К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Золотой ребенок. Как помочь себе экономить на детях — и почему они скажут за это спасибо

Фото АГН Москва
Фото АГН Москва
Советский лозунг «все лучшее детям» не теряет своей популярности и до сих пор остается одним из главных стимулов продаж. Проблема в том, что он вреден для семейного бюджета

Рынок детских товаров даже в сложной экономической ситуации остается «островком безопасности», демонстрируя стабильность по сравнению с другими сегментами и устойчивость к макроэкономическим колебаниям. По данным исследовательской компании Ipsos Comcon, с момента последнего кризиса 2014 года рынок детских товаров вырос с 500 млрд рублей до 522 млрд рублей в 2018 году, а к 2023 году, по прогнозу, достигнет 570 млрд рублей, и это притом что, по данным Росстата, рождаемость падает.
 
Экономить на детях не принято. Вне зависимости от доходов практически в каждой семье на детей приходится не меньшая часть семейного бюджета, чем на родителей. Логика равноправия закреплена даже на законодательном уровне. В соответствие с расчетами алиментов на содержание одного ребёнка приходится 25% дохода, на двоих уже треть, а на трех и более — половина заработной платы одного родителя. Как конкретно распределить свой бюджет на ребенка, каждая семья решает по-своему. По данным Минромторга, структура рынка детских товаров выглядит таким образом: 43% занимают одежда и обувь, 24% — игры и игрушки, 14% — косметические средства и средства по уходу за детьми, 8% — школьные принадлежности, 3% — детская мебель и 8% — прочие товары. К расходам, которые не учтены в официальной статистике, можно отнести все продукты питания, развлечения, дополнительное образование и досуг. И в каждой категории продавцы и производители яростно соревнуются за свою часть пирога. В ситуации, когда реальные доходы населения снижаются, а детские товары и услуги остаются приоритетными расходами в семьях, конкуренция только возрастает. 
 
Чтобы преуспеть, игроки на детском рынке должны учитывать разные причины такого покупательского поведения. Советское детство бабушек и дедушек, дефицит 90-х, «тучные» нулевые и «социальные» 10-е совместно с усилиями современных маркетологов способствуют большому количеству стереотипов, которые руководят нами в момент принятия решения. В детском сегменте правило более высокой цены чаще всего ассоциируется с более высоким качеством, а привычка купить впрок бережно передается из поколения в поколение — привет советскому и постсоветскому дефициту. «Сытые» 2000-е можно благодарить за «все лучшее сразу», или как показать, что родители точно не сэкономили на собственных детях (должно бросаться сразу в глаза), особенно ярко это проявляется при выборе одежды и сопутствующих аксессуаров. Современные мамы часто принимают решение, руководствуясь тем, как та или иная покупка будет выглядеть на странице в социальной сети и сколько лайков с ее помощью можно набрать. В любом случае, к какой бы категории мы себя ни относили, перебороть стереотип о том, что на детях не экономят и ребенку положено лучшее, крайне сложно. Но можно и нужно. Хотя бы ради самих детей.

Правила экономии во благо

Расходуя на детей солидную часть семейного бюджета, родители неосознанно накладывают на них ряд обязательств, при этом так же неосознанно, но регулярно напоминая об этом своим чадам с самого раннего возраста. Не испачкать дорогое парадно-выходное платье в два года довольно непростая задача, а не порвать модные skinny джинсы при катании на горке еще сложнее. Но для детей тренды, бренды и стоимость не имеют значения, а возможность качаться беспрепятственно на качелях, играть в песочнице, кататься на самокатах с друзьями, при этом не думая, как не испортить новые брендовые кроссовки, более естественно. Многие психологи сходятся в том, что современные родители невольно уничтожают в своих детях подвижность и любознательность. Когда родители строго указывают «Не пачкайся!», «Не лезь туда!», «Не ходи сюда!», дети постепенно теряют интерес к исследованиям. Покупая дорогую игрушку или новый гаджет, родители, с одной стороны, действуют из лучших побуждений, но опять ставят жесткие рамки, не разрешая брать ее во двор или к другу в гости, потому что поломается, забудется или отберут старшие. Родители, как правило, не задумываются о том, что покупая что-то «ради детей», они исходят из собственных амбиций и стереотипов и к реальным потребностям ребенка это не относится. Отсюда правило экономии во благо №1 — распределяйте бюджет так, чтобы не переживать за одну брендовую футболку, пусть их будет три за те же деньги: на улице гулять, краской рисовать, к бабушке в гости поехать.
 
Зачастую такие вещи, как коляски, кроватки и даже игрушки и одежда, покупаются с расчетом на то, чтобы послужить во благо всех детей в семье. Так родители находят для себя оправдание более высокой цены (а мы помним стереотип «дороже равно лучше»), так объясняют себе, почему отреагировали на маркетинговый призыв о трех годах гарантии от производителя для дорогой машины на радиоуправлении (почему при этом родители не вспоминают, как быстро ребенок теряет интерес к новой игрушке и что играть с этой машинкой они разрешат с пятью ограничивающими условиями, остается загадкой). И тут вспоминается фраза из советского мультфильма «Малыш и Карлсон»: «Мне достаются вещи моего старшего брата. Значит, если он состарится и умрет, то мне придется жениться на его жене?» Правило экономии во благо №2: если при сочетании букв «б/у» вы впадаете в панику, то нужно распределять бюджет с учетом того, чтобы у каждого ребенка была возможность играть в игрушки в соответствии со своими интересами, а не вынужденно идти по стопам старшего брата или сестры и носить свои брюки или платье, чтобы сохранить свою индивидуальность.
 
