К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Дайте денег: есть ли гендерная дискриминация в отношениях женщин-предпринимателей и инвесторов

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Гендерные предубеждения обычно проявляются в форме вопросов инвесторов об авторитете женщин-предпринимателей в качестве лидеров бизнеса и об их семейных обстоятельствах

Согласно международному исследованию HSBC Private Banking, почти 30% женщин, открывающих свой бизнес, сталкиваются с предвзятостью со стороны инвесторов. Участницы опроса сказали, что им задавали больше вопросов о личной жизни, чем мужчинам, — тех в основном расспрашивали о бизнес-идее. Уровень дискриминации варьируется в зависимости от страны: больше всего об «особом» отношении говорят предпринимательницы Великобритании (54%), США (46%), Сингапура (41%). Лучшие показатели у Франции (22%) и Китая (17%). Что касается России, то у нас не проводилось полномасштабное исследование на эту тему.

Cтартапы с душой

Если мы посмотрим на финалисток традиционного конкурса EY «Деловые женщины», то увидим, что в основе большинства стартапов, созданных номинантами, лежит некая гуманистическая идея. Многими движет желание сделать мир лучше, проще, облегчить жизнь окружающим. И это, на мой взгляд, сильно отличает подход женщин-предпринимателей.

Как показало исследование Kontakt InterSearch Russia, проведенное в начале года, около 20% женщин — наемных руководителей видят дальнейшее развитие в открытии собственного бизнеса. Из них 33% собираются развивать свое дело в сфере консалтинга, 11% — в гостиничной и ресторанной отрасли, 7% — в индустрии моды и красоты. Другие 7% хотели бы запустить проект в ретейле, еще 7% — в маркетинге и PR. В психологию желают уйти 5% респондентов, в благотворительность, медицину, науку и образование —3%. Все перечисленные сферы можно посчитать вполне «гендерно сбалансированными»: здесь достаточно успешных примеров женщин-лидеров, что формирует и здоровую деловую коммуникацию между женщинами и мужчинами.

 

Отдельная тема — благотворительность. «Пока наш менталитет таков, что существует даже что-то вроде традиции: просить денег на работу фондов приходит женщина. И даже хорошо, что это делает женщина. В нашей стране благотворительность ассоциируется с небольшими деньгами, а сотрудников таких организаций считают подвижниками. В Америке в благотворительности занято много мужчин, там функционирует больше крупных фондов и ассоциаций. В России мужчины чаще всего воспринимают себя основными «провайдерами» бюджета, и им сложно уйти в сферу, которая явно не повысит их благосостояние», — рассказала Ирина Меньшенина, генеральный директор Благотворительного фонда «Синдром любви».

Человек твоего племени

К сожалению, женский бизнес в массовом сознании нередко ассоциируется с инстаграм-спамом: «мамочками в декрете», «ноготочками» и так далее. Действительно, многие женщины предпочитают развивать дело в индустриях, которые им ближе. Эти усилия часто характеризуются как «милые», называются «хобби» и обесцениваются как серьезная попытка предпринимательства с хорошим потенциалом.

 

Бонни Крейтер, президент и генеральный директор консалтинговой компании Full Circle Insights, считает, что венчурные капиталисты, как правило, вкладывают средства в стартапы, управляемые людьми своего «племени»: к примеру, инвестор, получивший образование в Стэнфордском университете, захочет поддержать бизнес стэнфордского выпускника. Казалось бы, тогда венчурные фирмы с партнерами-женщинами с большей вероятностью будут инвестировать в стартапы, управляемые женщинами, и наоборот. Однако, согласно исследованию бизнес-школы Babson, такое справедливо только для 6% американских фирм.

Александра Калошина, основатель группы компаний Solstudio Textile Group, признает, что специфика отрасли важна. «Нам пришлось вести переговоры с большим количеством групп, фондов, частных инвесторов, и практически всегда нашими собеседниками были мужчины. Мы в итоге нашли инвестора и партнера, женщину. Это не значит, что мы отвергли другие предложения по гендерному принципу. В нашей ситуации сыграли роль не гендерные различия, а скорее, само направление бизнеса, потому что мы работаем в fashion-индустрии, а в нашей стране в моду не очень охотно инвестируют, и, наверное, мужчинам было сложнее разобраться в этой области», — отметила Калошина.

«Если вы запускаете бизнес в сфере, пусть и традиционно мужской, где вас уже знают и где у вас есть репутация, — это одна ситуация. Но если вы приходите в «мужскую» индустрию из другой отрасли, могут возникнуть трудности. Вы столкнетесь с той же борьбой, что и мужчина-предприниматель, но при этом вам дополнительно придется доказывать, что женщина тоже может разбираться в этой области и работать наравне с мужчиной. В одиночку я очень долго не могла получить ни рубля, но как только у меня появился партнер-мужчина, дела сразу пошли в гору», — рассказала мне знакомая, запустившая ИТ-стартап.

 

Личные вопросы и эмоциональный контакт

Подавляющее большинство инвесторов — мужчины. Но насколько справедливо мнение о том, что вам отказали именно по гендерному принципу, а не из-за объективных показателей? Думаю, понять это практически невозможно. Не всегда вопросы, которые касаются семейной или личной жизни, можно расценить как дискриминацию. Инвестору, помимо прочего, важно понять, насколько долгосрочный это проект и не является ли идея просто эмоциональным порывом. К слову, женщины, как правило, более открыты к личным вопросам, чем мужчины. Спросить о семье — не значит влезть в личное пространство, это желание поддержать разговор и вывести его на более близкий эмоциональный контакт.

В отдельных случаях слишком личные вопросы или скепсис по отношению к профессионализму предпринимателя могут быть свидетельством искусственного создания стрессовой ситуации, чтобы проверить, насколько он умеет «держать удар». Для женщин триггером могут быть одни вопросы, для мужчин — другие. Но насколько вам самим будет комфортно работать потом с партнером, выбирающим подобные инструменты?

Главный совет, который можно дать в этом случае, — не бояться и тщательно планировать свой проект, опираясь на цифры. Кто будет в вашей команде и почему это гарантирует успех? Как вы планируете занять рыночную нишу? Почему ваш продукт нужен аудитории, в чем его уникальность? Какова бизнес-модель? Как будете привлекать клиентов? Почему вам нужно именно столько денег? Кто вы по сравнению с конкурентами и почему сможете оттянуть от них часть аудитории? Какова оргструктура компании? Только уверенность в себе и профессионализм, подкрепленные цифрами и фактами, способны принести результаты. Если вам отказали, обязательно разберитесь почему: это позволит вам улучшить продукт и в следующий раз точно заинтересовать партнеров.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+