К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Запас прочности: как женщины в малом бизнесе переживают «вирусный» кризис

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Forbes Woman поговорил с женщинами, владеющими компаниями в сферах, где кризис уже более всего ощутим, — ресторанном бизнесе, индустрии красоты, спортивных клубах, организации мероприятий. Предпринимательницы рассказали, как сейчас обстоят дела сейчас и к чему они готовятся в ближайшем будущем

В России в условиях пандемии первым понес потери микро и малый бизнес. Прибыль падает, но все также нужно выплачивать аренду и зарплату сотрудникам. От правительства ждут конкретных мер поддержки преприятий малого и среднего сектора, а предложенные Владимиром Путин во время обращения к россиянам 25 мая налоговые льготы и снижение страховых взносов называют недостаточными для спасения бизнеса, как и утвержденные накануне Госдумой поправкии об экстренных мерах поддержки бизнеса, ввоодящие мораторий на проверки.

Женская статистика

Пандемия коронавируса, обвал цен на нефть, усиление санкций формируют для российского малого бизнеса «идеальный шторм», считают эксперты. Согласно статистике на сайте Федеральной налоговой службы, в России работает 2,3 млн небольших компаний и 196 800 организаций малого предпринимательства. И сегодня большинство из них оказались в невыгодных условиях.

Среди всех компаний в зоне риска от 40% и больше может приходиться на те, которыми владеют женщины, предположил президент общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Александр Калинин. В целом на женщин в России приходится 30% компаний малого и среднего бизнеса.

 

Основатель семейного музыкального фестиваля «Kids Rock Fest» и компании «Маманонстоп» Евгения Лазарева считает, что доля женского бизнеса в МСП, которые оказались в группе риска намного больше — 75-80%. «Это вся сфера допобразования, туризм. Много женщин в отельном бизнесе, социальные предприниматели, сфера услуг», — говорит она.

«Наиболее уязвимыми оказались предприниматели, работающие в гостинничном и ресторанном бизнесах, сферах отдыха и досуга, спорта и развлечений, туризма и образования. И это во многих случаях именно женщины», — согласна член правления банка «Открытие» Надия Черкасова. По ее словам, ситуация может усугубиться в случае дальнейшего ужесточения мер эпидемиологической безопасности и ухудшения макропрогноза.

 

Ресторанный бизнес

«Компании 10 лет. Прошла три кризиса. Если две недели назад я была средним бизнесом, то сейчас я микробизнес», — так начала свое нашумевшее обращение к Владимиру Путину на встрече с представителями сектора МСП управляющий партнер сети семейных кафе-кондитерских «Андерсон» Анастасия Татулова. Индустрии общественного питания и детских развлечений попали под удар раньше всех.

В разговоре с Forbes Woman она отметила, что не стоит воспринимать это обращение к президенту как частный вопрос ее бизнеса. «Не меня надо спасать, а других. Рестораны точно не являются той категорией, которые необходимы всем. Но с другой стороны, надо понимать, что они формируют туристическую привлекательность в городе, а значит и его экономику», — уверена Татулова.

Что касается детских кафе, Анастасия призналась, что бизнес уже давно был плохо рентабельным. «Прожив с этим какое-то  время, мы поняли, что это тупик. Поняли, что хотели бы развивать направление кондитерской фабрики, которая бы стала приносить деньги. Мы только-только встали на ноги, подписали контракты. Если бы мы сделали это на год раньше, то не было сейчас так тяжело. У нас из самых первых упала выручка, потому что мамы, самая чувствительная категория», — рассказывает она.

 

Выручка «Андерсона» стала падать еще в конце февраля. Пик пришелся на 10 марта, а дальше кафе стали работать практически в ноль. «Но у нас есть плюс, так как есть поток клиентов по фабрике. Сейчас мы прикладываем максимум усилий, чтобы его нарастить до того объема, который будет достаточным, чтобы закрыть ужасающие цифры по зарплате за месяц, когда практически мы ничего не заработали. Погасить обязательства, купить сырье, заплатить за коммуналку… мы сейчас в большом минусе, и это тяжело», — говорит Татулова.

По ее словам, московские предприниматели ощутили все трудности первыми. У кого-то деньги уже закончились, у кого-то хватит на еще на несколько недель, поэтому главное сегодня — скорость принятия мер поддержки, отмечает Татулова. Она считает, что в отношении ресторанного бизнеса, сектора детских развлечений и фитнеса в России необходимо поменять систему налогообложения. Проблема, по ее мнению, возникла задолго до коронавируса, и сегодня новое просто наложилось на старое.