Современный темп жизни диктует свои правила, особенно в больших городах. Наличие няни в семье уже не роскошь, а часто необходимость, чтобы родители могли строить карьеру. При этом на выходных совместное времяпрепровождение с детьми остается у родителей в приоритете. Многие торговые центры делают ставку на детский досуг и развивают детские зоны, чтобы родители могли заняться шопингом. Такой сценарий на выходных уже стал нормой, если не сказать традицией, для многих семей.  При этом с точки зрения бюджета семьи такой формат досуга довольно затратен. Если посмотреть на это с другой стороны, формально проведенное время с ребенком с реальным общением имеет мало общего. Нужно признать, что дети проводят время с аниматором в игровой зоне, не с родителями, а за совместным семейным обедом погружаются в свой гаджет, как, кстати, и сами родители. Нельзя отрицать, что услуги нам сегодня навязывают везде. И мы не сильно сопротивляемся, потому что это в первую очередь удобно, а полезно или нет, второй вопрос. Все как в классическом фастфуде (до появления зож-направления). Эффект всем известен. Если к этому прибавить и тот факт, что родители часто подменяют внимание и заботу подарками, часто с помощью подарков извиняются за задержку на работе, за усталость и просто неумение найти подход к собственным детям, мы получим довольно большую часть бюджета. Правило экономии во благо №3: никто не говорит, что походы в кино или игровой центр нужно отменить, но на этом точно стоить экономить за счет выбора в пользу вариантов развлечений из нашего детства и детства наших родителей. Попробуйте летом сыграть с ребенком в бадминтон, а зимой сходить на каток, обсудить за обедом события в школе или садике, не забыв рассказать увлекательно о том, что происходит у вас на работе (даже если это подготовка к сдаче годовой отчетности), сходить в музей. Помимо того, что это бесплатно или почти бесплатно, так еще вызывает искренний восторг у детей. Проверено. Работает. Психологи говорят, что человеческая память крайне избирательна. Нужно приложить усилия, чтобы памяти вашего ребенка было из чего выбирать, а не вспоминать мучительно, чем отличается сюжет в пяти фильмах о трансформерах. 
 
Забота о здоровье ребенка — один из важнейших постулатов в кодексе родителя. Этим вовсю пользуются маркетологи, добавляя волшебные свойства даже самым простым товарам. Рекламные слоганы о полезности питания из баночек призывают тратить на одну порцию бюджет, равный кастрюле супа для взрослого человека. Японские подгузники необъяснимо лучше других, но популярны только в России. Всевозможные товары с приставкой «для детей» заставляют нас покупать отдельный набор чистящих средств, посуды, косметики, и здесь родители бескомпромиссно не готовы экономить. Мало кто при этом читает состав того, что позиционируется как «для детей» и сравнивает с составом обычных средств. А советы на форумах и споры о том, что лучше, можно читать, только включив режим иронии. Правило экономии во благо №4: откажитесь от импульсивных покупок, основанных на рекламных слоганах. Посоветуйтесь с педиатром о том, что действительно нужно вашему ребенку с точки зрения правильного ухода в соответствии с возрастом и состоянием здоровья. Вы удивитесь, сколько получится сэкономить.
 
Желая дать ребенку все самое лучшее, родители забывают, что взрослые проблемы у их детей появятся также неожиданно, как первый снег для коммунальных служб. То, с какой скоростью меняются условия жизни ввиду развития технологий, требует от современных родителей научить своих детей так же быстро адаптироваться. Как предлагается в одной притче, нужно дать детям удочку, а рыбу они должны научиться ловить самостоятельно. Сэкономленные на лишних игрушках и ненужных вещах средства можно и нужно откладывать на образование. Это тот фундамент, который может дать хороший старт вашему ребенку. И это правило экономии во благо №5.

Как помочь себе экономить на детях

В эру глобальной технологизации всех сфер жизни родители могут рассчитывать на «умных» помощников в этом нелегком деле. Заведите приложение в смартфоне, в котором вы сможете отражать свои траты и вести бюджет. Если все делать аккуратно и не забывать, уже через месяц можно будет увидеть ненужные расходы.
 
Стремительное развитие онлайн-торговли поможет быстро найти самый оптимальный вариант всего чего угодно с точки зрения соотношения цена/качества в рамках конкретно вашего бюджета. Особенно стоит обратить внимание на акции. Единственное предостережение — нужно заранее решить, что нужно вашему ребенку, тогда получится избежать импульсивных покупок.
 
Дарение подарков на любые праздники стоит формализировать. Составьте списки подарков заранее, разошлите их друзьям и родственникам, ведь вы лучше знаете, что нужно вашему ребенку. Конечно, нужно учесть разные финансовые возможности дарителей. Но в любом случае так вы избежите получения трех одинаковых конструкторов LEGO и выполните пожелания ребенка на много месяцев вперед.
 
Во взрослом сегменте одежды уже давно многие руководствуются правилом: 80% вещей составляют базовые комплекты, 20% — ультрамодная одежда. Если применить это правило и к детскому гардеробу, то будет легче не только вашему кошельку, но и ребенку. Выбрать одежду будет гораздо проще, ведь все сочетается между собой, а свободу выбора, которую можно дать ребенку, он точно оценит. Это будет ваше проявление уважения к маленькой личности.
 
На детях экономить можно и нужно. Они обязательно скажут вам за это спасибо!

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+