К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Чем раньше, тем лучше. Как женщине сделать карьеру на Западе

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Согласно исследованию Kontakt InterSearch Russia, релокация в другие страны традиционно входит в четверку самых популярных желаний, связанных с дальнейшим развитием карьеры. Уехать хотели бы 17% женщин-руководителей. Какие шаги стоит предпринять, чтобы оказаться востребованной за рубежом?

Женская vs мужская релокация

Согласно исследованию Kontakt InterSearch Russia, релокация в другие страны традиционно входит в четверку самых популярных желаний, связанных с дальнейшим развитием карьеры. Уехать хотели бы 17% женщин-руководителей и 30% мужчин, которые в целом более амбициозны, готовы к риску и зачастую менее связаны семейными обязательствами. По популярности такой ответ находится на том же уровне, что и открытие собственного бизнеса. Однако, если посмотреть на практику, успешных случаев релокации будет в два-три раза меньше.

Почему так происходит? Известная поговорка, что мужчины едут за работой, а женщины за любовью, достаточно точно отражает реальную картину. По результатам исследования, проведенного ассоциацией InterNations, 12% женщин продолжают свою карьеру за границей, выйдя замуж за иностранца, а 16% следуют за мужьями, которые получили предложение работать или учиться в другой стране. Есть множество примеров, иллюстрирующих эту статистику: например, HR BP производителя спортивной одежды переехала в Нью-Йорк вслед за мужем и заняла аналогичное место в американском подразделении компании. Биолог — сотрудница одного из ведущих российских исследовательских центров — получила предложение о работе от начальника своего мужа, когда прилетела к супругу из России на день рождения: на вечеринке выяснилось, что в университете США, где работал супруг, как раз есть вакантное место. Юрист нашла работу по специальности, когда ее муж поступил на МВА в Стокгольме. Больше всего женщин с высшим образованием, переехавших в Европу из России, работает в сфере науки и образования (20% от общего числа). Около 8% трудятся в продажах и маркетинге, 7% — в медицине.

Отсутствие паритета в кейсах релокации между мужчинами и женщинами— глобальный вопрос. Только 17% женщин выбирают позиции вне родной страны по сравнению с 28% мужчин — данные исследования Catalyst, международной некоммерческой организации, помогающей компаниям создавать рабочие места для женщин и решать различные проблемы, связанные с женской карьерой по теме. Выяснилось, что 64% женщин никогда не получали предложения переехать за границу — у мужчин данный показатель составляет 55%.

 

Безусловно, чаще за границу уезжают топы-мужчины: в нашей практике, около 70% кейсов — мужские по сравнению с 30% женских релокаций. Это связано не только с более низкой мобильностью женщин, их склонностью к стабильной работе и обязательствами перед семьей, сколько с гендерным дисбалансом на высших позициях менеджмента: согласно исследованию Kontakt InterSearch Russia, у 90% женщин начальник — мужчина. Кроме того, существуют отрасли, которые сегодня двигают экономику, наверху списка — индустрия ИТ, где женщин не так много.

Рецепт успеха

Если мысль строить карьеру в Европе или Америке посетила вас после 40, и вы не являетесь гениальным хирургом или ученым, то скорее всего, это несбыточная мечта. Чем раньше вы начнете, тем лучше. База — знание языка. Причем не только английского, но и языка той страны, на которую вы нацелились. И действительно свободное владение, а не на уровне «разговорный». Зная только английский язык, вы в принципе можете претендовать на позиции в ИТ-бизнесе либо в транснациональной корпорации, где  это рабочий язык. Либо попробовать попытать счастье в англоязычных государствах — Великобритании, США, Австралии, хотя в эти страны, особенно в США, довольно сложно получить долгосрочную визу.

 

В любом другом случае вам будет проблематично добиться реальных успехов. Например, одна из моих соискательниц, успешный директор по развитию бизнеса в фармкомпании, сначала купила дом в Праге как актив, а потом решила переехать насовсем и развивать карьеру уже в Чехии. Она попросила меня организовать ей интервью с нашими чешскими коллегами, и первый вопрос, который ей задал консультант: «Как у вас обстоят дела с чешским языком?». В результате она решила переехать на время в Чехию, подучить язык и освоиться, чтобы претендовать на позиции соответствующего уровня. Сейчас у нее на руках есть несколько вполне достойных предложений, но это потребовало от нее временных и финансовых вложений.

Образование тоже имеет значение. Хорошо если у вас были программы по обмену, стажировки. Еще лучше, если вы получите высшее образование в ведущем европейском или американском университете. Безусловно, идеально полноценное очное обучение, но если нет такой возможности, например, вы кормящая мать или в принципе не готовы надолго уезжать на этапе обучения, то сейчас есть масса дистанционных курсов обучения, стоимость которого начинается от 3 000 —5 000 USD в Гарварде, Кембридже и других топовых университетах. Например, я знаю случай, когда во внутреннем конкурсе на позицию руководителя HR службы в Дубаи одной из крупных международных машиностроительных компаний победила кандидат из России: во многом не только благодаря своему опыту и успехам в работе, но и тому, что она прошла дистанционную программу Leadership в Insead. Это дало ей дополнительные баллы и помогло принять решение в ее пользу, несмотря на консервативность страны в отношении женщин–топов.

