К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

10 лет Forbes Woman в России: как за эти годы изменилось положение женщин в бизнесе

Фото DR
Фото DR
29 октября 2019 года в ЦУМе, главном модном department store, прошло торжественное празднование 10-летия с момента выхода первого журнала Forbes Woman в России. Центральным событием вечера стала дискуссия о том, как изменилось положение женщин в бизнесе за эти 10 лет. Спикерами выступили Марина Жигалова-Озкан, старший вице-президент, директор департамента маркетинга и коммуникаций Сбербанка, и Ольга Наумова, генеральный директор логистической компании «Лорус SCM», экс-генеральный директор «Магнита». Мы выбрали лучшие цитаты дискуссии.

Модерировали обсуждение редакционный директор Forbes Николай Усков и главный редактор Forbes Life & Forbes Woman Юлия Варшавская. В ходе разговора спикеры подвели итоги последних 10 лет: гендерное равенство и поддержка женского бизнеса стали одной из самих актуальных тем в социальной и даже политической повестке. Благодаря таким изданиям, как Forbes Woman, в России образуется женское сообщество, становятся известны успешные кейсы женского предпринимательства, которые вдохновляют читательниц издания на то, чтобы добиваться успехов в собственной карьере. Юлия Варшавская в ходе разговора объявила о возобновлении выпуска печатной версии Forbes Woman в 2020 году: «Невозможно сегодня говорить о женской карьере в отрыве от социальной, культурной и медийной повестки. Поэтому мы будем расширять тематику издания, охватывая все сферы жизни наших читательниц и героинь. Новая героиня Forbes Woman не просто зарабатывает деньги — это женщина, которая изменив себя и свою жизнь, меняет мир вокруг. И она больше ни перед кем не извиняется за свой успех».

Удалось ли преодолеть гендерные стереотипы в бизнес-сообществе? Есть ли место инклюзии и диверсификации кадров в российских компаниях? И существует ли на самом деле стеклянный потолок в женской карьере?

Марина Жигалова-Озкан: «Успешная женщина — это не обязательно та, кто может руководить армией»

«Есть всем известная статистика: компании, в советах директоров которых есть женщины, показывают лучшие финансовые результаты. Потому что мужской и женский взгляд на работу компании может различаться. У нас разный опыт, и это для любого бизнеса только плюс».

 

«Важно, чтобы в руководстве компании были люди разных поколений. В нашем мире постоянно происходят перемены — и если компанией управляют люди одного поколения, то они рискуют упустить огромное количество изменений. Я бы рассматривала вопрос «diversity and inclusion» не только как гендерный, но и как поколенческий. Если ты хочешь, чтобы твой продукт был релевантным для разных аудиторий, ты должен мыслить категориями этих аудиторий. Поэтому создавать товары и услуги должны люди с разным опытом, правилами и принципами управления».

«Традиционно в голивудских студиях работали, преимущественно, мужчины. Когда я пришла в компанию Disney 13 лет назад, я была первой женщиной — руководителем региона. За эти годы роль женщины очень сильно поменялась: и в компании Disney, и в выпускаемом ею продукте. Во всех последних ключевых фильмах студии женщины являются главными героинями. Будь то супер-герои Marvel, «Звездные войны» или принцессы, которые теперь не сидят и не ждут принца, а сами на коне ищут свое предназначение и счастье».

 

«Я считаю, что стеклянный потолок в России — в голове и сознании. Если мы себе говорим, что это именно тот уровень, до которого мы дойдем, а дальше — все, значит, мы и дойдем только до этого уровня. Вспоминаю одну из первых своих работ — мне было 25 лет, я была в совете директоров судоходной компании, в которой работало 15 тысяч человек. И в принципе я считала, что это нормально. Так что ограничения — только внутри нас».

«Часто женщина осознанно выбирает стиль жизни. Ведь чтобы продвигаться по карьерной лестнице и достигнуть успеха, нужно много работать. А это отнимает время. И это — тот выбор, который мы должны делать: пользу семьи, близких и детей, либо работы. И часто я вижу, что это осознанный выбор женщин — проводить больше времени с близкими, и я отношусь к этому с большой симпатией. У каждой из нас такой выбор существует. Но он может и отличаться в разных жизненных обстоятельствах, то есть его невозможно сделать раз и навсегда».

«Поддержка любимого и близкого человека позволяет самореализовываться, является основой, базисом для вдохновения и движения вперед. Если мужчина самодостаточный и уверенный в себе, он всегда примет рядом с собой сильную женщину».

 

«Если в данный момент ты находишься рядом со своим ребенком, необходимо полностью посвящать время ему. Когда мой сын был маленьким, то в течение рабочего дня я выделяла время, чтобы, например, забрать его из садика и хотя бы полчаса-час провести с ним. По вечерам я сначала укладывала его спать, и только потом принималась за работу. И сейчас, когда я спрашиваю его, уже почти взрослого, было ли у него ощущение, что ему не хватало меня в детстве, он отвечает — нет. Мы все в нашем безумном графике можем выделить время, когда будем полностью посвящены близким».

«Чтобы построить компанию с нуля, требуется отречение от всего. Наверное, в силу наличия детей и других обстоятельств, женщине сложнее сделать этот шаг — и хотя кажется, что в этом суждении я обращаюсь к стереотипам, в этом есть доля правды. Мне кажется, очень часто желание оставаться в тени — это решение женщины. Ведь даже не все мужчины хотят быть лидерами. Многие с радостью занимаются другой работой и реализуют себя не через лидерство, управление проектами и бюджетами».