Ивент-индустрия

«Девчонки-предприниматели присылали свои предложения со всех регионов. Все хотели каникул, кредитов, никто не понимал, как платить зарплату сотрудникам, как платить аренду. Когда мы прибыли на встречу к президенту, вице-премьер Андрей Белоусов пришел заранее. Со всеми нами поговорил, ответил на часть вопросов, поэтому мы понимали, что ряд мер уже есть. Надеемся, все поручения выйдут достаточно быстро», — рассказает Евгения Лазарева, которая также участвовала во встрече с Путиным.

Лазарева признается, что ее потери на сегодня составляют порядка 2-3 млн рублей. Семейный музыкальный фестиваль «Kids Rock Fest», который проходит с 2014 года в Москве в День защиты детей, в этом году предварительно перенесли на сентябрь. «Если ситуация не восстановится, придется думать о каких-то онлайн активностях», — предполагает она.

Однако, в уход в онлайн верят не все. Управляющий партнер ивент-агентства BRIGHT Татьяна Девятова вспоминает, как в начале марта команда плотно работала над юридической базой взаимоотношений с клиентами и меняли формулировки форс-мажоров в договорах. «И мы смогли бы провести мероприятия, выдерживая необходимое количество санитарно-гигиенических норм, но к середине месяца ситуация с вирусом изменилась, а правительство наложило запрет на мероприятия от 50 человек. И мы потеряли все наши проекты», — рассказывает она.

 

Агентство BRIGHT открылось сравнительно недавно, в 2017 году. В портфеле проекты для таких брендов, как Cadillac, Porsche и Auchan. Девятова признается, что мероприятия в онлайне — это лишь далекая перспектива. Формат не обеспечивает вовлеченность участников, ведь во время трансляции вы всегда можете уйти заваривать чай. Онлайн не дает возможности полноценно общаться и уж точно не даст основы для заключения сделок, которые происходили в кулуарах мероприятий и на стендах крупных выставок. По мнению Девятовой, это временная мера, с которой все должны научиться работать, а впоследствии интегрировать как часть формата.

Одно из переведенных в онлайн мероприятий агентства отменилось, потому что повестка события уже была не очень актуальна. Ситуация меняется не каждый день, а каждый час, поэтому планировать что-либо практически невозможно, отмечает Девятова. Она не исключает, что многие игроки рынка по итогу кризиса полностью сменят свой вид деятельности.

«Что происходит сейчас? Все панически пытаются придумать новые инструменты и новые форматы взаимодействия: онлайн-платформы, онлайн-трансляции, мероприятия в VR. Жизнеспособность этих инструментов будет проверяться сейчас опытным путем. Скорее всего, и мы будем пробовать эти форматы. Не исключаю такой вероятности, но хочу сказать, что на данный момент я еще не видела ни одного реализованного мероприятия в новом формате», — резюмирует она.

Фитнес

Для фитнес-индустрии сегодня сложилась уникальная ситуация. Идет глобальное перекраивание это сферы услуг, считает Виктория Блинникова, основатель школы фитнеса и питания V-CONCEPT. Ее школу на Кутузовском проспекте, которая предлагает курсы спортивным программ и подбор питания, закончили 15 000 человек, но сейчас проект закрыт на карантин.

 

«Мы закрылись, как и положено. Были те, кто потребовал возврат средств. Кто-то не ходил уже две недели, поскольку некоторые работали удаленно еще до 28 марта. Мы записали в реальном времени все тренировки и рассылали их в закрытых чатах. То есть люди могли месяц бесплатно заниматься дома. Также мы предложили заморозки на недели, так как работаем по месяцам и не продаем клубные карты», — рассказает она о принятых мерах.

Блинникова добавляет, что у ее бизнеса есть «подушка безопасности», поскольку нет никаких кредитов. «Что касается аренды, то арендодатели пошли нам навстречу и удалось получить какие-то каникулы. Среднюю зарплату точно выплатим, и еще хватит на три месяца, даже если будет совсем катастрофа», — говорит она.

Если ситуация продлится больше трех месяцев, то случится апокалипсис — не только в сегменте фитнес-услуг, считает Виктория. Что касается собственного бизнеса, она надеется, что люди продолжат заниматься онлайн.

Она отмечает, что фитнес-центры и без того не очень хорошо себя чувствовали в последние годы. Люди перестали покупать клубные карты, популярность фитнеса как направления упала. «Началась волна фитнес студий, фокусирующихся на предоставлении какой-то отдельной услуги: танцы, кроссфит и другие направления, где себя нашли многие в прошлом профессиональные тренеры. Затем началась волна онлайна, которую моментально подхватили блогеры с большим числом подписчиков», — поясняет она.

