21 сентября 2018 года правительство Калифорнии приняло решение, поменявшее принцип работы советов директоров во всем штате. Законопроект обязывает компании увеличить количество женщин в совете директоров (СД) к концу июля 2021 года: минимум две женщины из пяти человек или минимум три женщины, если состав совета директоров превышает шесть человек. Те компании, которые не последуют постановлению, должны заплатить штраф в размере $100 000, а за повторное нарушение выложить уже $300 000. Не позднее конца 2019 года любая компания с советом директоров, включая иностранную, обязана принять в правление как минимум одну женщину.
Калифорния стала первым штатом Америки, на законодательном уровне закрепившим обязательное участие женщин в совете директоров. Многие европейские страны ушли вперед и уже имеют подобный закон: к примеру, Норвегия еще в 2008 году обязала компании отдавать 40% мест в совете директоров женщинам.
Командный игрок
Любая регламентация, опирающаяся на гендерный фактор, воспринимается двояко. В той же Калифорнии феминистское сообщество встретило инициативу восторженно, а часть компаний — сдержанно, вплоть до того, что некоторые игроки рынка заявили о возможном решении закрыть свои отделения в штате.
Тем не менее пора признать: присутствие женщин в команде во многом гарантирует эффективность работы, неважно, на каком уровне это происходит. Существуют исследования, подтверждающие это. На ряд из них ссылается сама ООН, призывающая уменьшить гендерный разрыв на кадровом рынке. Так, согласно отчету MсKinsey, компании получают более ощутимую выгоду, увеличивая возможности трудоустройства и промотирования для женщин, что улучшает эффективность оргструктуры и обеспечивает рост компании. По оценкам экспертов, организации с тремя и более женщинами на руководящих должностях получают более высокие оценки во всех аспектах корпоративной деятельности. А на сайте правительства Австралии сказано, что конец гендерному разрыву принесет огромную экономическую прибыль и стране, и бизнесу.
«Если я и буду кому-то передавать власть в своей компании, то только женщине, — рассказывал мне собственник и генеральный директор одной медицинской сети. Женщина не будет чересчур рисковать, она несколько раз все взвесит и обсудит. Ей не нужно обязательно «продавить» свое решение, у нее меньше амбиций навязать всем свое мнение и стать победителем в споре. Она всегда готова выслушать аргументы и чужую точку зрения. Пусть на меня набросятся другие мужчины, но у женщин в целом более мудрый стиль руководства».
Действительно, у женщин меньше амбиций к власти. Согласно исследованию Kontakt InterSearch Russia, среди компетенций, которые стараются развивать в себе женщины-руководители, лидерство стоит только на четвертом месте. В то время как у мужчин лидерство занимает вторую строчку рейтинга. В своей практике мы постоянно оцениваем компетенции кандидатов на роль руководителей, и могу с уверенностью сказать, что женщина — более командный игрок. А это обязательное условие для работы в СД: здесь каждый член команды должен думать о компании и ее выгоде, а не о том, как продвинуть самого себя. И нередко именно женщина помогает не допустить ситуации, описанной в басне «Лебедь, рак и щука».
Барьеры на пути в совет
Пока зарубежные страны закрепляют женское положение в законодательстве, России очень далеко до западных стандартов. У нас нет установки на гендерный процент в совете директоров, и женщина в СД — по-прежнему редкое явление.
Чем обусловлена такая ситуация?
Во-первых, историческими причинами. Советы директоров появлялись при государственных структурах, в банковском секторе, крупных публичных компаниях акционерного типа, где организация СД была обязательным условием выхода на IPO, а на топ-позициях изначально находились одни мужчины. Теперь традиции изменить сложно, а в непубличных структурах совет директоров — по-прежнему не самая популярная история. Кроме того, у 90% женщин-руководителей начальник — мужчина: в управлении женщин по-прежнему меньше. Тогда откуда браться кандидаткам на роль директора в СД при таком дисбалансе? По факту мужчины просто выигрывают в количественном отношении.
