Как 26-летняя американка производит пуленепробиваемые толстовки в борьбе с массовыми убийствами
26-летняя основательница Wonder Hoodie Ви Чан собирается пошатнуть индустрию гражданских бронежилетов, предложив более надежную защиту для головы, взаимозаменяемые стили и современные модели по сравнительно доступным ценам. Ее компания, которая разрабатывает и производит пуленепробиваемые толстовки, — один из новичков перспективного рынка пуленепробиваемой одежды. Цель Чан — способствовать широкому распространению бронежилетов и сделать их более доступными благодаря недорогим вещам того же качества, что и у правоохранительных органов.
Wonder Hoodie, основанная в 2018 году, может похвастаться защитой как для головы, так и для туловища, а также модульной конструкцией, которая позволяет дополнять толстовки пуленепробиваемыми оболочками.
Ви Чан признает, что в США еженедельно, а иногда и ежедневно происходят массовые убийства, которые попадают в заголовки прессы.
Утром, в тот день, когда Чан давала интервью Forbes, двое подростков в возрасте 14 и 16 лет были убиты во время стрельбы в средней школе Согуса (позже погибших стало трое, когда 16-летний стрелок скончался от огнестрельного ранения — он решил покончить с собой), совсем недалеко от фабрики компании Чан в Лос-Анджелесе. Два года назад произошла другая трагедия, которая сподвигла Чан на создание Wonder Hoodie. Ее соседка в Сиэтле возвращалась домой, когда грабитель схватил ее сумку. Женщина не отпускала ее, и тогда преступник восемь раз выстрелил ей в грудь. Она умерла прямо перед домом Чан.
«Если бы стреляли в мою мать или младшего брата, я бы хотела, чтобы их головы и тела были защищены, и я не видела на рынке подходящих продуктов, — рассказала Чан Forbes. — Очень малое число моделей было предназначено для женщин и детей, а цены были возмутительно высокими». Чан решила восполнить пробел. Она взяла все свои сбережения в размере $100 000 и в январе оставила хорошо оплачиваемую руководящую должность в сфере техники безопасности, чтобы основать Wonder Hoodie.
Чан вручную сшила первые тридцать толстовок, оптом закупив кевлар (антибаллистический материал. — Forbes Woman) у DuPont. Цены на продукты Wonder Hoodie, в числе которых толстовки, пиджаки и вставки в рюкзаки, составляют от $100 до $650. За первые 11 месяцев существования компании объем продаж превысил $500 000, выручка в этом году достигнет $4 млн, и сейчас у Wonder Hoodie есть три фабрики, расположенные в Калифорнии.
За долю гражданского рынка соревнуются и такие продукты, как пуленепробиваемые рюкзаки от Skyline USA стоимостью около $100 или пуленепробиваемые костюмы от Aspetto, цена на которые варьируется от $2800 до $5000. Основные потребители на глобальном рынке бронежилетов, объем которого в 2018 году был оценен в $2,1 млрд, — это правоохранительные органы и армия, а на гражданских лиц приходится менее 10% рынка.
«Трудно назвать точное число, но мы заметили, что для нас потребительский рынок растет в геометрической прогрессии», — рассказал Forbes Роберт Дэвис, сооснователь Aspetto и участник рейтинга «30 до 30» 2018 года.
Как заметила Чан: «После каждого случая стрельбы к нам обращаются новые инвесторы».
Если оставить в стороне денежные вопросы, некоторые специалисты по безопасности говорят, что степень защиты, которую предлагают Wonder Hoodie и другие производители пуленепробиваемых потребительских товаров, в лучшем случае зависит от обстоятельств.
«Стоимость пуленепробиваемой одежды или даже бронежилетов для сотрудников школ будет запредельно высока по сравнению с возможной пользой», — рассказал Forbes Крис Дорн, старший аналитик из Safe Havens International, организации, занимающейся вопросами безопасности в школах и созданной вскоре после массового убийства в школе «Колумбайн» 1999 года. «Теоретически это может спасти чью-то жизнь, но с точки зрения тактики нужно, чтобы эта одежда была на вас, когда начнется стрельба, — продолжает Дорн. — Для того чтобы один из этих продуктов спас жизнь ребенка, если стрелок появится внезапно и начнет палить по классу, требуются весьма специфические обстоятельства».
Вместо этого Дорн рекомендует тренировать сотрудников и учеников на реальных сценариях.
Первого инвестора Wonder Hoodie, Николаса Томмарелло, сооснователя и генерального директора Wefunder, инкубатора и платформы для краудфандинговых венчурных инвестиций, такая критика не смущает.
«Скептиков много, но дело в том, что Ви пытается решить проблему, людям это нужно, и они покупают ее продукт. Это все, что меня волнует, — сказал Томмарелло Forbes. — Я доверяю людям, которые действительно делают что-то, чтобы изменить мир к лучшему».
Чан намеревается добиться большего эффекта посредством программы, в рамках которой за каждые десять приобретенных толстовок компания жертвует одну толстовку сотруднику школы. В числе покупателей Wonder Hoodie как сотрудники правоохранительных органов, в том числе полицейские департаменты Сан-Франциско и Лос-Анджелеса, так и школы, учителя и родители, на которых приходится 30% объема продаж. Для всех категорий потребителей главной проблемой была цена.
«Я знала, сколько стоит кевлар, и видела, что другие компании делают наценку в 95%, и меня это очень раздражало, — сказала Чан. — Наша наценка справедлива, у нас есть свои фабрики, поэтому мы можем значительно сократить расходы».
Чан и ее семья эмигрировали в США из Вьетнама, когда ей было восемь лет. Вскоре после переезда в Сиэтл отец Чан умер от рака печени, поэтому матери пришлось содержать ее и ее восьмимесячного брата на скромную зарплату работницы фабрики по производству тофу. Окончив Вашингтонский университет, Чан позднее переехала в область залива Сан-Франциско, чтобы стать участницей бизнес-инкубатора Томмарелло. Здесь и сложилось ее видение компании.
«Я не хочу, чтобы кому-то понадобился мой продукт, но если людям это нужно, чтобы чувствовать себя в безопасности, я буду рада им помочь, — сказала Чан. — Сейчас не все могут позволить себе мои продукты, так как же мне это сделать? Я над этим еще работаю, но думаю, я на верном пути».
Перевод Натальи Балабанцевой