К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Универсальный солдат. К чему ведет соревнование между мужчинами и женщинами

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Феминизм начинался как борьба за равные права, но теперь в некоторых случаях превращается в жестокое соревнование между женщинами и мужчинами за статус «умнее», «лучше», «работоспособнее». Но сделает ли нас это соревнование более равноправными?

Сегодня, по данным Юнеско, 143 из 195 стран обещают всем людям равные права в конституции, но дискриминация женщин еще присутствует на разных уровнях: в быту, в стереотипном мышлении, в законодательстве.

«Права человека» — дискурс, понятный и мужчинам, и женщинам. Однако то, за что сегодня борются женщины и что активно пропагандируется в медиа, не является борьбой за человеческие права. По сути, о человеке здесь речи не идет.

По данным New York Times, в 2018 году 86% опрошенных американцев признали женщин и мужчин одинаково компетентными (оценивался интеллект, способность к анализу, организации и креативное мышление). В 1946 году их доля была 35%, в связи с чем американские женщины празднуют «социальный прорыв».

 

Женщины во многих странах добились того, чтобы стать такими же, как мужчины. Но за что в действительности велась борьба — за то, чтобы стать как мужчина, или за то, чтобы стать мужчиной?

Интересно, что области, в которых сравнивались компетенции обоих полов, были исключительно те, где их уровень определяется количеством экономически значимых достижений: работа в корпорации, предпринимательство, большой спорт, наука. Пожалуй, только вождение автомобиля не относится к этой категории. Другими словами, многочисленные исследования выясняют, кто может чаще побеждать. Победа здесь определяется как повышение, получение чека от инвестора, научная премия, спортивный кубок и т. д. Да, женщины доказывают, что могут одерживать победы так же часто, как и мужчины.

 

Одно из самых популярных выступлений на TED talks про женщин-лидеров называется Why we have too few women leaders («Почему у нас так мало женщин-лидеров?»). Спикер начинает свою речь с утверждения, что «женщины не достигают топовых позиций ни в какой профессии и ни в какой стране».

Обилие таких утверждений рождает массовое убеждение, что единственное, что важно на работе, — достичь вершины. А для этого нужно соревноваться. В то же время заголовков и материалов о выгорании на работе (и мужчин, и женщин на топовых позициях) гораздо больше. Выгорание признано глобальной проблемой, и до 50% сотрудников обоих полов не могут достичь карьерных вершин, т. к. физически не справляются с напряжением. Получается, бизнес популяризирует идеи (а женщины, желающие быть успешными в бизнесе, их поддерживают), от которых сам же ищет лекарство, т.  к. степень поражения людей выгоранием — высокая.

Природные и естественные отличия женщин от мужчин обсуждаются в современной парадигме «успеха» как проклятье. Женщина рожает, значит не работает в декрете. Не работает, не социализируется, значит деградирует. Женщина может забеременеть, значит она не лучший кандидат на должность: она может в любой момент уйти в декрет, обязав компанию держать за ней место. Женщина — не идеальный арендатор, потому что может внезапно выйти замуж, переехать к мужу, оставив арендодателя в ситуации, когда нужно искать нового жильца (все примеры — из российской действительности). Женщина продолжает человеческий род, и это общество ей ставит в упрек.

 

Женщина оправдывается и соревнуется, а заголовки СМИ поддерживают дух соревнования. Женщины могут лучше писать код, но только если они скрывают, что они женщины, сообщает The Guardian. Женщины более умные, но менее амбициозные, пишет Economic Times. Более эмпатичные, но менее решительные, приводит научные аргументы NCBI. Женщины больше работают и лучше справляются с мультизадачностью, пишет Science Alert. Женщины все время доказывают, что они «лучше», а медиа подстегивает их стремление к этому, напоминая, что кто-то все время оценивает их.