Выбирая специальность, не забудьте изучить, какие направления наиболее востребованы в той стране, куда вы собрались переезжать. Если говорить про общемировые тенденции, то цифровизация будет беспроигрышным вариантом. Российскому специалисту легче всего построить карьеру за рубежом в сфере ИТ, медицины и фундаментальных наук. Если же вы от природы гуманитарий и научно-техническая карьера вам не светит, выбирайте в качестве работодателя с самого начального уровня глобальные корпорации, которые практикуют релокации и по всему миру, такие как Coca-Cola, Mars, Adidas, Boeing, Siemens, GE и другие.

 

Более 85% международных компаний декларируют возможности развития cross-border карьеры, но конечно, стоит учитывать, что, во-первых, реально такие возможности для российских топ-менеджеров готовы предложить не более 50% компаний, и во-вторых, не всегда релокация возможна в те страны, которые могут представлять интерес по уровню жизни и дальнейшим перспективам. Также, в японской, корейской или тем более китайской компании возможности продвижения управленца из России минимальны, а если кандидат — женщина, то и вовсе стремятся к нулю.

MBA сильной зарубежной бизнес-школы тоже будет подспорьем, но все же опыт работы первичен — «хорошая школа» и понимание международных стандартов ведения бизнеса очень ценятся. Женщинам я бы порекомендовала обратить особенное внимание на Австрию, Германию и страны Скандинавии. Здесь, на мой взгляд, принята максимально объективная оценка кандидатов, без гендерного преимущества, и очевидно, что женщине будет проще добиться признания в странах, где знают, что означает слово diversity. Там приняты законы, связанные с гендерным равенством и поддержкой декретного отпуска для мужчин (например, датский «О гендерном равенстве» или постановление Еврокомиссии по поводу гендерного состава советов директоров). Проще всего понять, как в стране обстоят дела с отношением к женщинам, посмотрев на состав руководства крупных компаний и карьеры женщин во власти. Например, в Германии 7 из 16 членов правительства —женщины, и в советах директоров большинства крупных компаний не менее трети женщин, что определяет максимально комфортное окружение и возможности развития. Замечу, что в топ-менеджменте 10 самых крупных немецких компаний нет пока ни одной женщины из России — добиться выдающейся карьеры и там будет непросто, но в среднем менеджменте однозначно можно преуспеть.

Самый простой и логичный путь — начать профессиональное передвижение между странами в рамках своей компании, ведь получить должность вице-президента, например, в миланском офисе крупной компании без опыта работы в Италии практически невозможно. Старайтесь получить следующую должность в своей компании вне России, это откроет вам «двери на Запад». На днях кандидатка — финалист на позицию директора по маркетингу и продажам в крупную логистическую компанию — получила контр-оффер от текущей компании на аналогичную позицию в Дании в связи с тем, что ее показатели по привлечению новых клиентов и рентабельности проектов были самыми высокими в Восточной Европе.

Тщательно выбирайте компании в соответствии с корпоративной культурой, чтобы понять, насколько реально продвижение в те страны, которые вам интересны. Читайте статьи, публикации в соцсетях, общайтесь на форумах и конференциях, узнавайте специфику компании, реальное отношение к продвижению кандидатов из России на топовые позиции в европейских офисах — чем больше вы будете знать о возможностях роста внутри компаний, тем более осознанно будете принимать решение о выборе работодателя.

Создавайте свой личный профессиональный бренд, причем с фокусом на международную карьеру: заведите англоязычные профили в международных соцсетях, пусть ваши публикации покажут, что вы ориентированы на глобальное профессиональное развитие, будьте толерантны в своих постах, создавайте тот имидж, который поможет вам, когда встанет вопрос о вашем назначении.

 

Еще один банальный, но действенный совет — выбирайте в качестве работодателей известные компании с положительными HR брендом: чем внушительнее будет выглядеть ваше резюме, тем больше шансов, что вас оценят по достоинству в любой стране мира.

И наконец, отдавайте себе отчет, что решение на релокацию часто будет зависеть от вашей семьи.

Одна из наших кандидаток, финансовый директор крупной FMCG компании, получила предложение о релокации в австралийский офис. Ей повезло: ее муж работает в сфере ИТ разработок, и ему удалось получить оффер от австралийской компании довольно быстро. Компания оплатила переезд, включая даже мебель и все личные вещи, предоставила оплату аренды квартиры и обеспечила повышение уровня дохода на 30% по сравнению с предыдущим.

Благодаря глобализации и развитию технологий, меняется наш образ жизни, а вместе с ним и семейные роли. С каждым годом растет число компаний, готовых предоставить гибкий график своим сотрудникам (и рядовым, и топам), поэтому переход «на удаленку» для партнера становится отличной возможностью продолжить карьеру и одновременно поддержать жену.

 

В целом, если вы твердо решили строить карьеру в Австрии, Германии, Франции, США, Канаде, Австралии, Дубаи или любой другой привлекательной для вас стране, основные советы: начинайте как можно раньше, анализируйте ситуацию в каждой отдельной стране, стройте карьеру системно, учите языки, и конечно, будьте лучшими в своей индустрии и профессии, и предложения сами будут искать вас.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+