Но не все упирается в дискриминацию. Нередко главный барьер, стоящий перед женщиной, — она сама. То же исследование Kontakt Intersearch Russia показало, что основными препятствиями на пути дальнейшего развития 22% женщин-управленцев считают неуверенность и боязнь перемен, в то время как мужчины указывали на данный фактор лишь в 2% случаев. При этом 48% женщин заявили, что им ничего не мешает расти дальше — у мужчин процент такого ответа был равен 81%.
Когда я ищу кандидатов на роль директора в совет директоров, то при первом телефонном разговоре часто слышу от женщин один и тот же ответ: «Большое спасибо! Это очень интересно, но мне сначала нужно заручиться согласием своего работодателя и узнать, как он смотрит на то, что я буду совмещать две роли». Мужчина такой момент в первичной беседе не уточняет никогда. Он исходит из того, что сначала нужно попробовать, а потом разбираться. И если кандидата утверждают, то он нередко ставит начальника перед фактом. Несколько раз я слышала от мужчин фразы: «Буду объявлять боссу ультиматум» или «Конечно, он меня отпустит, куда он без меня денется».
Как вырасти до директора
Коммерческие компании обычно не требуют специального образования для работы в СД. Им важнее репутация, достижения, личностные компетенции, по возможности опыт работы в советах других организаций, и образование будет идти в дополнительный плюс. А вот государственные структуры, как правило, запрашивают соответствующую сертификацию.
Чтобы попасть в СД независимым директором, необязательно быть СЕО. Совет директоров обычно состоит из трех комитетов: по аудиту и контролю, назначениям и вознаграждениям, стратегии. Если вы выполняете HR-функцию, попробуйте себя в комитете по назначениям. Если занимаетесь финансами — в комитете по аудиту. После вам будет гораздо проще продвинуть себя в советы директоров других компаний или иные комитеты.
Чтобы стать частью комитета по стратегии, обязательно развивайте навыки стратегического мышления и лидерства, как в рамках обучения, так и реализуя соответствующие корпоративные проекты. По этим двум ключевым компетенциям вас будут оценивать работодатели и хедхантеры во время конкурса на вакансию. Да, командным игроком быть обязательно, но не забывайте, что вам придется защищать свою точку зрения и именно из-за лидерских качеств мужчин берут в советы намного чаще женщин.
Развивайте личный бренд и нетворкинг. Если вы хотите попасть в совет директоров, очень важно заявить о себе как можно большему количеству профессионалов на рынке. В первую очередь о вас должны говорить дела, но хороший PR еще никому не мешал. Ходите на мероприятия, где может оказаться ваш потенциальный будущий партнер по совету, налаживайте отношения, делитесь опытом и рассказывайте об успешных кейсах. Зачастую учебные программы становятся главным источником полезных знакомств и зарабатывания профессиональной репутации.
Старайтесь пробовать себя в разных сферах. Не бойтесь уйти из привычной отрасли, если понимаете, что достигли здесь потолка — тренд кросс-индустриальных переходов сегодня набирает обороты и будет усиливаться. Чем больше индустрий вы изучите, тем больше вариантов работы в СД получите со временем.
Попасть в совет директоров — полдела, главное — в нем закрепиться. И здесь многие допускают ошибки просто потому, что когда-то не придали большого значения возможной нагрузке. Член совета директоров — это не только красивый статус, но и работа. Вас довольно быстро исключат, если вы не приносите никакую пользу. Заседанию СД всегда сопутствует большая подготовка. Вам будут присылать все материалы к собранию (обычно это делается за 10 дней), однако поверхностно ознакомиться с документами не получится. Скорее всего, вам потребуется глубокое погружение, а также телефонные беседы и личные встречи с операционными менеджерами. На собраниях вы должны быть активными, демонстрировать глубокую осведомленность, аргументировать свою позицию и не бояться поспорить при необходимости с мнением «старейшин» совета.
И наконец, сразу отдайте себе отчет: работа в СД не принесет вам большого дохода и никогда не сравнится с окладом на должности корпоративного топ-менеджера. Но она сделает из вас еще большего профессионала, повысит статус, расширит кругозор, позволит применить в своей компании полученные знания и практики и обеспечит вам имя.