тут же подходит администратор отеля, возле которого я встала, и спрашивает, не хочу ли я кофе. От удивления я чуть было не отказалась. Но вовремя спохватилась, что сама только что сделала запрос.
Пока я пила кофе, он сбегал куда-то и принес цветок — нежный ширазский нарцисс. Добро пожаловать ту Иран. А я подумала, если Вселенная так быстро отвечает на мои запросы, может быть она подскажет мне способ получить пакистанскую визу?
- Одна вокруг света: как проходит самоизоляция в США
- «О чем вы думали? Не возвращайтесь». Истории россиянок, застрявших на другом конце света во время эпидемии