Одна вокруг света. Турецкий каучсерфинг и дорога через снежный перевал
В моем личном рейтинге Турция занимает первое место по комфортной инфраструктуре для автопутешественников. Отличные дороги плюс автостоянки, оборудованные как кемпинги, и не требующие оплаты за каждый чих. В моем распоряжении есть все, что нужно для отдыха после дороги: электричество, вода, санузел, крытые беседки, ресторан или кафе с турецкой кухней.
Особенно это ценишь после Ливана, где автопутешественник на машине с иностранными номерами пока еще редкость. Где бы мне не приходилось останавливаться, появление женщины с собакой вызывало неподдельное любопытство и удивление. Как? Зачем? А такого понятия как кемпинг не существует вовсе, автотуризм не развит.
В Конье я нашла кемпинг, оборудованный по-европейски, с горячим душем, и совершенно бесплатный. Надо только зарегистрироваться у охранника. На территории кемпинга растут дубы. Сейчас как рак время сбора желудей. Грета играет с ними на траве, как с шишками — любимое ее занятие, а я пробую плоды дуба в качестве кулинарного блюда, поджарив на сковороде. По вкусу похожи на каштаны, но горьковаты. Говорят, что полезно!
С южного побережья Турции я добралась через Конью до Анкары, и дальше отправилась на северо-восток страны, по горным дорогам.
С южного побережья Турции я добралась через Конбю до Анкары, и дальше отправилась на восток страны, по горным дорогам
Чем ниже спускаюсь в долину, тем теплее за бортом. Хвойные леса радуют зеленью на фоне синего неба. Но перед Сивасом начался крутой подъем. Склоны покрыты снегом, с каждым пройденным километром температура все ниже, а на перевале опустилась до минус трех. Я начала паниковать: придется искать зимнюю резину в горах или учиться ставить цепи — под колесами хрустит слабая ледяная корка. Но на спуске опять потеплело, пейзажи сменились, хоть и не на тепло-зеленые, но все-таки уже не зимние.
На перевале горы уже покрыты снегом, а температура опустилась до минус трех
Через несколько километров опять потеплело, пейзажи сменились, хоть и не на тепло-зеленые, но все-таки не снежные
Следующая остановка в Эрзуруме. Здесь находится консульство Ирана, и я решила дождаться здесь ответ МИДа на мою электронную визовую заявку. И вот оно, счастье путешественника! Нашла наконец-то хаммам. Обнаружила его на карте города, приехала — а там закрыто. Дым идет из трубы, а дверь не отворяется. Таксист, проезжающий мимо, сочувствующе откликнулся на мои безуспешные попытки достучаться и вызвался показать, где находится другой. Мы объехали несколько, пока не нашли женский. Так и называется: сарай баян. Настоящий, турецкий! Отвела и душу и тело.
Эрзурум — самый высокогорный и самый холодный турецкий регион. Жить в машине не представляется возможным, и я впервые за все время путешествия воспользовалась каучсерфингом. На удивление, откликнулось четыре хоста, пожелавшие принять нас вместе с Гретой. Турция — мусульманская страна, и здесь не приветствуются собаки в доме.
В университетском городке остановилась в гостях у Суата. Он кандидат медицинских наук, преподает в местном вузе, много работает и учится. Вот и я учила его не бояться собак и дружить с Гретой. Получилось! Потом перебрались в дом электроинженера Фуркана, можно сказать, в санаторно-тепличные условия. Мама Фуркана готовит национальную еду и балует нас с Гретой вкусными завтраками. Она очень интересная собеседница и мы часто разговариваем по вечерам за чашкой турецкого чая. На мои сетования, что очень долго приходится ждать ответ от иранского консульства, я услышала простой ответ: «Ты можешь жить у нас столько, сколько тебе нужно». И я задержалась на две недели.
Впервые за все время путешествия я воспользовалась каучсерфингом. Мама Фуркана готовит национальную еду и балует нас с Гретой.
Очередная задержка связана с получением виз и разработкой дальнейшего маршрута. Из Турции я рассматривала два пути. Первый — через Иран, Туркменистан и страны Средней Азии. Но консульство Туркменистана отказало в визе, даже в транзитной. Вот вам и бывший Советский Союз! Второй вариант — из Ирана сразу в Пакистан и Индию. Но пришла информация, что пакистанские власти запретили выдавать визы в третьих странах, ее можно получить только в Москве.
Кроме того, квест по въезду в Иран оказался самым затяжным и запутанным. Первая попытка получить визу была еще в Иордании, и мне вежливо отказали там, протянув время в три недели. Тогда я смирилась, ведь через Ирак и Саудовскую Аравию меня все равно туда не пустили, и решила попытать счастья в Турции. Заполнила форму е-visa на сайте МИДа Ирана, терпеливо ждала обещанную неделю, и получила ответ: обратитесь в турагентство. Хорошо, пусть будет турагентство. Вероятно, иранцы таким образом поддерживают бизнес компании своей страны, потому что за посреднические услуги надо заплатить €30. Нашла на форумах в интернете адрес агентства, написала. Там меня сначала запугали: вы получите визу не раньше, чем через три недели. Но если надо срочно, доплатите еще €25. Смекнув, что это развод на деньги, я согласилась ждать три недели. Разрешение пришло через 10 дней. Подвох был в том, что письмо пришло не в Эрзурум, где я обивала пороги иранского консульства, а.... в Дубаи. Чувствуете разницу? И понадобился еще один день, чтобы его переслали по нужному адресу.
А пока я вела переписку и ждала все ответы, времени зря не теряла. Мы поставили Грете очередные прививки и договорились с местным ветеринаром, чтобы он выдал нам сертификат для перехода границы. Элантре сделала ТО и поймала себя на мысли, что африканскому сервису доверяю больше.Заодно заглянула на местный горнолыжный комплекс — самый большой и самый известный в Турции. Мы очень долго не видели настоящего снега, и Грета радуется, как ребенок, гоняя по сугробам.
Мы очень долго не видели настоящего снега, и Грета радуется как ребёнок, гоняя по сугробам
И вот заветная иранская виза у меня в паспорте! Выехали из Эрзурума, двигаемся в сторону Ирана.
Недалеко от турецко-иранской границы, среди крутых труднодоступных скал, стоит историческая крепость Баязет. Как и многие приграничные крепости, она много раз переходила из рук в руки. Побывала под властью армян, курдов, русских, пока вновь не вернулась к туркам. Именно про эту крепость сняли фильм «Баязет», рассказывающий о бойцах русского гарнизона, удерживающих в конце XIX века осаду турецкой армии. Рядом — Догубаязит, самый восточный турецкий город, с высоты крепости открывается на него потрясающий вид. Я долго бродила между древних стен и скал, впитывая историю этих мест и наблюдая за снежными вершинами Арарата.
В этот день я должна была уже проститься с Турцией. Но опять что-то пошло не так.
С высоты крепости Баязет открываются потрясающие виды
Историческая крепость Баязет стоит недалеко от турецко-иранской границы, среди крутых друднодоступных скал