Дети впитывают эту информацию мгновенно, и у них нет возможности сформировать свое мнение. В ходе одного из самых популярных шоу в США журналисты на улице спрашивали детей: «Почему женщины зарабатывают меньше, чем мужчины?» Это не вопрос, это утверждение, которое ребенок принимает на веру. Видео с ответами набрало 10 миллионов просмотров. Примечательно, что когда дети отвечали, копируя взрослых, что «женщин просто недооценивают», зрители хлопали. Когда дети отвечали «потому что женщины занимаются ерундой на работе и плохо работают», зрители злились. В любой организации есть сотрудники, которые занимаются ерундой на рабочем месте: это и мужчины, и женщины. Однако молодое поколение поощряют смотреть на проблему лишь с одного ракурса и обязательно делать вывод «женщины лучше». Если женщины в чем-то хуже — это несправедливость.

Чем упорнее женщины завоевывают право быть «лучше» в разных областях, тем стремительнее противоположный пол автоматически получает оценку «хуже». Затянувшаяся борьба женщин с мужчинами ведет к кризису отношений. Люди в паре постоянно соревнуются — кто лучший родитель, кто больше проводит времени дома, кто лучший управленец, кто может больше успевать. Глобально такая игра ведет к определяющей ценности в воспитании — «будь лучше», а не «будь женщиной». Женщина на работе  доказывает, что она достаточно компетентна, а не просто очередная женщина, которая уйдет в декрет. Женщина дома доказывает, что она незаменимый сотрудник.

Кто виноват — вопрос бессмысленный, потому что снова ведет к борьбе и выяснению отношений. В этом дискурсе нет слова «человек». Есть «женщина» и «мужчина», и есть вопрос «кто лучше». Деньги стали определяющим критерием того, женщина перед нами или мужчина. Меньше зарабатывает — наверное, женщина. Больше размер премии — скорее всего, мужчина. Что такое «человек», какие качества являются человечными, а какое отношение к людям является бесчеловечным, как «человек-мужчина» может помочь «человеку-женщине», и наоборот — мало кто понимает или обсуждает только в формате двухдневных тренингов, которые обязаны положительно повлиять на финансовые показатели компании. Однако люди это больше, чем то, сколько они зарабатывают. Борьба за статус «лучшего игрока» бессмысленна, т. к. соревнования внутри команды всегда убивают команду. Многие исследования подтверждают, что абсолютное большинство людей не выберут работу, где нужно соревноваться каждый день. Это истощает.

Поколение Y, преимущественный состав любой организации сегодня, на вопрос «Что для вас самое главное в офисе?», отвечают, что они в принципе не хотели бы работать в офисе. В их опыте он ассоциируется с бессмысленной рутиной, которую нужно выполнять лучше других. Они не хотят соревноваться, они хотят доводить интересный проект до результата вместе с другими людьми. Они не хотят контроля, они хотят доверительного взаимодействия, где можно задавать любые вопросы, не будучи за это наказанными.

 

Поколение Z — будущее нашей цивилизации — также не понимает смысла соревнований на работе. 90% сотрудников поколения Z предпочитают личное общение и ищут «человеческую коммуникацию» на рабочем месте. Соревнования не предполагают общения и работы вместе. Наоборот, разобщают людей. Условия, которые созданы сегодня внутри корпораций, не подходят подрастающему поколению женщин и мужчин. Дэн Швабел (Dan Schawbel) директор Future Workplace и автор книги «Back to Human: How Great Leaders Create Connection in the Age of Isolation« пишет: «Сегодня открыто рекордное количество вакансий — 7,5 млн только в США, но поколение Z не обладает навыками, которых требуют эти вакансии».

Речь идет о навыках: работать сверхурочно, работать в подчинении другого человека, решать конфликты внутри команды. Молодым людям не интересно подчиняться, работать больше за хорошую оценку и решать конфликты. Им интересно взаимодействие и результат (66% ждут ежедневной обратной связи от своих менеджеров).

Разделение людей на «лучше» и «хуже» по гендерному признаку ради экономической выгоды — бессмысленно. Новое поколение уже озадачивает работодателей новизной своего мышления, где люди — это команда, в которой важны и мужчины, и женщины.

Они не соревнуются за право быть одинаковыми машинами для заработка. Движение, которое до сих пор поддерживает СМИ, — длинный тормозной путь, нежели движение вперед.

 

Дети правы. Мы не выживем друг без друга (женщины без мужчин и наоборот). Эти дети через 10-15 лет будут управлять нами, и это будут абсолютно другие принципы управления.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+