Согласно данным Росстата, в России доля девушек среди выпускников факультетов физики и математики составляет около 20%. Та же ситуация в области информационных технологий. Такой дисбаланс объясняется несколькими факторами. Главный, проявляющийся еще в школе, — банальное нежелание девочек изучать математику. Вторит фактам и мировая статистика. Мужчин, занятых в STEM-отраслях (наука, технологии, инженерия, математика), в 3-4 раза больше, чем женщин.
На примере нашей академии, которая имеет представительства в 82 странах и где обучаются дети от 4 до 14 лет, мы видим, что в России ментальной арифметике обучается 65% мальчиков и 35% девочек.
В обществе по-прежнему сильны стереотипы и разделение на «женские» и «мужские» специальности, устойчивы ролевые модели о мужчине — добытчике и женщине — хранительнице домашнего очага, об острой необходимости выйти замуж.
Мы общались со своими ученицами, пытаясь выяснить, кем они видят себя в будущем. Оказалось, что интерес к точным наукам у них не такой сильный, как у мальчиков, в силу отсутствия ролевых моделей в обществе: при слове «инженер» в сознании девочки возникает образ седовласого мужчины — угрюмого, необщительного, замкнутого на себе. Вместе с тем в перспективе более 70% профессий в эпоху цифровой экономики будут основываться на знании математики, информатики и технологических наук. Если ничего не предпринимать, то женщины могут оказаться на обочине технологического прогресса. Мы видим несколько вариантов вовлечения девочек в изучение точных наук.
Во что мы играем
Основательница компании GoldieBlox, которая производит инженерные игрушки для девочек, Дебби Стерлинг еще до того, как поступить в Стэнфордский университет, задумалась о том, что мальчикам рынок предлагает «военизированные» игрушки, а девочкам — связанные с домом и бытом. В то время как в обществе модели поведения и роли мужчин и женщин меняются. Женщине уже нет необходимости круглые сутки стоять у плиты или стирать белье. С этим прекрасно справляется домашняя техника. Поэтому Дебби предложила новый продукт для девочек — инженерные игрушки, сохранив традиционное представление о девочках как хранительницах домашнего очага. Например, чтобы в домике для кукол загорелся свет, его обладательница должна сама догадаться, как подсоединить провод к лампе.
Производители куклы Барби, которая задавала ролевую модель нескольким поколениям, тоже почувствовали новое веяние времени и в прошлом году выпустили коллекцию из 17 кукол. Понимая важность популяризации STEM-обучения среди девочек, одной из кукол стала Барби — инженер-робототехник.
В США сейчас очень активно вовлекают девочек и женщин в изучение науки. Дизайнерская марка одежды SHENOVA создает платья с «научными» принтами. Первое платье было сделано с принтом нейронов сетчатки, потом пошли формулы, карты звездного неба и т. д. Создатели бренда уверены, что создают не просто одежду, а манифест красивой и умной женщине.
Учат — в школе
Потеря интереса к математике у девочек происходит в средней школе, когда начинается процесс взросления и очень высоко влияние гендерных установок семьи и общества. Согласно исследованиям Высшей школы экономики, девочки уже с 5-го класса не считают для себя STEM-сферу приоритетной, таких оказалось большинство — 64,9%.
Изменить ситуацию на данном этапе можно, если правильно промотивировать девочек.
Компания Microsoft проводила опрос и выяснила, что 72% ответили, что для них важно иметь работу, которая напрямую помогает миру, но только 37% думали о карьере STEM как о творческой или делающей мир лучше. То есть девочкам могут быть интересны STEM-дисциплины, когда они понимают, как на практике воспользоваться полученными знаниями и какую пользу они могут принести миру.
Вот это желание помочь миру, изменить его к лучшему является мощным драйвером вовлечения в изучение точных наук. В США прислушались к этому запросу девочек и создают программы, которые ориентированы на решение социальных задач.
Например, в организации Girls Who Code (о которой чуть подробнее — ниже) девочки создают приложения, помогающие поддержать сверстников во время депрессии или предотвращать насилие с оружием. Некоммерческая организация Washington STEM спонсирует программу инженерных стипендиатов для решения реальных проблем. В том же штате студенты построили систему фильтрации для очистки реки.
Где мы работаем
Как показывает практика, девочки и большинство женщин не верят в свои силы. Согласно исследованию портала Superjob, зарплатные ожидания мужчин-москвичей всегда выше рынка примерно на 15%, в то время как женщины, наоборот, проявляют меньшие финансовые амбиции.
Отчасти чтобы устранить эту несправедливость, многие крупные IT-компании внедряют специальные программы по увеличению доли женщин среди сотрудников, причем вовлекая в процесс обучения не только женщин, но и девочек. Несколько лет назад в Америке была создана некоммерческая организация Girls Who Code. Вначале она представляла собой группу американских программисток, которые собирались каждый месяц, чтобы вместе «кодить», то есть создавать компьютерные программы. В 2014 году сообщество Girls Who Code уже имело отделения в 14 странах, а сейчас, заручившись поддержкой компании IBM, оно к 2020 году планирует обучить программированию более миллиона девушек по всему миру. Похожий проект — Women Who Code — поддерживают Facebook и Twitter.
Если посмотреть на российский рынок, то программ, направленных на привлечение в IT-индустрию женщин, очень мало. 35% опрошенных в 2016 году Институтом развития интернета (ИРИ) компаний сообщили, что у них нет специальных инициатив для развития профессионального потенциала женщин. Многие российские работодатели не считают, что это первостепенная задача для их бизнеса, и заявляют, что комфортные условия нужно создавать для всех сотрудников — и мужчин, и женщин. Радует лишь одно — во многих отечественных компаниях количество женщин-программистов растет. Так, в «Сбербанк-технологиях» количество женщин среди сотрудников увеличилось в период с 2016 по 2017 год с 1305 до 2445 человек. Еще одна российская компания, InfoWatch, специализирующаяся на информационной безопасности в корпоративном секторе, на некоторых позициях демонстрирует равное количество мужчин и женщин: например, на позициях технических писателей и юзабилити-дизайнеров.
Один из заметных проектов, признанный поддерживать женщин, — это конкурс «Для женщин в науке» на получение грантов от L’Oreal и UNESCO.
Резюмируя, отмечу, что важный момент в вовлечении девочек в изучение точных наук — это момент популяризации. Чем больше девочки будут верить в собственные силы, чем осознаннее будет их выбор, тем больше шансов получить новых «ковалевских».
В ближайшее время тема гендерных стереотипов должна уходить в прошлое. Это тем более актуально, что в недалеком будущем нашим детям придется конкурировать не по половому признаку, а биологическому, ведь ручной труд постепенно заменяется машинным. Простой пример: несколько лет назад компания Amazon оснастила склады роботами. Выгода налицо: те операции, на которые человек обычно тратит 60-75 минут, робот выполняет за 15. И этот факт не вызывает такого интереса, как все, что связано с различием полов. А зря.