 

По мнению Блинниковой, клиенты от текущей трансформации рынка только выиграют: «Я спокойно отношусь к этому кризису, потому что, как говорится в известной пословице: отлив покажет, кто купался голым. В онлайн, как это сейчас отчетливо видно, пошли профессиональные спортсмены, которые все эти годы не хотели выходить из своего уютного офлайна, из своих студий. Жизнь буквально толкает нас в онлайн. Я рада, потому что потребитель только выиграет от этого, ведь блогеров заменят профессионалы».

Индустрия красоты

В регионах ситуация развивалась не столь стремительно, но кризис ожидаемо добрался и до них. «Массовая волна паники по поводу коронавируса дошла и до нас, — рассказывает директор салона красоты «Лица» Полина Алейникова из Владимирской области. Она несколько лет работала по франшизе салона сети салонов «Цирюльник», а два года назад решила запустить свое дело. «Сейчас мы закрылись на время карантина. Есть клиенты которые решили воздержаться от посещений и перенесли свои визиты на неопределенный срок», — говорит она.

Салон первым делом столкнулся с отсутствием масок на складах у поставщиков — пришлось рассчитывать на собственные запасы. Также были перебои с поставками косметики из-за границы: в частности, итальянские фабрики до середины лета прекратили отпускать продукцию.

«У нас было запланировано обучения мастеров, но все семинары и выставки тоже перенесли на неопределенный срок. Все эти негативные моменты, конечно, не радуют, но я считаю, что это заставляет бизнес и коллектив в целом меняться, приспосабливаться к непростым условиям», — отмечает Алейникова.

 

Кто в выигрыше и чего ждать?

Впрочем, есть сегменты малого и среднего бизнеса, которые от пандемии только выигрывают. Например, у компаний, связанных с торговлей товарами первой необходимости, ситуация значительно лучше. Однако, это может оказаться лишь краткосрочным эффектом, говорит Надия Черкасова из банка «Открытие».

Любое торговое помещение, ориентированное на продуктовые товары, и их продажу уже извлекло выгоду из краткосрочного увеличения денежного потока, равно как и аптечные точки, соглашается Лариса Еремина, заместитель директора департамента стрит-ритейла Colliers International — компании, которая предоставляет услуги по управлению инвестициями в сфере недвижимости: «Что же касается микробизнеса, то такие заведения обычно очень маленькие и со сложившейся супер-лояльной аудиторией, которая будут продолжать туда ходить и обеспечивать товарооборот».

По словам Александра Калинина, уже определен список отдельных сфер деятельности, наиболее пострадавших в условиях пандемии. «Такие предприятия имеют отсрочку по налогам, кроме НДС. Кроме того, уже есть постановление правительства о введении моратория на проверки и штрафы. Я надеюсь, что экстренно принятые меры поддержки сократят количество компаний, которые могут уйти с рынка», — говорит он. Накануне мораторий на проведение плановых и внеплановых проверок в период с 1 апреля по 31 декабря 2020 года вошел в список утвержденных Госдумой мер экстренной поддержки бизнеса.

Владимир Путин на встрече с представителями бизнеса обозначил, что микрокомпаниям будет дана отсрочка по страховым взносам в социальные фонды. Для компаний, которые выплачивают сотрудникам заработную плату выше минимального уровня, будет снижен размер страховых отчислений. Также для МСП предусмотрена пролонгация кредитов. Дополнительные меры были озвучены 27 марта: плюсом к вышеперечисленных стали расширение льготного кредитования, отсрочка арендных платежей, сопровождаемая компенсациями собственникам и обеспечение беспроцентными займами на неотложные нужды, в том числе выплата заработной платы сотрудникам.

 

Не все эксперты считают такие меры достаточными — в комментарии Forbes Валерий Зинченко, старший партнер коллегии адвокатов Pen & Paper, утверждает, что «малым предприятиям сферы туризма, общественного питания, досуга этого явно недостаточно. У таких компаний, как правило, нет подушки безопасности. А предложенные меры не освобождают от текущих обязательств. В ситуации в разы снизившегося спроса многим таким компаниям, видимо, придется либо менять сферу деятельности, либо адаптироваться под потребителей, сидящих дома, — развивать онлайн-направление». С ним согласен и Владимир Бубликов, партнер юрфирмы РКТ«Это временная заплатка, которая через полгода, к сожалению, аукнется и вызовет огромный шторм».

Однако есть и оптимистичный взгляд на ситуацию. «Малый и средний бизнес восстанавливается быстрее крупного. Он более гибкий, он быстрее реагирует на изменения, способен быстро адаптироваться и перестроить бизнес-модель, оптимизировать расходы. В такой период очень важно, кто ваши партнеры, открыт ли ваш партнер к диалогу, на вашей ли он стороне», — комментирует Надия Черкасова.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+