«Очень трудно быть хорошим министром культуры в России»: что деятели искусства думают о назначении Ольги Любимовой
После объявления состава кабинета министров социальные сети разделились на два лагеря. Кто-то, лично знакомый и работавший с Ольгой Любимовой, возлагает на нее большие надежды. Например, кинокритик Антон Долин написал на своей странице в Facebook: «Но сегодня я искренне рад, что министром культуры России стала молодая, умная, образованная, прагматичная, начисто лишенная фанатизма и, с другой стороны, цинизма, современная женщина, которая любит культуру — ну как минимум кино. Разумеется, найдутся те, кто будет давать мрачные прогнозы, исходиться в сарказме, выкапывать сомнительные факты биографии (не помню, бывало ли иначе)».
Второй лагерь, «против», за последние пару дней новому министру припомнил все: и обучение в православной школе, и посты в ЖЖ 12-летней давности (к утру 23 января Любимова скрыла посты в аккаунте), где она называет себя «некультурным человеком», и тесную работу с Никитой Михалковым, и даже старую фотографию в футболке с нецензурными словами.
Forbes Woman изучил биографию Ольги Любимовой и поговорил с представителями культурных институций о том, чего они ждут от своего нового министра.
Еще в школьные годы в жизни будущего главы Минкульта появилась тема религии. «К седьмому классу православная гимназия для меня стала лагерем Аль-Каиды», — вспоминает Ольга Любимова в одном из своих интервью. Уже тогда она мечтала заниматься культурой и театром.
Любовь к искусству передалась от предков. Ольга Любимова — правнучка знаменитого актера МХТ Василия Качалова, отец — ректор Щепкинского театрального училища Борис Любимов, а мать — актриса «Современника» Мария Шверубович. Неудивительно, что Любимова пошла учиться в ГИТИС на факультет театроведения. Также она окончила факультет журналистики МГУ.
Несмотря на то что после православной гимназии у Любимовой сформировалось довольно скептическое отношение к церкви, ее будущая профессиональная деятельность оказалась во многом с ней связана. В ее портфолио более 80 программ и документальных фильмов о православном мире, где она успела примерить на себя роли корреспондента, шеф-редактора и продюсера. Среди них «Ортодокс», «Русский взгляд», «Православный календарь». В религиозную журналистику попала отчасти случайно — надо было заработать денег, и друг предложил устроиться в Информационное агентство Русской Православной Церкви. По словам Любимовой, она встретила не просто православных, но и красивых и умных мужчин, которые ее вдохновили.
Там же она познакомилась со своим мужем — журналистом Евгением Барановым, от которого у нее впоследствии родилось двое детей. «Жизнь девочки до 20 лет складывается благодаря тому, какие мужчины ее окружают. Помимо папы и брата, иногда их вообще не бывает. Важно, кто окружает ее в институте, на первой работе», — считает Любимова.
Первая работа в Минкульте была в качестве советника главы департамента кинематографии в 2015 году, где Любимова занималась проблемами документального кино. По ее словам, тогда она изучила работу департамента с самых низов. «Всевозможные нюансы, связанные с государственными контрактами, с получением субсидий, — это, конечно, небо и земля по сравнению с обычными типовыми договорами, с которыми я была знакома и как сценарист, и как продюсер, и как сотрудник телеканалов», — говорит она. Через год ее пригласили работать на «Первый канал» заместителем главы дирекции социальных и публицистических программ. «Я уходила с прекрасной должности прекрасной дирекции «Первого канала», — рассказывала Ольга Любимова о своих карьерных передвижениях.
В январе 2018 она вновь вернулась в Министерство культуры, возглавив департамент кинематографии. Любимова придерживается политики открытости и прозрачности, при ней впервые была опубликована информация о том, сколько денег из госбюджета было потрачено создателями кинолент c 2015 года. Оказалось, что десятки фильмов, профинансированных министерством, не дошли до кинотеатров, а значит, и до зрителей. «Фильмы нужно сдавать и прокатывать. Мне кажется, это всем понятно. Мы сами не хотим обращений в прокуратуру, мы хотим премьер в кинотеатрах», — считает Любимова.
По словам самой Любимовой, подчас продюсеры не готовы представить свой проект: не помнят смет, путаются в показаниях. «Приходится, как в советской поликлинике, очень много работать на профилактику. Я никогда в жизни так не ругалась и не орала матом, как здесь — на «Союзмультфильм», на киностудию Горького, на продюсеров, которым ты звонишь [со словами]: «Сдавайте срочно! Вовремя, идиоты! Еще три дня, и я обязана буду вам штраф выписать». Зато мы потом вместе обнимаемся и радуемся на премьере», — рассказала она «Медузе» в одном из последних интервью.