«Я сама ощущала помощь и поддержку женщин, с которыми я познакомилась благодаря Forbes Woman. С которыми по жизни мы идем вместе, принимая определенные решения, поддерживая друг друга, оставаясь близкими людьми. Женская дружба ` очень сильная. Есть огромное количество стереотипов про зависть, но это совершенно не так».

«В будущем со страниц СМИ важно говорить о персональной свободе. О примерах женщин, которые делали ошибки, но чего-то добились. Успешная женщина — это не обязательно та, кто может руководить армией. Она может реализовывать себя совершенно в другом направлении. Вы должны ломать стереотипы о том, что «женщина успешна, только если она генеральный директор корпорации». Абсолютно нет, она может обрести себя в совершенно другом роде деятельности. Важная задача медиа — объяснять, что ролевые модели могут быть абсолютно разные».

Ольга Наумова: «Довольно странно заводить семью, в которой вы будете преодолевать чье-то сопротивление»

«Я вижу интересные изменения на уровне молодежи. Вижу готовность девочек рассматривать свою жизнь не только как «жизнь на кухне». Мне кажется, поменялось отношение нового поколения к тому, как можно самореализовываться, какие задачи нужно решать. И это то, что послужит основой для изменений в последующие 10 лет».

 

«Я бы не сказала, что сейчас абсолютно весь бизнес действительно всерьез воспринимает вопрос «diversity and inclusion» — в отдельных случаях это просто хайп. Проблема в том, что мы мало говорим на языке цифр, а ведь существует много разных бизнес-показателей, на которые влияет, ведет ли компания политику диверсификации. И зная об этом, наши мужчины перестанут улыбаться при упоминании проблемы гендерного неравенства и начнут осознавать, что гендерное разнообразие действительно позволяет компаниям двигаться вперед».

«В ритейле работает огромное количество женщин, их количество в компаниях может достигать 80%, но при этом, чем выше ты поднимаешься по карьерной лестнице в торговом бизнесе, тем больше ты видишь костюмов. То, что этими бизнесами управляют мужчины, на меня произвело большое впечатление, и я считаю, этим и объясняется необходимость об этом говорить — чтобы поднимать самооценку женщин, которые работают в этих компаниях и думают, что у них нет шансов вырасти».

«Я сторонник максимального равноправия. Выбирать, сколько времени проводить с близкими, на что тратить свои силы, где есть место творчеству — должен абсолютно каждый человек, вне зависимости от гендера. Плохо то, что мы видим до сих пор, как школьникам забивают головы стереотипными формами поведения. Если ты делаешь карьеру — то ты несчастная и никому не нужная. Это потолок, который в голову вкладывают. Сейчас нам, находящимся в центре Москвы, кажется, что мы эту проблему на уровне всей страны преодолели. Но чем больше мы удаляемся от столице, тем чаще мы с этой проблемой сталкиваемся снова».

«Оглянитесь, сколько за последние 10-20 лет появилось разных помощников, которые все больше и больше избавляют женщин от необходимости заниматься домашним хозяйством «врукопашную»: с ведром, тряпкой, веретеном!»

 

«Мне кажется довольно странным заводить семью, в которой вы будете преодолевать чье-то сопротивление. Я вообще за партнерские отношения, и мне повезло. Я вообще стараюсь строить с людьми именно такие отношения. Мы и так в жизни преодолеваем слишком много сопротивлений».

«Детей прежде всего нужно любить. И дети должны быть счастливы. Если они самодостаточны, имеют стержень, характер, то надо им просто дать возможности расти, как они хотят. У меня перед глазами много сценариев «тяжелой материнской любви», которая убивает всякий выбор. Вы только представьте: вот маленький ребенок, и вот вы — со всем своим характером, которого хватает на большие трудовые коллективы — по полной программе начнете его воспитывать. Я, честно говоря, стараюсь быть подальше от этого в отношении своих детей и просто хочу, чтобы они были счастливы, и были теми, кем они хотят быть, а не теми, кем я хочу, чтобы они стали».

«Мы живем в первом поколении бизнеса. И то время, когда закладывались состояния — это время войны. Женщины сильны в созидании, а не в разрушении. Поэтому на вершине бизнеса мы видим сейчас поколение тех, кто хорошо воевал».

«Как правило, люди считают, что, «вот у нас вырос мальчик, он должен управлять бюджетами, а девочке зачем себя через это реализовывать, если есть другие прекрасные формы». Это тоже стереотипы. Каждая личность индивидуальна и должна сама решить, кто она».

 

«Появление большого количества женщин на главных бизнес-позициях показывает всевозможные и разнообразные модели поведения. Это дает понять девочкам, которые только начинают карьеру — да, в этой компании возможен карьерный рост, все возможно».

Партнером события стал девелопер KR Properties, автор многих уникальных проектов в Москве.  Компания представила на вечере клубный дом Kuznetsky Most 12 by Lalique —  проект, созданный в коллаборации с французским брендом Lalique. Вторым партнером встречи выступила испанская SHA Wellness Clinic, ее совладелец Альфредо Батальер с шеф-поваром Ликси Линеасом лично приехали в Москву. Альфредо рассказал о том, что SHA скоро откроется в Мексике, а Ликси предложил гостям полезные и вкусные закуски от SHA.

Площадкой для празднования 10-летия Forbes Woman в России ЦУМ стал не случайно. В ЦУМе на площади более семидесяти тысяч квадратных метров представлены самые актуальные модные бренды, пользующиеся заслуженной популярностью у успешных деловых женщин, по ценам бутиков в Милане и Париже.

Макияж команде Forbes предоставлен бьюти-сервисом Juicemua.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+