Министерство культуры, которое она возглавила, Любимова сравнивает с продюсерским центром, у которого полторы тысячи проектов. Какой политики она будет придерживаться и продолжит ли линию своего предшественника?
За восемь лет, которые провел на посту главы министерства Владимир Мединский, в сфере культуры произошло очень многое: началось дело «Седьмой студии, массово стали отменять концерты рэперов и рок-звезд, объявлены приоритетные темы для кино — это Крым и семейные ценности, снимались с проката или переносились зарубежные фильмы из-за совпадения их выхода с праздниками в России и выходом отечественных лент. Все это продолжает вызывать немалый общественный резонанс.
Марина Лошак
директор Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина
«Нужно сказать, что мы ждем рационально мыслящего человека с правильными моральными установками. Человека, который понимает, что такое культура в целом. Учитывая генеалогию семьи, на это стоит надеяться особым образом. Мне кажется, что в ходе работы в Министерстве она доказала, что она очень умный, тонкий и прекрасно коммуницирующий с людьми профессионал, и это тоже дает большие основания надеяться, что это будет правильный министр культуры.
Очень трудно быть хорошим министром культуры в России. В любом случае все, кто приходят на эту должность (хочется сказать расстрельную) сложную, будут критикуемы всегда. Я уважаю людей, которые берут на себя ответственность и эту миссию. Женщина умная, красивая, из прекрасной семьи, образованная, с большими достижениями в жизни, пластичная, в хорошем смысле этого слова. Все это дает надежду на то, что это будет хороший, умный, функциональный, прогрессивный министр, который может сделать такое количество важных шагов, которые станут колышками для следующего министра культуры».
Антон Белов
директор Музея современного искуссства «Гараж»
«Что касается Ольги Любимовой, то вместе с ней я прежде не работал: ее деятельность активнее была связана с кино, но несколько раз я слышал ее выступления и присутствовал на дискуссиях с ее участием. Она мне показалась очень здравомыслящим и максимально интеллигентно и адекватно реагирующим собеседником, который вместе с тем хорошо понимает государственные задачи и устройство работы государственных органов. Для меня важно, что министр сама из семьи, работающей в сфере культуры. Честно говоря, от нового назначения я жду прежде всего большего внимания к сфере культуры, хотелось бы, чтобы выделяемые средства на эту область увеличились: федеральный бюджет на культуру в его нынешнем виде микроскопический. Еще хотелось бы, чтобы министр в большей мере способствовала развитию открытых механизмов вроде конкурсов, привлекала экспертное сообщество в решение проблем.
Важно, чтобы происходила цифровизация процессов и билеты в интернете стали доступны не только приезжающим в Москву гостям столицы. К регионам тоже, как мне кажется, должно быть проявлено больше внимания: культура Москвы и Питера гиперболизированно выпуклая, все ресурсы сконцентрированы в этих местах, а в регионы продолжают клонировать проекты. Посмотрите, туда все больше хочется отправиться ради локальных центров, а не клонов: Дягилевского фестиваля в Перми, «Смены» в Казани, «Зари» во Владивостоке, Ельцин-центра в Екатеринбурге, Типографии в Краснодаре и многих других».
Екатерина Мцитуридзе
телеведущая, журналист, экс-глава Роскино
«То, что министром стала женщина, это плюс в гендерной политике нашей страны, где по гамбургскому счету всего два больших политика с самостоятельной судьбой — Валентина Матвиенко и Татьяна Голикова. Обеим пришлось пройти через огромные сложности, чтобы стать лидерами такого масштаба, какими они являются сегодня.
Уверена, Ольга Любимова осознает, что добиться успеха сейчас возможно только через системные изменения. В первую очередь с создания условий, инициирования законов для того, чтобы бизнес пришел в кино. А там, где бизнес невозможен, благодаря независимым и сильным экспертам определять лучших и дать им максимальную свободу творчества. В общем, перед новым министром стоят задачи в полный рост мужского размера, «не женские», но и поддержка у нее тоже широкоформатная.
Тем более Владимир Ростиславович не так далеко отъехал от Гнездниковского переулка, как многим показалось. Культура, как известно от Де Голля, «нефть Франции». В России у нас ее две, но одна в почете, а другая — в статусе «бедного родственника». Желаю Ольге удачи и сил изменить такое положение дел. Мы все этому будем рады».
Мэри Назари
генеральный директор сети кинотеатров «Пионер»
Это крайне положительная и радостная новость. Сложно делать прогнозы, но мне кажется, новый министр культуры обладает одним важным качеством: умением коммуницировать с разными людьми, слушать и выстраивать конструктивный диалог. На мой взгляд, это очень востребованный навык в современном российском обществе, и его многим, увы, недостает.